Тематические подборки
Картинка коллекции
Анемподист Иванович Софронов (псевдоним Алампа) — якутский поэт и прозаик; драматург, первый теоретик и критик якутского театра. Основоположник якутской драматургии. Один из основоположников якутской литературы, общественный деятель.

БИОГРАФИЯ
Родился 2 (14) ноября 1886 года в 1-м Жохсогонском наслеге Ботурусского улуса Якутского округа Якутской области В 15 лет поступил в четырёхгодичную церковно-приходскую школу, которую блестяще закончил за два года. Далее занимался самообразованием, прошёл самостоятельно весь курс Якутского реального училища без иностранных языков.
С 1907 года работал чернорабочим в типографии газеты «Якутский край», наборщиком издания на якутском языке, писарем-счетоводом, сотрудничал в журнале «Саха саҥата».
В 1909—1927 гг. Анемподист Софронов был руководителем театрального дела в республике, председателем культурно-просветительного общества «Саха омук», редактором первой советской газеты на якутском языке «Манчары» (1921—1922), избирался членом ЦИК Якутской АССР (1924), был членом-учредителем Якутского Научного-исследовательского общества «Саха кэскилэ» (1925).
В 1926 году Софронов стал основателем и редактором первого литературно-художественного журнала «Чолбон», первым директором Саха театра и председателем Госкино республики.
Делегировался правительством Якутии в г. Ленинград на празднование 200-летия Академии наук СССР, участвовал в работе Первого тюркологического съезда в г. Баку.
В 1927 году А. И. Софронов был арестован и заключён в Новосибирской, затем Казанской, Бутырской тюрьмах по сфабрикованному «делу конфедералистов».
В 1928-1933 гг. отбывал ссылку в Архангельской губернии, затем в г. Иркутске.
Умер А. И. Софронов — Алампа 24 декабря 1935 года от туберкулеза. Реабилитирован 15 ноября 1962 года.

ТВОРЧЕСТВО
Первое стихотворение «Төрөөбүт дойду» (Родной край) напечатано в 1912 году. Самую известную свою драму «Дьадаҥы Дьаакып» (Бедный Яков) написал в 1914 году. Из драм, написанных в советское время, выделяется пьеса «Бүдүрүйбүт көммөт». Пьесы Алампа сыграли огромную роль в развитии национального театра.
Поэтом написано более 150 стихотворений, критики отмечают, что он ввел лирическую струю в якутскую поэзию. Отдельные песни стали популярными и поются по сей день. Сатирические рассказы писателя принадлежат к числу лучших в якутской прозе.
В качестве переводчика писатель обращался к творчеству классиков русской литературы И. Крылова, Л. Толстого, А. Чехова. Перевёл «Разгром» А. Фадеева.
Пьесы, поставленные на сцене Якутского театра: «Олох оонньуура» («Игра жизни») — постановки Д. Большева, В. Фомина; « Манчаары» — постановки А. Софронова, К. Гоголева, Ф. Потапова; «Эргэ сүктэр кыыс» («Девушка, выходящая замуж») — режиссер Д. Большев; «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни»)- постановки Д. Большева, В. Местникова, Н. Слепцова; «Дьадаҥы Дьаакып» («Бедный Яков») — постановки С. Григорьева, Ф. Потапова; «Таптал» («Любовь») — постановки Д. Большева, П. Васильева, С. Григорьева, Н. Слепцова, Ф. Потапова; «Кэччэгэй кэриэһэ суох» («Скупой без завещания») — постановка Д. Большева; «Бүдүрүйбүт» («Споткнувшйся») — режиссер А. Борисов; «Уйбааныс» — постановки Д. Большева, Е. Степанова и др.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Анемподист Софронов оставил завещание о передаче всего своего литературного наследия Союзу писателей Якутии, из выручаемых средств литературного наследства высказал пожелание учредить постоянную премию его имени за лучшее драматическое произведение на якутском языке
- Песня «Саха ырыата» (Песня саха) использовалась повстанцами в Гражданскую войну в Якутии в качестве гимна
- Дом, в котором жил А.И. Софронов, находится в Старом городе в Якутске
- В 1986 году в Якутском государственном драматическом театре им. П. А. Ойунского поставлен спектакль «Алампа, Алампа…» Н. Лугинова, посвященный трагической судьбе А. И. Софронова — режиссёр А. Борисов
- Имя Анемподиста Ивановича Софронова присвоено: Ытык-Кюёльской средней школе Таттинского улуса; улицам села Боробул Таттинского улуса, п. Ытык-Кюёль, г. Якутска.

