Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 96
1.

Количество страниц: 4 с.

В статье исследуются преобразования в системе криминалистики, связанные с процессами цифровизации и информатизации; обозначена потребность формирования нового направления криминалистики - цифровой криминалистики. Выделены и изучены позиции ученых по формулированию понятия "цифровая криминалистика", определения ее места в системе криминалистики; представлены перспективы развития направлений цифровой криминалистики, формирования ее основных положений.

Григорьева, А. Е. Цифровая криминалистика: место в науке и перспективы развития / А. Е. Григорьева, М. Р. Шарафутдинова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 4 (32). - C. 17-20. - DOI 10.25587/2587-5612-2023-4-17-20
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-4-17-20

2.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена роли искусственного интеллекта в реализации права, в частности, затрагивается проблема развития "сильного" искусственного интеллекта (англ. Artificial General Intelligence - AGI). В отличие от существующих в настоящее время моделей "слабого" искусственного интеллекта, AGI способен приступить к выполнению тех функций, которые не были изначально предусмотрены, которые требуют общего подхода и обобщенных знаний об окружающем мире в настоящий момент. Авторами исследованы угрозы в применении искусственного интеллекта в настоящий момент и перспективы развития "сильного" искусственного интеллекта в контексте реализации права. Делается вывод о том, что за Һсильнымһ искусственным интеллектом кроется практически потенциал возможностей, благоприятные и негативные последствия его использования зависят от того, каким образом государство и общество распорядятся полученными технологиями.

Шадрин, В. В. Сильный искусственный интеллект: угрозы и перспективы развития в реализации права / В. В. Шадрин, А. И. Спиридонов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. - 2023. - N 3 (31). - C. 78-83. - DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-78-83
DOI: 10.25587/2587-5612-2023-3-78-83

3.

Количество страниц: 9 с.

В ландшафтных и биогеографических исследованиях особую актуальность имеет оценка процесса фотосинтеза, влияющего на возможность определения продуктивности фитоценозов, расчета прироста фитомассы. Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для оценки индекса листовой поверхности (LAI) со временем получает все больший размах благодаря их малой цены, высокой эффективности функционирования и точности. Основой для определения LAI является модель для щелевой фракции, теоретически оцениваемой с использованием закона Бера-Бугера-Ламберта. Проанализирована возможность определения растительности с применением БПЛА, на борту которого может быть установлен либо лидар либо мультиспектрометр. В первой задаче определяется по методу вычисления логарифма щелевой функции (фракции), умноженной на косинус угла сканирования и деленной на коэффициент ослабления. Во второй задаче используется существующая корреляции между известными вегетационными индексами и . Модели эмпирической статистической регрессии могут быть пригодными для определения LAI после определения различных вегетационных индексов. На основе результатов проводимых мультиспектральных измерений было обнаружено, что методика определения LAI, основанная на измерении интенсивности лучей, прошедших через крону растений приводит к сильно зашумленным оценкам. По этой причине было решено использование щелевой фракции (GF) При этом использован тот экспериментально установленный факт о том, что при умножении логарифма вегетационного индекса на высоту крону указанная корреляция значительно усиливается. Для повышения достоверности полученных значений предложено использовать средне интегральное значение этого показателя, вычисляемого путем составления и вычисления оптимизационной вариационной задачи, содержащей дополнительно вводимое ограничительное условие. При этом удается решить обе задачи на максимум, т.е. появляется возможность повысить отношения сигнал/шум вычисляемой величины индекса . В обоих процедурах оптимизационных расчетов присутствуют обобщенные показатели, имеющие различный физический смысл.
In landscape and biogeographic studies, the assessment of the photosynthesis process, which a ects the possibility of determining the productivity of phytocenoses, calculating the growth of phytomass, is of particular relevance. The use of unmanned aerial vehicles (UAVs) to evaluate the leaf surface index (LAI) is gaining more and more scope over time due to their low price, high operational e ciency and accuracy. The basis for determining LAI is a model for the slit fraction, theoretically estimated using the Bera-Booger- Lambert law. The possibility of determining the LAI of vegetation using a UAV, on board of which either a lidar or a multispectrometer can be installed, is analyzed. In the rst problem, LAI is determined by calculating the logarithm of the slit function (fraction) multiplied by the cosine of the scanning angle and divided by the attenuation coe cient. The second problem uses the existing correlations between known vegetation indices and LAI. Empirical statistical regression models may be suitable for determining LAI after determining various vegetation indices. Based on the results of multispectral measurements, it was found that the LAI determination technique based on measuring the intensity of rays that passed through the crown of plants leads to highly noisy estimates. For this reason, it was decided to use the slit fraction (GF), while using the experimentally established fact that when multiplying the logarithm of the vegetation index by the height of the crown, this correlation is signi cantly enhanced. To increase the reliability of the obtained LAI values, it is proposed to use the average integral value of this indicator, calculated by composing and calculating an optimization variational problem containing an additional restrictive condition. At the same time, it is possible to solve both problems to the maximum, i.e. it becomes possible to increase the signal-to-noise ratio of the calculated value of the LAI index. In both optimization calculation procedures, there are generalized indicators that have di erent physical meanings.

