Тематические подборки
Картинка коллекции
Владимир Михайлович Санги — основатель нивхской литературы, один из авторов реформы нивхского алфавита, автор правил нивхской орфографии, нивхского букваря, учебника нивхского языка, учебников для нивхских школ, книг для чтения на нивхском языке, издатель русских классиков в переводе на нивхский язык.

БИОГРАФИЯ
Родился 18 марта 1935 года в стойбище Набиль (теперь посёлок Сахалинской области). Окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, Высшие литературные курсы. Член Союза писателей СССР с 1962 года.
После окончания института В. Санги в 1959 г. вернулся на Сахалин, преподавал в нивхской школе, затем был назначен инспектором по делам малых народов Ногликского райисполкома. По роду своей деятельности посещал отдаленные стойбища, встречался с нивхами и ороками, эвенками и нанайцами, записывал нивхские легенды и предания.
С 1976 г. проживал в Москве, будучи секретарь правления Союза писателей РСФСР. В 1996 году писатель возвращается из Москвы на родовые земли в Ногликский район.
В течение ряда лет В. Санги избирался секретарем правления Союза писателей России, был первым президентом Общероссийской Ассоциации народов Севера (1990-1994).
Награжден Государственной премией РСФСР имени М. Горького — за роман «Путешествие в стойбище Лунво», орденом «Знак Почёта», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «За верность Северу», Орденом Дружбы.

ТВОРЧЕСТВО:
Литературным творчеством начал заниматься в студенческие годы: писал стихи и рассказы, часть которых печаталась в журналах «Костер», «Охота и охотничье хозяйство».
Первая книга «Нивхские легенды», изданная в Южно-Сахалинске в 1961 г. принесла В. Санги всесоюзную известность.
Следом за первой книгой выходят из печати сборник рассказов «Голубые горы» (1962) и стихи «Соленые брызги» (1962).
В 1960—1970-е годы появились новые крупные произведения писателя: повести «Изгин» (1969) и «Тынграй» (1970); романы «Ложный гон» (1965), «Женитьба Кевонгов» (1975), «Время добыч» (1977). «Женитьба Кевонгов» — одно из лучших произведений В. Санги, в нем ярко проявилось увлечение писателя историей своего народа, фольклором. На материалах нивхского фольклора, построен сборник «Легенды Ых-мифа» (1967).
Одна из важнейших тем творчества В. Санги — человек и природа, он пишет о мужестве и чести, о месте человека в жизни, о кровной связи его с родной землей. В его произведениях очень много автобиографичного, документального, все они написаны с большим уважением и глубоким почтением к своему народу. В них отразилась связь между прошлым, настоящим и будущим древнего нивхского народа, национальный характер, мышление, особое видение мира, быт, традиции, ритуалы, язык — то, что в условиях современной цивилизации может быть безвозвратно потеряно, если не будет зафиксировано для потомков.
В 1980-е годы в центральных издательствах выходит несколько сборников произведений В. Санги, в том числе «Избранное», включивших лучшие романы и повести, рассказы, сказки и очерки нивхского писателя. В серии «Новинки «Современника» издана эпическая поэма «Человек Ых-мифа» (1986), написанная по мотивам народных сказаний. В. М. Санги работает над историческим романом о судьбах нивхов и русских мореплавателей, исследовавших Сахалин.
В 2000 году издан двухтомник избранных произведений, включивший лучшие романы и повести, рассказы, сказки и очерки, получившие широкое признание в нашей стране, рисующие широкую панораму жизни нивхского народа.
Многие произведения В. Санги переведены на языки народов СССР и зарубежных стран. Являясь председателем комиссии по литературам и фольклору народов Севера и Дальнего Востока, В. М. Санги много времени уделяет составлению и редакции сборников произведений национальных авторов, переводит на нивхский язык русскую и мировую классику.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
• В 1993 году Санги избран вождём родов Кет Восточнобережного Сахалина и бассейна реки Тыми
• В 2015 году рубиновой звезде седьмой величины в созвездии Рыб присвоено имя «Владимир Санги»
• К 80-летнему юбилею Владимира Санги в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось заседание круглого стола «Сохранение и популяризация культурного и языкового наследия коренных народов Севера Сахалина (нивхов)»
• По признанию Владимира Санги, его стихи часто складываются как песни, оригинальные слова которых положены на музыку, написанную им самим

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 55
1.

Издательство: Красноярское книжное издательство

Год выпуска: 1989

Количество страниц: 495 с.

В сборник вошли мифы, легенды, предания, песни народов Сибири и Дальнего Востока, собранные учеными-фольклористами и писателями. Это наиболее полное однотомное издания устного народного творчества малых народностей СССР
2.

