Тематические подборки
Испокон веков народные мастера и мастерицы Якутии передавали по наследству традиции и навыки художественной обработки материалов. Они владели искусством рельефной, плоскорельефной, сквозной, ажурной резьбы (дерево, кость), литья, чеканки, гравировки, чернения (серебро), шитья, аппликации, вышивки бисером и цветными нитками (мех, ткани), искусством богатого образами орнаментального языка.
Признавая народные художественные промыслы неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Саха (Якутия), в целях сохранения, возрождения и развития традиционного народного прикладного искусства народов Республики Саха (Якутия) Указом Президента РС (Я) № 1227 от 21 февраля 2012 года 5 марта объявлен Днем народного мастера в Республике Саха (Якутия).
Сегодня в Республике Саха (Якутия) в сфере народного прикладного искусства и традиционных художественных промыслов заняты свыше 4 тысяч мастеров-умельцев, из них в настоящее время 220 человек носят высокое звание «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», 418 человек – звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
• О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвычайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы [...] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».
• На севере Якутии большинство предметов выделывали из лиственницы, на юге лиственницу вытесняет более податливая сосна. Помимо этого, для различных нужд использовались и тонкие, молодые побеги тальника. Вся домашняя посуда, требующая большой прочности, — чашки, ложки, кубки, коробки и ящики — делались из березы.
• Якуты никогда не употребляли гончарного круга: горшки для варки пищи, хранения молока, горшочки для молочных продуктов, чайники, подставки для посуды, ночники, утюги, светильники делали вручную выколачиванием палочкой.
• Гончарным ремеслом занимались женщины. Они делали горшки разных размеров и фасонов.
• Мастера ювелирного дела издавна владели секретами чернения и золочения, знали технику выемчатой эмали; особенно распространены были гравировка, штамповка и чеканка.
• Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конское убранство — чепраки, кычимы, лепсе. Эти вышивки помещались на предметах культовых, обрядовых, праздничных.
• Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Конским волосом расшивались берестяные туеса, из него делались такие вещи, как комаромахалка с серебряной, украшенной геометрическим узором ручкой и меховой опушкой.
В данной подборке нашли отражение издания, в которых раскрываются новые виды современного декоративно-прикладного искусства, основанные на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Признавая народные художественные промыслы неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Саха (Якутия), в целях сохранения, возрождения и развития традиционного народного прикладного искусства народов Республики Саха (Якутия) Указом Президента РС (Я) № 1227 от 21 февраля 2012 года 5 марта объявлен Днем народного мастера в Республике Саха (Якутия).
Сегодня в Республике Саха (Якутия) в сфере народного прикладного искусства и традиционных художественных промыслов заняты свыше 4 тысяч мастеров-умельцев, из них в настоящее время 220 человек носят высокое звание «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», 418 человек – звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
• О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвычайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы [...] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».
• На севере Якутии большинство предметов выделывали из лиственницы, на юге лиственницу вытесняет более податливая сосна. Помимо этого, для различных нужд использовались и тонкие, молодые побеги тальника. Вся домашняя посуда, требующая большой прочности, — чашки, ложки, кубки, коробки и ящики — делались из березы.
• Якуты никогда не употребляли гончарного круга: горшки для варки пищи, хранения молока, горшочки для молочных продуктов, чайники, подставки для посуды, ночники, утюги, светильники делали вручную выколачиванием палочкой.
• Гончарным ремеслом занимались женщины. Они делали горшки разных размеров и фасонов.
• Мастера ювелирного дела издавна владели секретами чернения и золочения, знали технику выемчатой эмали; особенно распространены были гравировка, штамповка и чеканка.
• Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конское убранство — чепраки, кычимы, лепсе. Эти вышивки помещались на предметах культовых, обрядовых, праздничных.
• Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Конским волосом расшивались берестяные туеса, из него делались такие вещи, как комаромахалка с серебряной, украшенной геометрическим узором ручкой и меховой опушкой.
В данной подборке нашли отражение издания, в которых раскрываются новые виды современного декоративно-прикладного искусства, основанные на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 5 из 5
Заглавие:
Олох оһуора
Издательство: Медиа-холдинг "Якутия"
Год выпуска: 2009
Количество страниц: 88 с.
В книге рассказывается о жизни ветерана труда и тыла, народной мастерице, члене Союза художников России, отличнике культуры РС (Я), заслуженном работнике культуры РС (Я) Агите Гаврильевне Платоновой
Автор:
Издательство: Көмүөл
Год выпуска: 2014
Количество страниц: 96 с.
Представленная рукопись иллюстрированного методического пособия посвящена раскрытию технологических особенностей лоскутного шитья. В содержании рукописи имеется огромный информативный материал об истории развития, о видах и способах традиционного лоскутного шитья. Цветными иллюстрациями и рисунками показаны поэтапные технологии обработки и изготовления, которые будут интересны начинающим мастерицам. Как иллюстративный материал использованы этнографические материалы с республиканских и улусных музейных фондов и современные материалы из различных выставок прикладного творчества
Автор:
Заглавие:
Сахам талба таҥаһа
Издательство: Бичик
Год выпуска: 2016
Количество страниц: 52 с.
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Красота по древним традициям,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.
В книгу вошли модели и эскизы детской, женской, мужской якутской национальной одежды с выкройками
Заглавие:
Саха оһуора: норуот маастардарыгар көмө
Издательство: Саха сиринээҕи кинигэ издательствота
Год выпуска: 1990
Количество страниц: 36 с.
Брошюра включает перерисовки якутского этнографического материала XVIII-нач. XX вв. Выпускается с целью помощи увлекающимся якутскими народными промыслами, интересующимся духовной и материальной культурой якутского народа