Санги Владимир Михайлович Документы 1 - 10 из 13
1.

Издательство: Просвещение

Год выпуска: 1981

Количество страниц: 138 с.

Букварь для подготовительного класса нивских школ
2.

Издательство: Современник

Год выпуска: 1973

Количество страниц: 378 с.

В сборнике писатель подмечает то новое, что внесла в жизнь нивхов Советская власть, рассказывает о труде своих земляков-рыболовов, охотников и звероловов, знакомит читателя с особенностями уклада жизни нивхов
3.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 246 с.

В книге поэта, журналиста Х. П. Горохова-Элгэстэй вошли сонеты-посвящения близким автору людям
4.

Издательство: Известия

Год выпуска: 1977

Серия, номер выпуска: Библиотека "Дружбы народов"

Количество страниц: 568 с.

Старейшина рода Кевонгов Касказик с женой Талгук и сыновьями живут на берегу реки Тыми. Сыновья Наукун и Ыкилак ловят рыбу. Мать разделывает рыбу на юколу. Касказик мастерит две лодки. Ланьгук, невеста Ыкилака ждет встречи с ним. Ахмалки, люди рода тестей приплывают к Касказику за осетром. Ланьгук предупреждает Ыкилака о том, что ее хотят отдать за Ньолгуна.
Сын богатея Семена Аянова Чочуна родился в деревне Нельма, в глухой Олекминской тайге. В школе ему понравилась учительница. Когда она уехала в город, он подался за нею. В Якутске проходят революционные митинги. После долгих блужданий оказался в Нерчинске. На рынке Чочуна ограбил мясника. В кабаке познакомился с Нилом и Гришей. Они предложили грабить хунхузов, которые напали на обоз с золотом. Так Чочуна стал богатым. Перебрался в Хабаровск. Вскоре познакомился с рыбопромышленником Никифором Трошкиным.
С Сахалина приехал зять Трошкина Тимоша Пупок. Он развозит по стойбищам бочки и соль. Затем после сезона забирает соленую рыбу. Взамен дает посуду и продукты. Тимоша прихватил на Сахалин Чочуну.
Жена Касказика Талгук вспоминает детство. Отец согласился отдать девочку в жены Кевонгам. Пока те собирали выкуп, нагрянули люди из Нгакс-во. Напоили отца и забрали дочь. Люди из Кевонгов отбили девушку. Но при этом пролилась кровь. Талгук родила дочь и сына. Когда Касказик был на рыбалке, в стойбище пришли беглые каторжники. Они убили братьев Касказика и изнасиловали Талгук. Дочь Иньгит просватали в род Высквонгов за мальчика Чиндына. Касказик побывал у Высквонгов. Чиндын учится грамоте у Бронислава Пилсудского. Он пишет письма в Петербург. Пилсудский просит содействия в открытии школ для гиляков.
На двухпарусной шхуне приплыл Тимоша Пупок с Чочуной в стойбище Нгакс-во. Здесь у Тимоши живет семья. Сначала он поит нивхов водкой, затем нещадно обирает. Рассердившись, спалил дом Ньолгуна. Воспользовавшись этим, Чочуна склоняет нивхов подчиняться и служить ему. Подарил Ньолгуну ружье. Затем снарядил караван с товаром в тайгу.
Две зимы Касказик с сыновьями охотится. Выкуп собрали богатый. Авонги встретили прохладно. Чтобы доказать, что Ыкилак сможет прокормить семью, отправили на медведя. Удача сопутствовала охотнику.
Чочуна с Ньолгуном гостит у Тимоши Пупка. Чочуна хочет жениться на дочери Тимоши. Ньолгун основательно подготовился, накупил много всякого добра. Чочуна и Ньолгун приезжают к Авонгам. Напоили всех водкой. Раздали подарки. Вопреки всем обычаям Ланьгук отдали Ньолгуну.