Издательство: Современник

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 432 с.

В книге представлены произведения участников I и II Всероссийских семинаров молодых литераторов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Повести и рассказы, стихи и поэмы сборника повествуют о сегодняшней жизни приамурской тайги, приполярной тундры, о краях долгой зимы и короткого лета - родине древнейших профессий рыбака, охотника, оленевода.
4.

Издательство: Современник

Год выпуска: 1973

Количество страниц: 378 с.

В сборнике писатель подмечает то новое, что внесла в жизнь нивхов Советская власть, рассказывает о труде своих земляков-рыболовов, охотников и звероловов, знакомит читателя с особенностями уклада жизни нивхов
6.
Автор:
Вуколов Леонид Иванович
Заглавие: Владимир Санги

Издательство: Советская Россия

Год выпуска: 1990

Серия, номер выпуска: Писатели Советской России

Количество страниц: 137 с.

Книга рассказывает о жизни и творчества нивхского писателя, одного из наиболее талантливых представителей современной многонациональной литературы Российской Федерации
7.

Издательство: Художественная литература

Год выпуска: 1985

Количество страниц: 440 с.

В сборник вошли произведения писателей Крайнего Севера и Дальнего Востока. Наряду с избранными рассказами Г. Ходжера, Ю. Рытхэу, Ю. Шесталова, В. Санги, В. Коянто, Н. Селивановой представлена проза зачинателей литературы этого региона - юкагира Тэкки Одулока, ненца Тыко Вылки, удэгейца Джанси Кимонко. Всех участников сборника объединяет стремление правдиво отобразить жизнь своего народа, его прошлое и настоящее
9.

Издательство: Красноярское книжное издательство

Год выпуска: 1991

Количество страниц: 84 с.

Эвенкийское сказание "Дэвэлчэн - первочеловек Среднего мира" - самобытное и яркое произведение богатейшего фольклора эвенков, отразившее их историю, быт и нравы в далеком прошлом. Произведение публикуется впервые
10.

Издательство: Известия

Год выпуска: 1977

Серия, номер выпуска: Библиотека "Дружбы народов"

Количество страниц: 568 с.

Старейшина рода Кевонгов Касказик с женой Талгук и сыновьями живут на берегу реки Тыми. Сыновья Наукун и Ыкилак ловят рыбу. Мать разделывает рыбу на юколу. Касказик мастерит две лодки. Ланьгук, невеста Ыкилака ждет встречи с ним. Ахмалки, люди рода тестей приплывают к Касказику за осетром. Ланьгук предупреждает Ыкилака о том, что ее хотят отдать за Ньолгуна.
Сын богатея Семена Аянова Чочуна родился в деревне Нельма, в глухой Олекминской тайге. В школе ему понравилась учительница. Когда она уехала в город, он подался за нею. В Якутске проходят революционные митинги. После долгих блужданий оказался в Нерчинске. На рынке Чочуна ограбил мясника. В кабаке познакомился с Нилом и Гришей. Они предложили грабить хунхузов, которые напали на обоз с золотом. Так Чочуна стал богатым. Перебрался в Хабаровск. Вскоре познакомился с рыбопромышленником Никифором Трошкиным.
С Сахалина приехал зять Трошкина Тимоша Пупок. Он развозит по стойбищам бочки и соль. Затем после сезона забирает соленую рыбу. Взамен дает посуду и продукты. Тимоша прихватил на Сахалин Чочуну.
Жена Касказика Талгук вспоминает детство. Отец согласился отдать девочку в жены Кевонгам. Пока те собирали выкуп, нагрянули люди из Нгакс-во. Напоили отца и забрали дочь. Люди из Кевонгов отбили девушку. Но при этом пролилась кровь. Талгук родила дочь и сына. Когда Касказик был на рыбалке, в стойбище пришли беглые каторжники. Они убили братьев Касказика и изнасиловали Талгук. Дочь Иньгит просватали в род Высквонгов за мальчика Чиндына. Касказик побывал у Высквонгов. Чиндын учится грамоте у Бронислава Пилсудского. Он пишет письма в Петербург. Пилсудский просит содействия в открытии школ для гиляков.
На двухпарусной шхуне приплыл Тимоша Пупок с Чочуной в стойбище Нгакс-во. Здесь у Тимоши живет семья. Сначала он поит нивхов водкой, затем нещадно обирает. Рассердившись, спалил дом Ньолгуна. Воспользовавшись этим, Чочуна склоняет нивхов подчиняться и служить ему. Подарил Ньолгуну ружье. Затем снарядил караван с товаром в тайгу.
Две зимы Касказик с сыновьями охотится. Выкуп собрали богатый. Авонги встретили прохладно. Чтобы доказать, что Ыкилак сможет прокормить семью, отправили на медведя. Удача сопутствовала охотнику.
Чочуна с Ньолгуном гостит у Тимоши Пупка. Чочуна хочет жениться на дочери Тимоши. Ньолгун основательно подготовился, накупил много всякого добра. Чочуна и Ньолгун приезжают к Авонгам. Напоили всех водкой. Раздали подарки. Вопреки всем обычаям Ланьгук отдали Ньолгуну.