Гумбатов, Д. А. Усовершенствование методик определения индекса листовой поверхности с применением беспилотных летательных аппаратов для определения продуктивности фитоценозов / Д. А. Гумбатов, Ю. Г. Данилов ; Национальное аэрокосмическое агентство Азербайджана, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Науки о земле. - 2023. - N 4 (32). - C. 51-59. - DOI: 10.25587/2587-8751-2023-4-51-59
DOI: 10.25587/2587-8751-2023-4-51-59

4.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2022

Количество страниц: 138 с.

В пособии изложены основы знания о криптовалюте, как о новом этапе развития денежной системы. Весь материал можно разбить условно на четыре части. Вводная часть поможет читателю лучше понять логику появления новых видов денег, Вторая часть пособия содержит все необходимые сведения о компьютерных и криптографических технологиях, на основе которых функционирует криптовалютная система. В третьей части приведён основной материал книги - криптовалюта, как особый вид электронных денег; блокчейн - как база данных со специальной для криптовалютных транзакций структурой; майнинг - как уникальный способ эмиссии денег на пиринговой компьютерной сети. Четвёртая часть пособия объединяет все практические вопросы - крипторынок и его анализ, сферы применения и способы зарабатывания на криптовалютах. Книга адресована начинающим пользователям криптовалюты и всем тем, кто хотел бы получить достаточно полное и систематизированное представление в этой новой области знания.

Данилов, Н. Н. Криптовалюта. Необходимый минимум знаний : пособие для начинающих / Н. Н. Данилов. - Любляна : [б. и.], 2022. - 1 файл (138 с. ; 73,7Мб).

5.

Количество страниц: 6 с.

В статье предложен проект по разработке и внедрению в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог». Проект разработан с целью решения проблемы восполнения дефицита педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Рассмотрена проблема дефицита педагогических кадров в Республике Саха (Якутия). Одним из решений проблемы предложено внедрение специализированной единой цифровой платформы для педагогов. В работу данной системы будут включены все педагогические работники республики и студенты педагогических специальностей. При успешной реализации проекта единой цифровой педагогической платформы «Е-педагог» можно решить проблему восполнения кадрового дефицита в сфере образования Республики Саха (Якутия).

Семенова, М. И. Разработка и внедрение в систему образования Республики Саха (Якутия) единой цифровой педагогической платформы "Е-педагог" / М. И. Семенова, И. С. Алексеева, О. Л. Подлиняев ; Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Иркутский государственный университет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 51-56.

6.
Авторы:
Гадзовская В. В., Рожин А. И.

Ответственность: Васильева Саргылана Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Целью работы является создание сайта о природных достопримечательностях Якутии. Для этого были поставлены задачи: поиск информации в интернет-ресурсах и библиотеках, опрос учителей, учащихся о природе их малой родины, сбор материала, систематизация и обобщение полученного материала, работа с конструктором сайта. О красивой и неповторимой природе Якутии, ее достопримечательностях знают далеко даже не все якутяне, не говоря уже о жителях других регионов России и зарубежных стран. Информация на нашем сайте познакомит пользователей с якутской природой и укрепит интерес к нашей республике. Число природных объектов сайта будет пополняться по мере знакомства с ними авторов проекта. У посетителей сайта в результате знакомства с красотой якутской земли сломается стереотип о суровости и однообразности природы Якутии. В качестве материала для сайта использовалась не только информация интернет-ресурсов и библиотек, но и малоизвестные факты о природе разных уголков Якутии, предоставленные учениками и учителями нашей школы. Просмотр информации на нашем сайте - удобный и упрощенный. Прикрепленные ссылки дадут более полный материал по заинтересованным объектам. Также в нем задействованы некоторые вспомогательные функции (например, карта, статистические данные).

Гадзовская, В. В. Это все Якутия! / Гадзовская В. В., Рожин А. И. ; научный руководитель Васильева С. Н. ; МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 29 (с углубленным изучением отдельных предметов)" // Республиканская молодежная научно-практическая конференция, посвященная празднованию 150-летия со дня рождения В. К. Арсеньева, Якутск, 19 октября 2022 г. : сборник научных трудов / [редакционная коллегия: Ю. Г. Данилов, Ж. Ф. Дегтева, С. А. Иванова и др.]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (85 с. ; 2,5 Мб). - С. 13-16.

7.

Количество страниц: 10 с.