Ложный гон

Выпускник школы Пларгун вместе со стариком Лучка и бригадиром Неханом вылетели на вертолете на охотничьи угодья. Каждому охотнику срубили по избушке и определили местность для охоты. По неопытности Пларгун сильно разбил голову. Нехан хочет отправить его обратно. Начался охотничий сезон. Нехан жестоко избил собаку Пларгуна. Собака еле выжила. Нехан заявляет, что продовольствие растаскали росомахи, масло сожрали собаки. Намекает на то, что кто-то должен вернуться за продуктами. Пларгуну не везет. В погоне за соболем он едва не замерз. Его спас старик Лучка. Пларгун насторожил около восьмидесяти капканов. Но соболь не идет в его ловушки. Нехан затеял охоту на медведя, во время которой Пларгун чуть не погиб. Нехан нарочно не стреляет в медведя. В его кармане Пларгун обнаружил махорку.
Пларгун заболел цингой. Неожиданно к нему в избушку приходит девушка. Ее преследует медведь-шатун. Пларгун убивает медведя. Девушка лечит его. Она рассказывает: род Такквонгун не хотел идти в колхоз, к ним прислали Нехана. Он стал председателем земледельческого колхоза, но он разорился. Нехан ушел, бросив семью.
Дед Лучка лечил Пларгуна свежей оленьей кровью. Пларгун вместе со стариком обнаружили на капканах махорку. Он разоблачает Нехана. Из-за жажды наживы, чтобы изгнать Пларгуна, он покалечил собаку, спрятал продукты, подсыпал махорку в капканы. Пларгун выполнил план. Он решил дойти до стойбища рода Такквонгун и найти ту девушку.

Изгин

Изгин - старый опытный охотник и рыбак. Также он знает много тылгуров-преданий. Профессор из Москвы записывал его сказания. С приходом зимы он едет охотиться на нерпу. В один из дней Изгин видит семь нерп, лежащих на льду залива. Одна из нерп была без головы, вторая с разодранным горлом. Это старый друг Изгина черно-бурый лисовин. Восемь лет назад старик впервые увидел его. Изгин отгонял зверя от косы, по которой ходили охотники. Лисовин перестал бояться Изгина. В прошлую зиму охотник отметил, что лис постарел. Изгин решил добыть лиса из-за шкуры редкой красоты. Но когда увидел свадебный танец с молодой лисицей, не тронул его.

Семиперая птица

Дед Лузгин с внуками Колкой и Урьюном ловит тайменя на острове Хой-вызф. Колка охотится на уток. Дед с Урьюном нашли на болоте птицу с переломанным крылом. Лузгин рассказал мальчикам легенду о Семиперой птице-счастья.
Ребята привезли птицу в школу. Они хотят организовать «Живой уголок». Колка с Урьюном соскучились по школьным друзьям. По реке Тыми на лодках поплыли в поход за экспонатами. Поставили в лесу ловушки. Учитель Илья Вениаминович рассказал ребятам о птице аисте. И возможно, что его принесло тайфуном. Утром проверили ловушки. Колке попался горностай, другим попались сойки и мышь. Далее маршрут лежал на реку Имчин. Совместными усилиями потушили пожар. Во время традиционных спортивных соревнований Колка увидел, как улетает его Семиперая птица – аист.

Легенда о Тынграе

В стойбище Миях-во жил с женой и сыном хромоногий мужчина из рода Сакквонгун. Хромоногий был старательный кормилец, но удача часто отворачивалась от него. У него было три кобеля и одна сука. Сын очень любил собак.
Однажды неизвестная собака стала проникать в амбары селения и пожирать запасы продуктов. Сын хромоногого, выйдя поздно вечером за дровами, увидел огромного стройного пса желтой масти. Вскоре их сука принесла восемь кобелей. Мальчик радовался, что у него будет целая упряжка. Хромоногому не везло на охоте и рыбалке. Пришлось половину щенков отдать соседям. В конце концов у мальчика остался один Тынграй. Но и его пришлось отдать за тушу лахтака и шкуру соболя. Упряжка, которую возглавлял Тынграй, всегда побеждала в гонках. Сын хромоного заболел и умер. Всю ночь жители стойбища слышали вой Тынграя.
5.
Заглавие: Избранное

Издательство: Художественная литература

Год выпуска: 1983

Количество страниц: 522 с.

В сборник избранных произведений советского писателя В. Санги вошли роман "Женитьба Кевонгов", рисующий широкую панораму жизни маленького народа нивхов в условиях дореволюционной России, роман "Ложный гон", повествующий о сегодняшнем дне сахалинских охотников; повести "Изгин" и "Тынграй", рассказы, а также нивхские легенды и сказки в литературной обработке писателя
6.

Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота

Год выпуска: 1986

Количество страниц: 328 с.

В книгу нивхского писателя Владимира Санги вошли получившие признание читателей романы "Женитьба Кевонгов" и "Ложный гон"
7.

Издательство: Современник

Год выпуска: 1985

Серия, номер выпуска: Библиотека литератур народностей Севера и Дальнего Востока

Количество страниц: 408 с.

