Тематические подборки
Картинка коллекции
Платон Ойунский (Платон Алексеевич Слепцов) (1893-1939) — якутский советский писатель, учёный-филолог и общественный деятель, основоположник якутской советской литературы.
Ойунский – это псевдоним писателя, впоследствии ставший фамилией в паспорте. На якутском языке его имя звучит как Былатыан Ойуунускай.

БИОГРАФИЯ
Родился 30 октября (11 ноября) 1893 года в III Жохсогонском наслеге Ботурусского (ныне Таттинского) улуса Якутской области.
Окончил Якутское 4-х классное училище, Якутскую учительскую семинарию, учился в Томском учительском институте.
Председатель Якутского губревкома, председатель СНК ЯАССР (1921—1922), председатель ЦИК ЯАССР (1923—1926), нарком просвещения и здравоохранения ЯАССР (1928—1929), председатель и ответственный редактор треста «Якутиздат» (1929—1931). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Якутский язык и пути его развития» в Институте Национальностей при ЦИК СССР (1935). Организатор и первый директор Института языка и культуры при Совнаркоме ЯАССР.
В 1938 году репрессирован. 31 октября 1939 года умер в тюрьме города Якутска.
Реабилитирован 15 октября 1955 г.
Делегат I, III, IV, VI, XI Всеякутских съездов Советов, член ЯЦИК I, II, III, IV, V, VIII съездов. Член ЦИК СССР II и III созывов, делегат X съезда РКП (б), XI Всероссийского, II Всесозного съезда и Советов и I съезда писателей СССР.
Депутат Верховного Совета СССР I созыва.
Советом Министров ЯАССР учреждена Государственная премия им. П.А. Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры (1966). Его имя носят: Саха Академический театр, Якутский государственный литературный музей, аэропорт г. Якутска и одна из улиц г. Якутска.

ТВОРЧЕСТВО
Начал печататься с 1914 г. в рукописном журнале «Юность» под псевдонимом Жехсорусцев. Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 г. По заданию Ем. Ярославского им написано стихотворение «Үлэһит ырыата» («Песня труженика»), ознаменовавшее собой рождение якутской советской поэзии. Велики его заслуги в разработке проблем развития якутского литературного языка, новых форм в поэзии.
Рассказы, повести, драмы Платона Ойунского вошли в золотой фонд литературы народа саха. Драматургия стала важным этапом в развитии якутского театрального искусства. Пьесы, поставленные на сцене Якутского театра: «Бассабыык Баһылай» («Большевик Василий»); «Кыһыл ойуун» («Красный шаман»); «Оҕоҕо баҕарбыт» («Захотевший ребенка»); «Ыраахтааҕы ыйааҕа» («Указ царя»); «Туйаарыма Куо» («Туйарыма Куо»); «Улуу Кудаҥса» («Кудангса Великий») и «Дойду оҕото Дорогуунап Ньукулай» («Николай Дорогунов — дитя человеческое») и др.
Воссозданный им героический эпос «Дьулуруйар Ньургун Боотур» («Нюргун Боотур Стремительный»), получив международный статус шедевра устного и нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО, 25.11.2005), стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя.
Переводил произведения классиков русской и мировой литературы: А. Пушкина, М. Горького, В. Жуковского, И. Гете, Ш. Петефи. Совместно с Н. Неустроевым — «Ревизор» Н. Гоголя (1916), «Борис Годунов» А. Пушкина (1936).

В подборке представлены издания, раскрывающие Платона Ойунского как писателя, ученого, руководителя, государственного и общественного деятеля. Среди материалов коллекции представлены сборники постановлений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства Якутской АССР 1923, 1924, 1925 годов, где под нормативными правовыми актами стоит подпись председателя СНК и ЯЦИК П. Ойунского.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 205
3.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 438 с.

Величайший памятник якутского народного творчества - олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы П. А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов - скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркских народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык "Нюргун Боотур Стремительный" в записи П. А. Ойунского переведен впервые
5.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 1997

Количество страниц: 280 с.

Саха сирин биллиилээх государственнай, общественнай деятелэ, улуу суруйааччыта П.А.Ойуунускай туһунан суруллар.
6.
Автор:
Семенов Василий Алексеевич

Издательство: Наука

Год выпуска: 1980

Количество страниц: 232 с.

В монографии рассматривается многогранная деятельность выдающегося якутского писателя, ученого и общественного деятеля Платона Алексеевича Ойунского, чью философскую драму "Красный шаман" высоко оценил А. М. Горький. Видный партийный работник, первый председатель Якутского ВЦИКа, создатель высокоталантливых произведений во всех жанрах литературы П. А. Ойунский сыграл огромную роль в рождении и становлении социалистической культуры Якутии. Его жизненный пример - яркое свидетельство того, какие мощные родники народных талантов пробудила в отсталых районах России Советская власть. Книга адресована литературоведам, историкам культуры и всем, интересующимся жизнью ЯАССР
8.

Издательство: Книжное издательство

Год выпуска: 1974

Количество страниц: 274 с.

Сборник посвящен памяти выдающегося якутского поэта-революционера, государственного деятеля и ученого П. А. Ойунского. Почти весь материал сборника излагался на научных конференциях, проведенных в связи с 80-летием со дня рождения поэта на его родине (с. Ытык-Кель) и в г. Якутске в ноябре 1973 года.
9.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 360 с.

Хомуорунньукка П. А. Ойуунускай кыыьа С. П. Ойунская поэмалара, эссе, ыстатыйалара уонна аҕатын туһунан ахтыылара киирдилэр. Кинигэни баай ис хоһоонноох хаартыскалар киэргэтиллэр
10.

Издательство: Научный издательский центр ОИГГМ

Год выпуска: 1998

Количество страниц: 216 с.

Проходит время — и крупные исторические фигуры, явления, события высвечиваются по-новому, мы осознаем недостаточность наших оценок и ощущаем необходимость их переосмысления. Так и с Ойунским. Истинное значение этого человека, его вклад в развитие якутской науки и культуры, его место в жизни якутского народа еще недооценены. Вокруг этой личности до сих пор не утихают споры. Нам представляется, что бурная, трагическая жизнь Ойунского, замечательного человека и ученого, истинного сына своего времени и своего народа, его роль в развитии якутской государственности, языка, литературы и культуры с позиций сегодняшнего дня могут быть рассмотрены более объективно, чем ранее. Что и попытались сделать в данной книге историки, обществоведы, филологи, искусствоведы — представители разных поколений