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления опыта обучения на онлайн курсах не только в стенах ВУЗа и что больше всего привлекает студентов в них. Сегодня существует множество образовательных платформ и предложений на рынке дистанционных курсов и там представлены не только ВУЗы и ССУЗы. У студентов открылись возможности широкого выбора онлайн курсов, для выявления какой они делают выбор и что их привлекает был проведен онлайн опрос (n-606) в Северо-Восточном Федеральном Университете (СВФУ). Результаты проведенного исследования показывают, что у большинства есть опыт прохождения онлайн курсов, и это в основном гуманитарного профиля подготовки опрошенные студенты. Доля, попавших в выборку студентов (10 %) имеет опыт обучения онлайн курсов других ВУЗов РФ и зарубежья. В оценке привлекательности онлайн обучения по признаку пола респондентов не было существенных различий. Была отмечена "гибкость времени" в прохождении онлайн курсов (35,7 %) притом, эта сторона наиболее привлекательна для опрошенных студентов первого и второго курсов. Ответы на вопросы - "продолжительность лекций не такое длительное" (11,0 %) и "возможность отключить, если лекция не понравилась" (7,3 %), видимо, можно отнести к "экономии" времени. Возможность "вернуться" и повторно послушать, если что-то непонятно (25,1 %) и что такие лекции "имеют разные ссылки, куда можно заходить и смотреть" (20,8 %) также были отмечены как привлекательная сторона. Дальнейшее развитие онлайн образования может повысить качество образования (45,5 %), расширить свободу выбора студентами онлайн-курсов (20,8 %). The article presents the results of a study conducted to identify the experience of learning in online courses that comes apart from universities as well as what most attracts students to online courses. Today, there are many educational platforms and programs related to online learning; universities and colleges are now not the only source of online studies. Students have a wide choice of online courses, and in order to indicate what they choose and what affects their choice, an online survey (n-606) was conducted at the North-Eastern Federal University (NEFU). The results of the study show that the majority of respondents have experience of taking online courses, and those were mostly students of humanitarian profile. The proportion of students included in the sample (10 %) has experience in learning via online courses in other universities in the Russian Federation and abroad. There were no significant differences in assessing the attractiveness of online learning based on the gender of the respondents. The "time flexibility" in taking online courses was noted (35.7 %), moreover, the "time flexibility" is most attractive attribute for the first and second year students surveyed. Respondents’ answers to the question why they consider the "time flexibility" parameter attractive: "the duration of lectures is not so long" (11.0 %) and "the ability to turn off if the lecture is not liked" (7.3 %), apparently, can be attributed to the time savers. Other parameters were noted as attractive: the ability to "go back" and listen again if something is not clear (25.1 %); and for this type of lectures "you have different links where you can go and watch" (20.8 %). Further development of online education may improve the quality of education (45.5 %), expand the students’ freedom of choose when considering online courses (20.8 %).

Винокурова, Д. М. Онлайн обучение в высшем образовании: временное и социальное измерение / Д. М. Винокурова, Н. Р. Максимов ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10, N 3. - C. 38.

8.

Количество страниц: 7 с.

В 2020 г. привычный порядок проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России пришлось скорректировать из-за распространения новой коронавирусной инфекции. В данной статье освещаются вопросы подготовки к экзамену в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) в весенний период 2020 г. в условиях соблюдения социальной дистанции из-за пандемии коронавируса. Впервые подготовка к ЕГЭ проходила в условиях дистанционного обучения и ограничительных мер, что повлекло за собой изменения в подготовительном процессе. Школьники в этом году готовились к экзамену дольше, так как сроки проведения экзаменов были передвинуты. В 2020 г. ЕГЭ выполнял единственную функцию - вступительную: экзамен сдавали только те выпускники школ, которые планировали поступить в высшие учебные заведения. Материал статьи опирается на опрос, проведённый среди 134 первокурсников гуманитарных направлений Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (СВФУ). Студентам бакалавриата было предложено ответить на ряд вопросов, которые были связаны с подготовкой к экзамену в непривычных обстоятельствах. Анкетирование было организовано магистрантами второго года обучения педагогического профиля Исторического факультета СВФУ программы "Гражданское образование в России: традиции и современность". По результатам анкетирования уточнены отдельные проблемы подготовки к ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) в 2020 г., а также предложения, которые могут быть полезны для выпускников школ 2020-21 учебного года. Основным затруднением, с которым столкнулись выпускники в ходе дистанционной подготовки к ЕГЭ, является низкий уровень дисциплинированности и самостоятельности. In 2020, the usual procedure for the USE in Russia have had to be adjusted due to the spread of "COVID-19". This article covers the problems of preparation for the USE in the Republic of Sakha (Yakutia) in spring 2020 when "COVID-19" spread. For the first time, preparation for the USE was held under distance learning and restrictive measures and caused significant changes in the process. Children this year were preparing longer to the USE because the terms of the exams were adjusted. This year, the USE performed only the only function - admission to a higher education institution: the exam was passed only school graduates who plan to enter higher educational institutions. The article is based upon the survey conducted among 134 first-year students of the humanitarian areas of the North-Eastern Federal University. The respondents answered a number of questions that reveal the nuances of preparing for the exam in unusual circumstances. The survey was organized by undergraduates from the History Department of North-Eastern Federal University. According to the results of the bachelor's answers, the nuances of preparing for the USE in 2020 in the Republic of Sakha (Yakutia) were clarified, we have also developed the next academic year proposals on the basis of which the preparation of students in the next year can be adjusted. Currently, the main material for preparing for the USE can be found on the Internet, which requires communication and technical support. The most important condition for remote preparation for the USE is enough independent and organized.