В сборник вошли мифы, легенды. сказки, предания народов Севера и Дальнего Востока, собранные учеными-фольклористами и писателями на побережье Ледовитого океана, в колымской тундре, на Новой Земле, в низовьях Оби и Енисея. Мифы, сказания чукчей, саами, ульчей, нанайцев и других малых народов отражают их поэтический взгляд на мир, мечты о счастливой доле. "Легенды и мифы Севера" - первое столь полное издание, представляющее широкому читателю богатое устное творчество малых народов нашей страны
8.

Издательство: Западно-Сибирское книжное издательство

Год выпуска: 1968

Количество страниц: 260 с.

Долго неистовствовали бураны. В избе старого Мазгуна уже много дней никто не решался выйти на улицу. Уныло и медленно тянулось время. Но больше всех изнывала мать Пларгуна, маленькая женщина средних лет.
Пришло время, когда Мазгун снял со стены старую одностволку и вышел на крыльцо. Звук выстрела слился с грохотом бурана. Мазгун стрелял в ветер. Из далекого прошлого идет этот обычай. Надо пронзить сердце самого Ум-ла-ла – Злого Ветра и тогда на Землю вернется тихая солнечная погода – Погода Охоты. С хорошей погодой беспокойство матери Пларгуна усилилось. Наконец прилетел вертолет. Вышли охотники, юноши все нет и нет. «Где мой сын?! Где Пларгун?!», - истошно закричала женщина.

Зов предков
Пларгун в составе охотничьей бригады впервые летит на вертолете на самый отдаленный охотничий участок.
Отца юноша не помнит, ему было три года, когда отец не вернулся с охоты. Старые охотники и дядя Мазгун пророчили ему счастливое будущее охотника, но мать Пларгуна хотела, чтобы сын выучился. Нынешней весной Пларгун окончил школу. Признаться, он еще не решил, в какой институт поступать. И велика была радость юноши, когда Нехан взял его в свое охотничье звено. Нехан появился здесь три года назад, летом. Сильный, как медведь, общительный и веселый, он быстро стал своим человеком. На слете охотников он подписал выгодный договор на семьдесят пять соболей. И вот вертолет оставил на крутом берегу таежной реки Ламги трех человек. А с ними — двух собак, брезентовую палатку-времянку, три жестяных печки, охотничье снаряжение и провизии на три месяца. «Нынче урожайный год. Орех есть — мышь есть, мышь есть —соболь есть», - сказал старик Лучка, походив минут двадцать в лесной чаще.
В первые дни охотники готовили заимки, добывали пропитание. Впервые Пларгун участвовал в охоте на медведя, впервые свежевал добытого зверя, впервые видел древний ритуал проводов медведицы к Паз–ызну и впервые добыл первый охотничий трофей – красавца хора. Увлекшись охотой на оленя, юноша в азарте ушиб голову, его угораздило спалить палатку, когда варил медвежью желчь.
Голову юноши перевязали, Нехан считал, что Пларгуна нужно везти в больницу. Подсознательно Пларгун почувствовал, что оказия с ушибом головы обрадовала Нехана.

Первая пороша
В охотничьей избушке Пларгун оказался один на один с тайгой, с её законами, которые он плохо знает, с её ночами, полными неизвестности и страха. Он один, как Робинзон Крузо на маленьком островке среди пустынного океана. Пларгун, оставшись один, вспоминает своих поселковых друзей, часто думает о девушке Нигвин.
В первый день самостоятельной охоты юноша увидел бой двух громадных хора. Они уперлись раскидистыми рогами и, тяжело дыша, напирали друг на друга.
Когда охотники собрались на совете, Нехан встретил их радушно. Но и Пларгун и Лучка сомневались в искренности поведения этого сильного человека. За обильной трапезой Лучка совершил древний ритуал: громогласными заявлениями пытаясь скрыть истинные намерения, обмануть Паз–ызна – бога гор и тайги, и вместе с ним всех зверей и птиц, усыпить их настороженность. Тогда обманутые звери станут добычей ловких охотников.
Утром юноша проснулся от визга собаки, Нехан, утверждая, что собаки съели все сливочное масло, со всего маху пинал в живот Кенграя. У нивхов запрещено бить собаку по спине и в бок — это может привести к непоправимым последствиям. Когда необходимо наказать собаку, ее бьют чаще всего по шее. Несильный удар по шее более безопасен, чем по хрупкому позвоночнику.
Нехан предпринял еще одну попытку отправить молодого охотника в селение за продовольствием. Но старик Лучка был против, ведь рядом бегает много мяса. А идти кому-то в селение — это очень опасно. Реки еще не все стали.
До своей избушки Пларгун донес собаку на руках, и от усталости даже не помнил, как взобрался в спальный мешок. Выйдя на охоту, юноша обрадовался, увидев следы соболя. И Пларгун, охваченный охотничьим азартом, погнался по следу. Через час понял, что заблудился. Разжег костер и заснул от усталости. Спасли молодого охотника старик Лучка с верным Кенграем. Наконец-то за три недели Кенграй оправился от ушибов и теперь охотно шел в тайгу. В этот раз Пларгуну удалось добыть первого соболя. А увидев, как Кенграй с головой проваливается в снег, как ему трудно достается каждый шаг, молодой охотник понял и другое. Понял, что упустил самое добычливое время — время охоты с лайкой по малоснежью.

