Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 112
1.

Количество страниц: 7 с.

В современном глобализированном мире, где происходит все более интенсивный контакт между культурами и нациями, возникает необходимость в разработке различных философских концепций, способных объединить и преодолеть различия между людьми разных культур и национальностей. Одной из таких концепций является космополитический подход, основанный на идее всемирного гражданства и единства всех людей. Истоки космополитического подхода можно найти в эволюции философии на протяжении веков. В разных национальных и культурных традициях проявлялись представления о единстве и взаимосвязи всех живущих в мире. В данной статье проводится анализ античных и просветительских истоков космополитического подхода в философии, их сравнение, а также перспективы космополитического подхода в современной философии. Рассматриваются различные философские традиции, их влияние на формирование космополитической мысли, а также их актуальность в современном глобализированном мире. Особое внимание уделяется идеологическим вехам развития космополитического подхода и его роль в преодолении различий между культурами и нациями. Отмечается, что космополитизм как в Древней Греции, так и в эпоху Просвещения представлял собой важное философское и культурное движение, заложившее основы мышления о всеобщем гражданстве и общей цели человечества, о важности универсальных ценностей и прав человека. Делается вывод, что влияние античного и просветительского космополитизма на космополитизм XXI века проявляется в общей идее единства вселенной и универсальных моральных принципов, в развитии глобального сознания, акценте на разуме и сотрудничестве.

Корякина, А. А. Истоки космополитического подхода в философии / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4(32). - C. 138-144. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-138-144
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-138-144

2.

Количество страниц: 8 с.

Этический и эстетический аспекты философии Канта оказали огромное воздействие на социально-культурные круги представителей литературы, искусства и оказались более доступными как для философов, так и для всех поклонников философии. Социальные и политические вопросы всегда волновали людей в большей степени, чем теоретические аспекты. Кант ставит вопрос о вечном мире, опровергает существовавшие доказательства Бога, исследует происхождение морального закона, его онтологическое основание и предлагает его решение. Это была эпоха социальных и научных революций. Социальные революции ломали структуры феодализма, открывая новые горизонты для культурных и политических преобразований, научные - произвели смену парадигм. Методологическая революция Бэкона и Декарта привела к возникновению принципиально новых подходов, например, индукции. Научная революция Галилея-Ньютона сформировала новый универсализм. Философия Канта органично дополнила все эти процессы. Его постулаты практического разума воплощают в объективной реальности трансцендентальные идеи, которым воля помогает найти соответствующие объекты. Революционное воздействие, оказанное "Критикой практического разума" по мнению последователей Канта, было значительно сильнее, чем идеи Великой французской революции. Эстетическую способность человека Кант исследовал в "Критике способности суждения", рассматривая её как способность души объединять способности познания и желания.

Кожевников, Н. Н. Этические, эстетические, социально-политические предпосылки и аспекты философии Канта / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 130-137. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137

3.
Автор:
Монтень Мишель Эйкем де
Заглавие: Опыты
Кн. 2

Издательство: Издательство Академии наук СССР

Год выпуска: 1958

Серия, номер выпуска: Кн. 2

Количество страниц: 660 с.

4.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1968

Серия, номер выпуска: Т. 1

Количество страниц: 588 с.

Данное издание является обобщающим, наиболее полным и систематизированным марксистским исследованием истории философии в СССР с древнейших времен до начала последней трети XX столетия. Первый том освещает философскую и социологическую мысль народов СССР в эпоху становления и развития феодального общества (примерно с IV в. до последней трети XVIII в.). В книге рассматриваются философские, социологические, эстетические и этические идеи, ранее не исследованные взаимосвязи русской философской мысли с философией других стран и народов, показаны философские традиции народов Украины, Белоруссии, Закавказья, Средней Азии, Прибалтикии др. Освещаются рационалистические и иррационалистические тенденции в религиозно-идеалистической философии, пантеистические идеистические представления и концепции, стихийно-материалистические идеи и социальные утопии. Показано становление философии каксамостоятельной области знания, нашедшей свое наивысшее выражениев естественнонаучном материализме М. В. Ломоносова
5.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1968

Серия, номер выпуска: Т. 3

Количество страниц: 682 с.

Третий том посвящен развитию философской и социологической мысли народов СССР в эпоху отмены крепостного права и развития домонополистического капитализма (конец 50-х—середина 90-х годов XIX в.). Особое внимание в томе уделяется рассмотрению материалистической философии революционных демократов и просветителей 60-х годов Х1Х в. —Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Шелгунова, П. Серно-Соловьевича, Антоновича и др. Освещены философия и социология революционного и либерального народничества, показаны течения идеалистической философии (Вл. Соловьев, Л. Толстой, Достоевский, неославянофилы, неогегельянцы, позитивисты идеалистического толка, представители буржуазной социологической мысли и др.). История борьбы идей материализма и идеализма в естествознании, анализ общих и специфических черт развития философской и социологической мысли народов СССР, первоначальный этап распространения и понимания идей марксистской философии в России представителями различных общественно-политических течений, роль первых марксистских кружков, особенно Плеханова и его группы «Освобождение труда», в борьбе против народничества, ревизионизма, за победу марксистской философии получили свое отражение в этом томе «Истории философии в СССР»
6.
Автор:
Рассел Бертран

Издательство: Иностранная литература

Год выпуска: 1959

Количество страниц: 936 с.