В подборку вошли произведения Анемподиста Софронова-Алампа, а также литература о его жизни и деятельности.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 10
1.

Издательство: Издательство ЯГУ

Год выпуска: 2009

Серия, номер выпуска: Ч. 2

Количество страниц: 126 с.

В данном издании представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции. В статьях рассмотрены проблемы изучения литератур народов Сибири в историко-генетическом и сравнительно-типологическом аспектах. Основной круг научных проблем включает в себя общетипологические вопросы генезиса и становления национальных литератур. В этом свете авторами исследуются особенности и закономерности бытования фольклора в период зарождения и развития литератур, формирования тюрко и монголоязычного стихосложений, литературного языка, художественного стиля и преподавания литературы в национальных школах
4.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 388 с.

Сборник включает статьи, посвященные сравнительному и общему литературоведению, а также конкретным вопросам изучения литератур народов Дальнего Востока, литературы тюркоязычных и северных народов, в частности, в ее связи с русской литературой. В цикл исследований по сравнительному литературоведению входят работы по изучению контактных связей и типологических схождений в национальных литературах, выявлению особенностей внутренней формы, стиля, художественной поэтики. Помимо этого, объектом исследований становятся вопросы генезиса, исторической взаимосвязи литературы и фольклора, также специфика национального мышления. Среди рассмотренных в сборнике литературоведческих проблем особое внимание уделено вопросам стихосложения, где использованы методы статистического изучения метра и ритма. Отдельный блок статей посвящен освещению научно-исследовательской деятельности доктора филологических наук, профессора Н. Н. Тобурокова, принципов его научной школы, выявлению вклада ученого в развитие регионального литературоведения
6.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1982

Количество страниц: 92 с.

В работе рассматривается развитие якутской драматургии 20-х годов как части всесоюзного культурного процесса. Выявляется влияние на становление драмы литературных и фольклорных традиций, театральных форм. Показаны эволюция реалистических принципов изображения в пьесах данного десятилетия, зарождение метода социалистического реализма
7.

Количество страниц: 7 с.

Определено значение творчества А. И. Софронова-Алампа в становлении литературного языка. Творчество одного из основоположников якутской литературы представлено как образец литературно-художественной обработанности и высокой нормативности. В центре внимания исследования – речевая характеристика персонажей в драме и прозе, фольклорная основа поэтической лексики и ее грамматические формы, речевые формулы.
The value of creativity of A. I. Sofronov–Alampa in the formation of the literary language is defi ned. The work of one of the founders of the Yakut literature is presented as a model of literary and art the pretreatment and high normativity. In the center of attention of research the speech characteristic of characters in the drama and prose, a folklore basis of poetic lexicon and its grammatical forms, speech formulas.

Слепцов, П. А. Взгляды А. И. Софронова на сущность литературного языка и их воплощение в творчестве писателя / П. А. Слепцов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 60-66.

8.

Издательство: ИГИ АН РС(Я)

Год выпуска: 2001

Количество страниц: 142 с.

Представлена общественно-политическая, культурно-просветительская, литературная деятельность выдающегося сына якутского народа, основоположника национальной литиратуры и театра А. И. Софронова-Алампа
9.
Автор:
Башарин Георгий Прокопьевич

Издательство: Госиздат ЯАССР

Год выпуска: 1944

Количество страниц: 150 с.

В настоящей работе основное внимание обращено на исследование общественно-политической эволюции якутских реалистов-просветителей и на историко-философское рассмотрение их литературного наследства, но почти не затронуты вопросы собственно литературно-эстетические, заслуживающие специального исследования.