Эй, человек
После обильного снегопада Пларгуну снова пришлось пробивать лыжню – прежнюю занесло. На кругу юноша насторожил около восьмидесяти капканов, как учил старик Лучка. Уже несколько недель соболь отказывался идти в ловушки. Будто кто-то наговорил им, и они дружно обходили ловушки молодого охотника. «В чем дело? Неужели на капканах остался запах?», - недоумевал Пларгун.
Охотники собрались на медведя. Во время охоты бесстрашный Нехан растерялся и почему-то медлил с выстрелом. Если бы не собаки, с Пларгуном случилась бы беда. Только старик не растерялся и ловко справился с медведем. Но перед охотой случилось одно событие, Нехан еще раз предложил юноше уйти в селение, так как он не может выполнить план, да и продуктов у него нет. Даже несмышленому мальчику уже было бы заметно: присутствие в тайге Пларгуна раздражает Нехана.
Как-то вышел Пларгун из своей остывшей избушки, чтобы насобирать сучьев на растопку, и услышал громкое, зовущее: «Эй, человек!»

Тайга глушит звуки
Тяжело переступая короткими широкими лыжами, поднимался человек на крутой заснеженный берег. Он левой рукой снял шапку. И увидел Пларгун: перед ним стоит девушка, нивхская девушка. Из несвязного рассказа Пларгун понял одно: родители девушки по какой-то причине ушли от людей и живут уединенно в отдаленном стойбище. Вот уже несколько зим злой дух преследует стойбище людей Такквонгун. И нет от него никакого спасения. А старики, чтобы не вызвать гнев Пал-ызна, запретили трогать духа в обличье медведя. Девушка считала, что злой дух – это бывший председатель нивхского земледельческого совхоза по имени Нехан. Он руководил колхозом лет десять, пока не довел хозяйство до полного разорения. Потом его все-таки сняли с высокого поста. Он куда-то исчез, бросив жену и ребенка. Он, наверно, умер и ушел в Потустороннее селение, а дух его остался. Тогда смелая девушка решила, что отведет духа от стойбища.
Выйдя из заимки, Пларгун увидел огромного, размером с дом, черного духа. Дух глянул на юношу ожидающе. И не спеша, вперевалку, пошел навстречу. Пларгун не слышал выстрела. Только почувствовал сильный толчок и провалился в черную бездну...

Ложный гон
Пларгун провалился в болезнь. Как только молодой охотник окреп, он вместе со стариком отправился осматривать капканы. На снегу рядом с капканом и оголившейся, источенной мышами привадой кто-то насыпал мелкой зеленоватой махорки. Юноша вспомнил, как осенью видел махорку в кармане Нехана, его испуганный взгляд и торопливое объяснение: «Это для жертвоприношений». Охотники молча вошли в избушку Нехана, молча сели на чурбаки. Пларгун стал обвинять Нехана, что тот делал все, чтобы юноша покинул тайгу: покалечил собаку, из-заа этого он лишился охоты по первоснежью, насыпал махорки у капканов, спрятал продовольствие. И все ради денег и славы.
Пларгун обрабатывал шкурку, когда к нему пожаловал Нехан и предложил сделку, он отдает своих соболей в счет плана юноши, но за это деньги пополам. «Нет», - упрямо мотнул головой Пларгун.
Началась последняя и долгожданная пора в длинной и трудной зимней охоте. В конце зимы соболь будто теряет разум, забывает об осторожности. У него просыпается потребность к гону. Но это не истинный гон. Это, как говорят охотники, пустой, или «ложный» гон, когда будто взбесившиеся соболи забывают о всякой осторожности и легко становятся добычей охотников. Во время ложного гона Пларгун ловил обезумевших соболей, выполняя план. Сезон охоты завершился, скоро за охотниками прилетит вертолет, но Пларгун неожиданно решил отправиться в стойбище рода Такквонгун и посмотреть, как там живут люди. Домой вернется на собаках с первым настом Кар-Лонга – месяца грачей. Пларгун шел широким шагом и думал о завтрашнем дне. Радовался, что скоро его мечта учиться на охотоведа осуществится. «Размечтавшись, Пларгун и сам того не заметил, как у него наладилось ритмичное, глубокое дыхание, как размеренно и широко ступают окрепшие ноги. Юноша шел шагом дальней дороги...

