Варламов Александр Николаевич (1971)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел северной филологии ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: ataki2006@yandex.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р филол. наук

Область научных интересов: Фольклор эвенков

ID Автора: SPIN-код: 7492-6130, РИНЦ AuthorID: 619081

Деятельность: В 1993-1995 гг. - сотрудник Музея музыки и фольклора народов Якутии, в 1995-1996 г. - специалист Управления по делам молодежи, спорта и туризма администрации г. Якутска, в 1996-2003 - руководитель этнографического комплекса "Бакалдын". С 2002 г. научный сотрудник Института гуманитарных исследований АН РС(Я).

Документы 1 - 10 из 29
1.

Год выпуска: 2024

О лекции "Эвенкийский нимнгакан: воплощение фольклорных традиций в искусстве эпохи глобализации", которую провел Александр Варламов, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИГИПМНС СО РАН в рамках Декады родного языка и письменности
2.

Количество страниц: 4 с.

Рассматривается влияние глобализации существенно на степень сохранности традиционного уклада жизни аборигенов Сибири и Дальнего Востока на примере фольклора эвенков. Главными негативными факторами являются сужающийся ареал сохранения традиционного уклада жизни и родного языка.

Варламов, А. Н. Наука и фольклор: традиции и новации / А. Н. Варламов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 2 (2). - C. 85-86.

3.

Количество страниц: 11 с.

В исследовании, посвященном эвенкийской топонимике, рассматривается этимология притоков р. Алдан в его верхнем течении. Актуальность публикации обусловлена необходимостью восстановления исходной этимологии гидронимов в связи с проблемой распространения ошибочных гипотез в научной и справочной литературе. Цель исследования - определить этимологию гидронимов (притоков р. Алдан) с эвенкийского языка. Задачами исследования являются: определение исходной транскрипции и значений названий рек на основе лексического пласта эвенков Южной Якутии и сопредельных территорий; обозначение специфики пространственной ориентации эвенков, в которой реки являются центральными ориентирами движения. Научная новизна работы обусловлена исследовательским подходом, в котором топонимия представляется важной составляющей системы пространственной ориентации эвенков. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: этимологический, географический, сравнительно-сопоставительный. В рамках данного подхода топонимия географического ареала исследуется с позиции принципов историзма, семантического соответствия, социальной обусловленности и в соответствии с культурными традициями коренных обитателей территории - эвенков Южной Якутии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что река является центральным объектом в системе пространственной ориентации эвенков, в которой каждый объект воспринимается ее неотъемлемой частью и наделяется уникальными характеристиками в соответствии с условиями местного ландшафта, использованием объекта в системе ориентации и движении в соответствии с потребностями кочевого хозяйства. Этимология топонимов притоков р. Алдан в его верхнем течении основывается на лексическом пласте эвенков Южной Якутии и прилегающих территорий, являющихся коренными обитателями региона.

Варламов, А. Н. Эвенкийские гидронимы верховьев р. Алдан / А. Н. Варламов, Ю. А. Варламова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2022. - N 4 (84). - С. 67-77.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.70.56.008

4.

Количество страниц: 6 с.

Цель исследования - определение специфики эвенкийских антропонимических традиций, связанных с шаманизмом. Научная новизна обусловлена темой исследования - в публикации впервые рассматривается шаманский антропонимикон эвенков в сюжетах о шаманах различных жанров эвенкийского фольклора и исторических документах. На основе шаманской лексики различных групп эвенков, опубликованной в изданиях словарей тунгусо-маньчжурских языков, приводятся значения имен фольклорных персонажей и исторических лиц, представляющие собой дословные или образные характеристики служителей древнего культа. В результате проведенного исследования автор приходит к заключению о том, что антропонимические традиции эвенков свидетельствуют о большой роли шаманизма в этнической среде: в именах эвенкийских шаманов отражены уникальные характеристики и функциональные обязанности служителя культа; шаманский антропонимикон эвенков демонстрирует специфику словообразования в агглютинативных языках и является отражением мировоззренческих и социальных традиций эвенков.