В основу предлагаемой вниманию читателей книги Бертрана Рассела положены лекции, прочитанные автором в 1943—1944 годах и переработанные впоследствии в монографию «История западной философии». Б. Рассел пытается рассматривать историю философии «в связи с политическими и социальными обстоятельствами». Он придерживается традиционной для буржуазных философов идеалистической европоцентристской концепции истории философии и выступает противником материалистической истории философии. В отличие от авторов распространенных буржуазных учебников по истории философии, Б. Рассел стремится связать философские взгляды того или иного мыслителя с социальной борьбой той или иной рассматриваемой им эпохи. При этом он зачастую делает весьма субъективные оценки, которые расходятся с действительным содержанием воззрений тех или иных философов и философских школ. Выказывая обширную эрудицию, Б. Рассел широко использует первоисточники, давая тем самым возможность читателю критически разобраться в его собственной концепции. Книга издается в целях ознакомления специалистов с одной из распространенных в капиталистическом мире концепций истории философии.
7.

Количество страниц: 4 с.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические аспекты "Третьей культуры" / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2023. - N 1 (44). - С.36-39. - DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39
DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39

8.

Количество страниц: 4 с.

Онтологические и эпистемологические структуры знания вряд ли могут быть выделены в каком-то явном, строгом виде, поскольку затрагивают все подсистемы человеческого "Я". Однако у них могут быть границы или метки, доступные пониманию на всех уровнях развития индивида. Можно выделить несколько основных периодов развития человека, сопоставив каждому из них свою систему таких "границ-меток" и картин мира, характеризующих целостность знания на определённом этапе формирования. Всё это должно быть связано на протяжении жизни в некую единую конструкцию. Определяющее значение в этих структурах имеют яркий феномен, ясный горизонт и чёткий опорный ритм. Лучше ограничиться более низким уровнем знания, ноне нарушить этих яркости, ясности и чёткости, после которых можно переходить к картине мира, то есть к целостности знания определённого этапа развития индивида. Литературные примеры здесь представлены ввиду их доступности, но это серьёзные книги, покоящиеся на научном фундаменте.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические структуры в процессах самоорганизации знания / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2022. - N 2 (43). - С. 56-60. - DOI: 10.24412/1728-516X-2022-2-56-60
DOI: 10.24412/1728-516X-2022-2-56-60

9.

Количество страниц: 6 с.

Движение по охране культурного наследия парадоксально соотношением возраста человека разумного и началом движения по защите лучших достижений материальной культуры. Последнее обстоятельство связано с осознанием человеком собственной идентичности. Поэтому исключительно велика роль организационного начала, выдвигаемая отдельными личностями. Тому яркий пример, решение папы Римского Бенедикта ХIV. В статье обсуждается материал общественных слушаний по вопросам охраны памятников истории и культуры в Республике Саха (Якутия), которые состоялись 17 июля 2015 года. Автор выдвигает мысль, что в качестве главной причины социальной пассивности граждан выступает неправильное применение диалектики всеобщего и единичного в системе позитивно значимых ценностей бытия человека, которое негативно проявляется в воспитании подрастающего поколения.

Саввинов, А. С. Истоки пассивности граждан в охранной деятельности памятников культурного наследия / А. С. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 90-95.

10.

Количество страниц: 6 с.

В 2024 г. исполняется триста лет со дня рождения Канта, философа, с работ которого, как считают многие исследователи, началась современная философия. Однако выдающиеся достижения Канта, его "коперниканская революция", трансцендентальный метод возникли не на пустом месте. Революционные идеи Канта вобрали в себя опыт выдающихся представителей античности, средневековья и Нового времени. Определенное воздействие на формирование его философии оказали также политическая и социально-культурная обстановка в Европе XVIII столетия. Среди выдающихся философов доклассического периода следует отметить Платона, Аристотеля, Августина, Фому Аквинского. Среди представителей Нового времени следует назвать Гоббса, Локка, Ньютона, Декарта, Спинозу, Лейбница, Юма, Руссо. Некоторые из этих философов оказали влияние на его этическую философию, что выходит за пределы настоящей работы. Всю выше обозначенную проблематику целесообразно рассмотреть в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, поскольку Кант поставил вопросы о границах чувственной сферы, рассудка, разума, человеческой свободы. Многие из них он разрешил или наметил подходы к их решению. Кант также претендовал на снятие противоречий между эмпиризмом и рационализмом - основными гносеологическими течениями Нового времени, но, как считают исследователи его творческого наследия, это ему не удалось. В начале своей философской деятельности Кант пытался найти предельные основания метафизики, ценность которой Кант подчеркивает постоянно. Он считал, что это необходимо для выяснения последних оснований реальности. Поиск предельных оснований Кант продолжил и в своей "критической философии" в эстетике, аналитике, диалектике. Он выявил границы рассудка, разума, свободы воли. Провел границу между "идеей Бога" - "идеалом чистого разума" и его действительными возможностями.

Кожевников, Н. Н. Предшественники и теоретические предпосылки философии Канта. Онтологический и метафизический аспекты / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 84-89.