«Изгин»
Что-то родное находил Изгин в тупоносых, битых временем и невзгодами лодках. Старик Изгин опытный охотник и рыбак. Некоторые поселковые насмешники говорят, что он отжил свое и теперь годен разве только в сторожа. Но Изгин упрямо стоит на своем — он был охотником, сейчас охотник и умрет охотником. Сколько исходил Изгин за свою долгую жизнь, и неслучайно в прошлое лето профессор из Москвы и молодой поэт Тайгук записывали его рассказы, а Изгин торопился рассказать все, что слышал за свою долгую жизнь. Старику все реже и реже удавалось потешить свое сердце радостью дальних странствий. Старость и болезни держали его в четырех стенах темного приземистого дома.
Страсть к странствиям старик компенсировал перестановкой мебели, а люди воспринимают это, как очередные чудачества Изгина. Чудачеством кажется им и то, что после первой же удачной охоты старик разнес по домам родственников нерпичьи туши, не оставив ничего себе.
Во время охоты на нерп он встретил своего старого друга – лисовина. Восемь лет назад в это время и в этом же месте они впервые встретились. Когда Изгин впервые увидел лисовина, у него появилось такое чувство, будто он встретил единственного брата после долгой разлуки. В прошлую зиму Изгин видел своего старого друга, и ему стало больно, что и его друга настигла безжалостная старость. Ка только установилась морозная, тихая до звона в ушах, солнечная погода. Старик заторопился на охоту в тайгу. Перед тем как нажать на спусковой крючок, Изгин еще раз внимательно оглядел друга. Он стар. Уже не нужен природе. Все равно умрет где-то в тайге, и его съедят другие звери. Старик положил палец на холодный спусковой крючок. И вдруг увидел красную молодую лисицу, которая прилегла перед красавцем лисовином. Это был свадебный танец. «Пусть поживет до следующей зимы», — спокойно подумал Изгин.
Но одна мысль стала тревожить и настойчиво стучать в виски: там, на тропе, капканы! Стараясь обезопасить старого друга – лисовина, старик стал наугад протыкать палкой снег, понимая, что нарушает законы тайги – нельзя трогать чужие капканы и мешать другому охотнику.
Обессилевший Изгин не может идти. Но он вспоминает свое обещание: «Я еще вернусь сюда». И тут он видит верного Тахрайка. Собака прибежала, обеспокоенная столь долгим отсутствием хозяина. Изгин понимает, почему волнуется Тахрайк. «Сквозь наплывший на глаза туман он благодарно смотрит на собаку... Идем, Тахрайк, идем, — с усилием говорит старик».

В. Санги – первый в истории маленького народа нивхов писатель. В книгу вошли прозаические произведения: роман «Ложный гон» и повесть «Изгин». Роман «Ложный гон» повествует о трех охотниках, оказавшихся на промыслах в далекой тайге, где им суждено провести три месяца вдали от «большой земли». Символично название романа. Ведь ложный гон — это не только время гона одурманенных первыми лучами солнца соболей, принимающих весну за летнюю пору. Ложный гон — это и скрытая опасность для человека стать на ложный путь в жизни, сделать неверный шаг, поддавшись соблазну легкости жизненных удач.
Повесть «Изгин» воспевает органичное единение человека с природой. В повести звучит утверждение новой жизни, которую не всегда понимает Изгин, но, благодаря своей житейской мудрости, осознает ее правильность и закономерность.

Пересказала Наталья Попова, главный библиотекарь Центра детского чтения Национальной библиотеки РС (Я)
9.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1987

Серия, номер выпуска: Большая судьба малых народов

Количество страниц: 232 с.

В предлагаемом читателю сборнике раскрывается роль русского народа, его культуры в счастливой судьбе народов Советского Севера, а приведенные отрывки из произведений известных русских писателей разного периода времени свидетельствуют о давнем и дружелюбном внимании русских людей ко всем сторонам жизни северян
10.

Издательство: Розовая чайка

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 24 с.

Составлен по аналогии с самоучителем "Поговорим по-якутски" (Якутск, 1987), с тем чтобы с этим разговорником могли пользоваться и те, кто слабо владеет русским языком. Различное написание слов допущено по причине существования вариантов произношения в практике общения людей