О подготовке к единому государственному экзамену в условиях дистанционного обучения / С. С. Атласова, А. В. Винокурова, В. А. Владимирова [и др.] ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика ипсихология. - 2020. - Т. 8, N 6. - C. 14.

9.

Количество страниц: 9 с.

В статье как обоснование рассматривается внедрение цифровизации во все сферы человеческой жизни, и отмечается глобальность и необратимость данного процесса. В рамках исследуемой проблемы обозначена фундаментальность происходящих изменений, отмечены положительные стороны и риски, связанные с внедрением глобальной цифровизации. Актуальность статьи связана с новыми подходами и требованиями к подготовке инженерных кадров. Цифровизация индустриальных процессов требует инженеров нового типа, способного организовывать взаимодействие подсистем новейшей техники, понимание особенностей развития технологий, концентрации и управления информационной перегрузкой, имеет аналитические способности для решения проблем, творческие навыки практического мышления, креативность в разрешении создавшихся ситуаций, во взаимодействии со смежными профессиями. Межличностные отношения фундаментальны для развития личности и являются составной частью взаимодействия, взаимосвязи между людьми. В статье приводятся результаты эмпирических исследований на констатирующем этапе, которые в какой-то степени доказывают имеющиеся проблемы межличностного отношения у студентов первого курса на этапе знакомства, обозначена тенденция к независимости, необщительности, избегания борьбы среди студентов старших курсов, что указывает на существующую проблему межличностных отношений. Автор надеется, что проведенные исследования могут быть дополнением для констатирования того факта, что внедрение цифрового образовательного пространства создают определенные проблемы в межличностном отношении, которая является фундаментом развития личности и вопрос требует всестороннего внимания исследователей педагогики и психологии. The article considers the introduction of digitalization in all spheres of human life as a justification, and notes the globality and irreversibility of this process. Within the framework of the studied problem, the fundamental nature of the ongoing changes is indicated, the positive aspects and risks associated with the introduction of global digitalization are noted. The relevance of the article is associated with new approaches and requirements for the training of engineers. Digitalization of industrial processes requires engineers of a new type, able to organize the interaction of subsystems of the latest technology, understanding the features of technology development, concentration and management of information overload, has analytical abilities to solve problems, creative skills of practical thinking, creativity in resolving situations, in interaction with related professions. Interpersonal relationships are fundamental for the development of personality and are an integral part of the interaction, the relationship between people. The article presents the results of empirical studies at the ascertaining stage, which to some extent prove the existing problems of interpersonal relations among first-year students at the stage of acquaintance, the tendency to independence, lack of communication, avoidance of struggle among senior students, which indicates the existing problem of interpersonal relations. The author hopes that the conducted research can be an addition to stating the fact that the introduction of digital educational space creates certain problems in interpersonal relations, which is the Foundation of personal development and the issue requires the full attention of researchers of pedagogy and psychology.

Варламова, Л. Д. Проблемы межличностных отношений студентов технического вуза в условиях цифровизации общества / Л. Д. Варламова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7, N 6. - C. 74.

10.

Количество страниц: 6 с.

В статье раскрываются особенности саморегулирования в сфере цифровых технологий. Определены две основные формы саморегулирования, механизмы реализации каждой из них, а также их связь с правовым регулированием. Подчеркивается, что рациональное сочетание правового регулирования и индивидуального правового регулирования в сфере цифровых технологий, в том числе саморегулирования и введения специальных правовых режимов, является оптимальным способом достижения баланса интересов всех заинтересованных субъектов. The article reveals the features of self-regulation in the field of digital technologies. Two main forms of self-regulation, mechanisms for the implementation of each of them, as well as their connection with legal regulation are identified. It is emphasized that a rational combination of legal regulation and individual legal regulation in the field of digital technologies, including self-regulation and the introduction of special legal regimes, is the best way to achieve a balance of interests of all stakeholders.

Болотаева, О. С. Саморегулирование в сфере цифровых технологий / О. С. Болотаева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2023. - N 2 (30). - C. 5-10.