Ложный гон

Выпускник школы Пларгун вместе со стариком Лучка и бригадиром Неханом вылетели на вертолете на охотничьи угодья. Каждому охотнику срубили по избушке и определили местность для охоты. По неопытности Пларгун сильно разбил голову. Нехан хочет отправить его обратно. Начался охотничий сезон. Нехан жестоко избил собаку Пларгуна. Собака еле выжила. Нехан заявляет, что продовольствие растаскали росомахи, масло сожрали собаки. Намекает на то, что кто-то должен вернуться за продуктами. Пларгуну не везет. В погоне за соболем он едва не замерз. Его спас старик Лучка. Пларгун насторожил около восьмидесяти капканов. Но соболь не идет в его ловушки. Нехан затеял охоту на медведя, во время которой Пларгун чуть не погиб. Нехан нарочно не стреляет в медведя. В его кармане Пларгун обнаружил махорку.
Пларгун заболел цингой. Неожиданно к нему в избушку приходит девушка. Ее преследует медведь-шатун. Пларгун убивает медведя. Девушка лечит его. Она рассказывает: род Такквонгун не хотел идти в колхоз, к ним прислали Нехана. Он стал председателем земледельческого колхоза, но он разорился. Нехан ушел, бросив семью.
Дед Лучка лечил Пларгуна свежей оленьей кровью. Пларгун вместе со стариком обнаружили на капканах махорку. Он разоблачает Нехана. Из-за жажды наживы, чтобы изгнать Пларгуна, он покалечил собаку, спрятал продукты, подсыпал махорку в капканы. Пларгун выполнил план. Он решил дойти до стойбища рода Такквонгун и найти ту девушку.

Изгин

Изгин - старый опытный охотник и рыбак. Также он знает много тылгуров-преданий. Профессор из Москвы записывал его сказания. С приходом зимы он едет охотиться на нерпу. В один из дней Изгин видит семь нерп, лежащих на льду залива. Одна из нерп была без головы, вторая с разодранным горлом. Это старый друг Изгина черно-бурый лисовин. Восемь лет назад старик впервые увидел его. Изгин отгонял зверя от косы, по которой ходили охотники. Лисовин перестал бояться Изгина. В прошлую зиму охотник отметил, что лис постарел. Изгин решил добыть лиса из-за шкуры редкой красоты. Но когда увидел свадебный танец с молодой лисицей, не тронул его.

Семиперая птица

Дед Лузгин с внуками Колкой и Урьюном ловит тайменя на острове Хой-вызф. Колка охотится на уток. Дед с Урьюном нашли на болоте птицу с переломанным крылом. Лузгин рассказал мальчикам легенду о Семиперой птице-счастья.
Ребята привезли птицу в школу. Они хотят организовать «Живой уголок». Колка с Урьюном соскучились по школьным друзьям. По реке Тыми на лодках поплыли в поход за экспонатами. Поставили в лесу ловушки. Учитель Илья Вениаминович рассказал ребятам о птице аисте. И возможно, что его принесло тайфуном. Утром проверили ловушки. Колке попался горностай, другим попались сойки и мышь. Далее маршрут лежал на реку Имчин. Совместными усилиями потушили пожар. Во время традиционных спортивных соревнований Колка увидел, как улетает его Семиперая птица – аист.

Легенда о Тынграе

В стойбище Миях-во жил с женой и сыном хромоногий мужчина из рода Сакквонгун. Хромоногий был старательный кормилец, но удача часто отворачивалась от него. У него было три кобеля и одна сука. Сын очень любил собак.
Однажды неизвестная собака стала проникать в амбары селения и пожирать запасы продуктов. Сын хромоногого, выйдя поздно вечером за дровами, увидел огромного стройного пса желтой масти. Вскоре их сука принесла восемь кобелей. Мальчик радовался, что у него будет целая упряжка. Хромоногому не везло на охоте и рыбалке. Пришлось половину щенков отдать соседям. В конце концов у мальчика остался один Тынграй. Но и его пришлось отдать за тушу лахтака и шкуру соболя. Упряжка, которую возглавлял Тынграй, всегда побеждала в гонках. Сын хромоного заболел и умер. Всю ночь жители стойбища слышали вой Тынграя.