Тематические подборки
Картинка коллекции
Хомус (варган) – древний музыкальный инструмент, возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.
«…Это племя добрых богов
Сотворило в подарок нам
Голосистый, милый сердцу
С дрожащим пружинистым язычком,
С железкой, звенящей вроде струны
На сто разнообразных ладов», - писал основоположник якутской литературы Алексей Кулаковский.

В Якутии ежегодно 30 ноября отмечается День хомуса, в Якутске находится единственный в мире Музей хомуса.

В подборке представлены издания о истории создания, технике изготовления, методах игры и о целительных свойствах звучания этого необычного музыкального инструмента.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 34
1.

Издательство: Якутский филиал СО АН СССР

Год выпуска: 1988

Количество страниц: 20 с.

В препринте даются краткие сведения о якутском хомусе, мастерах-изготовителях, поколениях хомусистов. Впервые систематизирован комплекс исполнительских приемов и приводятся образцы их письменной фиксации. Составлена учебная программа для студийного и кружковых занятий
3.

Год выпуска: 1991

Количество страниц: 144 с.

В сборнике впервые в отечественном музыкознании раскрыто научно-практическое осмысление функционирования и развития одного из древнейшего музыкального феномена - варгана и его разновидностей. Рассмотрены и установлены его география распространения, технология изготовления, школы исполнительства, а также взаимосвязь с другими жанрами музыки и искусства
6.

Издательство: КИФ "Ситим"

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 32 с.

Хомусная (варганная) музыка в Якутии достигла наивысшего своего развития. О чем свидетельствуют материалы II Международного Конгресса варгановедов и варганистов. Неоценимый вклад в развитии варганной музыки, ее теории и практики вносит И. Е. Алексеев, кандидат филологических наук. О жизни и творчестве его этот краткий рассказ. Книга заинтересует любителей хомуса, начинающих исполнителей, всех кто любит родную музыку
7.

Издательство: Хангаласская улусная типография

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 36 с.

Автор в своей книге рассказывает о хомусе, о секретах игры на хомусе, о своем становлении как хомусиста-импровизатора, виртуозах мира и о своих друзьях-хомусистах
8.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 20 с.

По автору - кузнец в якутской мифологии - человек благословенный Верховным Божеством. А творец певучего хомуса - кузнец, обладающий наивысшим мастерством, так как наряду с кузнечным умением он должен обладать и безупречным музыкальным даром. Здесь рассматривается путь развития национального музыкального инструмента с глубокой древности до наших дней
9.

Издательство: Издательство ЯГУ

Год выпуска: 1996

Количество страниц: 24 с.

Настоящее пособие является составной частью "Школы игры на хомусе по нотам" и предназначено для практического обучения на хомусе. В пособии даются сведения по основным типам дыхания и формам, применяемым при игре на хомусе. Так же предлагается символика обозначения, сохраняющая основные принципы и формы фиксации звука, метроритма, динамики и т.п., сформированные в многовековой истории музыкального искусства
10.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2000

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 123 с.

Особенность 1-й части хрестоматии в том, что партия хомуса в пьесах записана на линии, а не на нотном стане (нотоносце). Это более оптимальная форма записи, в которой интонации уделяется меньше внимания, чем краскам, звукоподражанию многообразию артикуляционных и основанных на дыхании, способов звукообразования