Тематические подборки
Картинка коллекции
С именем Валерия Ильича Кузьмина (1918-1983) связаны самые яркие страницы в истории авиации Якутии: покорение неба над Арктикой, перегон самолетов Аляска-Сибирь, становление авиационной отрасли в республике. Он - Герой Социалистического Труда, заслуженный пилот СССР, один из первых лётчиков из народа саха.
Валерий Ильич Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в якутском селе Иннях. Окончил лётное отделение Ульяновской объединённой школы лётчиков и авиатехников. В начале Великой Отечественной войны был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления особой воздушной линии. Кузьмин, как пилот, обслуживал изыскателей и строителей особой воздушной линии для связи с США. С осени 1942 года работал на воздушной трассе Уэлькаль — Красноярск, по которой началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. В 1943 году стал вторым пилотом самолёта СИ-47 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии 1-й перегоночной Краснознамённой авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Все военные годы работал на трассе Алсиб, участвовал в перегоне американских самолётов.
В послевоенные годы принимал активное участие в освоении побережья Северного Ледовитого океана, в разведке алмазных месторождений на западе Якутии. Продолжал работу в гражданской авиации Якутии, командиром воздушного корабля С-47 в 14-м транспортном авиаотряде. Со временем освоил новые типы самолетов — Ли 2, Ил-12, Ил-14.
В начале 1950-х годов стал командиром авиаэскадрильи. В 1958 году – пилотом 1-го класса. Работал командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации, командиром Нижнеколымского авиапредприятия Полярного управления ГВФ. В 1967 году был назначен командиром 139-го лётного отряда, осваивающего сразу два типа самолетов — Ан-24 и Ан-12. В том же году он становится заслуженным пилотом СССР.
В 1969 году возглавил Якутское управление гражданской авиации. Руководил Якутским объединённым авиапредприятием до ухода на пенсию в июне 1981 года. В 1973 году за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники Валерию Ильичу Кузьмину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трёх созывов, Якутского городского совета народных депутатов нескольких созывов.
Скончался 1 июня 1983 года.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Заслуженный пилот СССР. Почётный гражданин города Якутска.
В данную подборку включены издания, освещающие трудовую деятельность легендарного летчика и его участие во время Великой Отечественной войны в перегоночной трассе Аляска-Сибирь.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 11
1.

Издательство: НЦАНН им. И. С. Жараева

Год выпуска: 2023

Первый дипломированный летчик-якут, командир Якутского объединенного авиационного отряда управления гражданской авиации. В годы Великой Отечественной войны – участник авиаперегона американских самолетов "Аляска-Сибирь". В послевоенные годы осваивал воздушные территории побережья Северного Ледовитого океана и алмазных месторождений. Заслуженный пилот СССР. Кавалер орденов Ленина, Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Почетный гражданин города Якутска, Олекминского, Чурапчинского, Намского улусов Якутии. Имя В. И. Кузьмина присвоено улице и школе в Якутске. Проект ГАУ РС(Я) "Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС(Я) им. И. С. Жараева" реализуется в рамках Года труда в РС(Я) в 2023 году
2.

Издательство: Медиахолдинг "Якутия"

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 216 с.

Книга освещает роль семейных династий в послевоенной становлении и развитии авиации Якутии, в социально-экономическое развитие нашей северной республики. Основателями семейных авиационных династий стали участники Великой Отечественной войны и перегонки американских боевых самолетов на фронт. До 70-х годов они составляли кадровый костяк авиации Якутии. Они руководили управлением гражданской авиации, предприятиями, аэропортами, службами. Все что мы сегодня имеем - это наследство, оставшееся нам от первых и последующих поколений семейных авиационных династий
3.

Издательство: РИО медиа-холдинга

Год выпуска: 2016

Количество страниц: 192 с.

В книге представлены краткие биографии и фотоснимки, освещающие жизнь и трудовую деятельность 29 заслуженных пилотов и штурманов СССР и Российской Федерации, работавших или работающих в авиапредприятиях и авиакомпаниях Якутии
4.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 1998

Количество страниц: 44 с.

Популярный очерк, освещающий основные вехи становления и развития 234-го отряда специального применения (ОСП), его преемников, 140-го ОСП и Маганского объединенного авиаотряда
5.

Издательство: Военное издательство

Год выпуска: 1995

Количество страниц: 248 с.

Эта книга о боевых делах и трудовых буднях авиаторов-якутян в годы Второй мировой войны. Статьи, очерки и воспоминания рассказывают о ратных подвигах на фронте и самоотверженном труде в тылу летчиков, техников и других авиационных специалистов
6.

Издательство: Лайт Мейкер

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 184 с.

В фотоальбоме впервые представлены краткие биографии и фотоснимки, освещающие жизнь и трудовую деятельность 27 заслуженных пилотов и штурманов СССР и РФ, работавших или работающих на авиапредприятиях и авиакомпаниях Якутии
8.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 2006

Количество страниц: 88 с.

В книге освещается жизнь и деятельность выдающегося организатора воздушного транспорта Якутии, одного из первых пилотов народа саха, Героя Социалистического Труда, заслуженного пилота СССР В. И. Кузьмина
10.

Издательство: Экор

Год выпуска: 1997

Количество страниц: 488 с.