Тематические подборки
Картинка коллекции
С именем Валерия Ильича Кузьмина (1918-1983) связаны самые яркие страницы в истории авиации Якутии: покорение неба над Арктикой, перегон самолетов Аляска-Сибирь, становление авиационной отрасли в республике. Он - Герой Социалистического Труда, заслуженный пилот СССР, один из первых лётчиков из народа саха.
Валерий Ильич Кузьмин родился 7 ноября 1918 года в якутском селе Иннях. Окончил лётное отделение Ульяновской объединённой школы лётчиков и авиатехников. В начале Великой Отечественной войны был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления особой воздушной линии. Кузьмин, как пилот, обслуживал изыскателей и строителей особой воздушной линии для связи с США. С осени 1942 года работал на воздушной трассе Уэлькаль — Красноярск, по которой началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. В 1943 году стал вторым пилотом самолёта СИ-47 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии 1-й перегоночной Краснознамённой авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Все военные годы работал на трассе Алсиб, участвовал в перегоне американских самолётов.
В послевоенные годы принимал активное участие в освоении побережья Северного Ледовитого океана, в разведке алмазных месторождений на западе Якутии. Продолжал работу в гражданской авиации Якутии, командиром воздушного корабля С-47 в 14-м транспортном авиаотряде. Со временем освоил новые типы самолетов — Ли 2, Ил-12, Ил-14.
В начале 1950-х годов стал командиром авиаэскадрильи. В 1958 году – пилотом 1-го класса. Работал командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации, командиром Нижнеколымского авиапредприятия Полярного управления ГВФ. В 1967 году был назначен командиром 139-го лётного отряда, осваивающего сразу два типа самолетов — Ан-24 и Ан-12. В том же году он становится заслуженным пилотом СССР.
В 1969 году возглавил Якутское управление гражданской авиации. Руководил Якутским объединённым авиапредприятием до ухода на пенсию в июне 1981 года. В 1973 году за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники Валерию Ильичу Кузьмину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трёх созывов, Якутского городского совета народных депутатов нескольких созывов.
Скончался 1 июня 1983 года.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Знак Почёта, медалями. Заслуженный пилот СССР. Почётный гражданин города Якутска.
В данную подборку включены издания, освещающие трудовую деятельность легендарного летчика и его участие во время Великой Отечественной войны в перегоночной трассе Аляска-Сибирь.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 6 из 6
1.
Авторы:

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1985

Количество страниц: 198 с.

В книге на строгой документальной основе рассказывается об организации, становлении и развитии воздушного транспорта в Якутии, о производственной деятельности авиационных подразделений различных ведомств страны на территории республики, о боевых и трудовых традициях якутских авиаторов. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами истории отечественной авиации
2.
Автор:
Кычкин Иннокентий Семенович

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1965

Количество страниц: 70 с.

В книге освещается жизнь и деятельность выдающегося организатора воздушного транспорта Якутии, одного из первых пилотов народа саха, Героя Социалистического Труда, заслуженного пилота СССР В. И. Кузьмина
3.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 120 с.

В предлагаемом фотоальбоме помещено около 200 фотографий, впервые в России всесторонне освещающих деятельность уникальной перегоночной трассы Аляска - Сибирь, по которой в годы Великой Отечественной войны из США в нашу страну было доставлено восемь тысяч боевых и транспортных самолетов. Значительная часть книги посвящена ветеранам перегоночной трассы. Использованы редкие фотографии из государственных архивов, личных архивов составителя, ветеранов войны и труда, а также снимки современных фотомастеров
4.
Авторы:

Издательство: Медиа-холдинг "Якутия"

Год выпуска: 2012

Количество страниц: 336 с.

Популярные очерки о воздушной трассе Аляска - Сибирь, по которой в годы второй мировой войны американские и советские авиаторы доставили из США в СССР около 8 тыс. самолетов
5.
Автор:
Остапенко Юрий Андреевич

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1973

Количество страниц: 162 с.

В первой книге молодого журналиста рассказывается о летчиках, пролагавших первые воздушные трассы над необозримыми просторами Якутии, о сегодняшнем дне якутской авиации. Сборник очерков написан добротным художественным языком
6.

Издательство: СМИК-Мастер

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 100 с.

В сборнике представлены материалы научной конференции "Трасса Аляска - Сибирь и ее роль в послевоенном развитии воздушного транспорта и в целом в социально-экономическом развитии регионов Сибири и Дальнего Востока" с участием ученых, работников авиационного транспорта, представителей общественности, организаторов поисковых клубов РС (Я), Красноярского края, Иркутской и Магаданской областей. В статьях рассматриваются проблемы изучения истории перегоночной трассы Аляска - Сибирь и ее влияние на послевоенное развитие хозяйства Сибири и Дальнего Востока, жизнедеятельность населения этих регионов, а особенно Республики Саха (Якутия)