Варламов, А. Н. Шаманский антропонимикон в сюжетах эвенкийского фольклора и исторических документах / А. Н. Варламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, N 11. – С. 3515-3520
DOI: 10.30853/phil20220595

5.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматривается вопрос типологического сходства фольклорных традиций эвенков и хамниган. Основываясь на имеющемся материале эпоса восточных эвенков и эпических текстах ононских хамниган, проанализирован сюжетно-мотивный состав в эпических традициях эвенков и этнической группы хамниган, т. к. типологическое сходство эпических традиций эвенков и хамниган до настоящего времени не исследовано. Проблема этногенеза этнической группы, называемой хамниганами, в настоящее время поднимает научную дискуссию. Авторами взята за основу принятая в научной среде, наиболее верное изложение этнической истории этнолокальной группы эвенков-скотоводов хамниган, которая под влиянием монгольско-бурятской культуры утратила эвенкийское этническое самосознание. Также исследователи обращают внимание на наименование этнонима хамниган. В бурятском и монгольском языках слово хамниган означает "эвенк, тунгус", хамнигане проживают в Китае и Монголии и сохраняют диалект эвенкийского языка как родного (материнского). Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа эпических традиций эвенков и хамниган. Анализ демонстрирует отчетливое сходство мотивов в сюжетах об одиноком герое и конном охотнике, что свидетельствует об общности генезиса фольклорных традиций эвенков и хамниган. Общность сюжетов проявляется в фольклорных жанрах, сходстве персонажей, например, схожи дух леса, охотник-спаситель людей, одинокий герой-демиург и др. Кроме того, идентичны и некоторые структурные части эпоса: зачин, знаковая система запевов. Основной сюжет об одиноком герое и конном охотнике рассказывает о символе важнейшей культурной традиции конных эвенков – древних обще-эвенкийских охотничьих и приобретенных скотоводческих. Структура и мотивный состав сюжетов об одиноком герое-первопредке в эпических традициях эвенков и хамниган имеют отчетливое сходство, свидетельствующее о едином генезисе сюжета на ранних исторических этапах развития этноса. Полученные результаты, в свою очередь, подтверждают гипотезу о сложном этногенезе хамниган как тунгусской группы, чей этнографический комплекс исторически формировался под сильным влиянием культурных традиций монгольских народов. Статья публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Варламов, А. Н. Эпические сюжеты эвенков и хамниган: к вопросу о культурной общности / А. Н. Варламов, М. П. Дьяконова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 2 (26). - С. 40-49
DOI: 10.25587/i2607-6286-7959-a

6.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена эвенкийскому празднику "Икэнипкэ". В исследовании описывается история происхождения праздника от древнего шаманского коллективного внутриродового обряда "Добывания охотничьей удачи". По мнению автора, возникновение шаманского обряда "Икэнипкэ" происходило во взаимосвязи с неолитическим культом лося. С течением времени обряд сохранился в виде отдельного шаманского камлания "Сэвэкан" и личного охотничьего обряда "Синкэлавун". К настоящему времени обряд, перешагнув внутриродовые границы, существует в виде современного праздника в различных регионах России.

Варламов, А. Н. Происхождение и краткое содержание эвенкийского праздника "Икэнипкэ" / А. Н. Варламов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 150-155

7.

Количество страниц: 7 с.

Варламов, А. Н. Идеологические трансформации в фольклоре эвенков в 20-60-х гг. XX в. / А. Н. Варламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, N 6. – С. 1789-1795. – DOI: 10.30853/phil20220312.
DOI: 10.30853/phil20220312

8.

Количество страниц: 10 с.

Варламов, А. Н. Байкал в зачинах эвенкийского эпоса: к вопросу об исторической прародине тунгусов / А. Н. Варламов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2019, N 4 (16). - С. 42-50.
DOI: 10.25587/SVFU.2019.16.44313

9.

Количество страниц: 12 с.

Варламов, А. Н. Ранние стадии этногенеза и миграции тунгусов в эпических традициях эвенков / А. Н. Варламов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2020, N 3 (19). - С. 30-41.
DOI: 10.25587/a6388-6171-8775-o

10.

Количество страниц: 18 с.

Варламов, А. Н. Историческая поэтика эпического наследия народов Якутии / А. Н. Варламов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2020, N 1 (17). - С. 32-49.
DOI: 10.25587/SVFU.2020.17.58364