Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 7 из 7
1.

Количество страниц: 3 с.

Традиционные религиозные верования как оcнова национальной культуры cовременных якутов c 80-90-х гг. ХХ в. получают большой интереc cо cтороны наcеления в cвязи c проиcходившим "ренеccанcом традиционализма" на вcем поcтcоветcком проcтранcтве. В cвязи c этим автором выделяютcя оcновные черты транcформации религиозных предcтавлений якутов через призму иcторичеcкого этапа - хриcтианизации. Так, целью работы являетcя необходимоcть выявления оcобенноcтей данного иcторичеcкого этапа. Предметом иccледования являетcя транcформация cо втор. пол. ХVIII в. Объектом иccледования выcтупают традиционные религиозные верования якутов.

Михайлова, С. А. Трансформация традиционных религиозных верований у якутов со второй пол. XVIII в. / С.А. Михайлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // XXV Лаврентьевские чтения, посвященные 30-летию Академии наук РС (Я) : материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Якутск, 10-13 апреля 2023 г. / [редакционная коллегия: И. Е. Егоров, Н. П. Лазарев]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 131-133.

2.

Количество страниц: 5 с.

Материалы о женском шаманстве рассматриваемого региона носят фрагментарный, отрывочный характер и ни в одной из традиционных культур народов Севера женское шаманство не было описано как система,303во всех аспектах функционирования. Полученные выводы могут представлять интерес для специалистов в области культурологии, этнологии, этнопсихологии, фольклористики, социологии, психологии.

Титова, Н. Б. Женская шаманская культура (на примере арктических улусов) / Н. Б. Титова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К.Аммосова, 2023. - С. 302-306.

3.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается шаманский путь известного шамана Герасимова С.Г.- Оноху. Камлания якутских шаманов появились в этнографической литературе в 18 в. Уникальность и ценность материалов по шаманству вилюйских якутов, собранных А.А. Поповым, заключается прежде всего в том, что в них наиболее полно отражено многообразие шаманских обрядовых действий - камланий.

Герасимова, С. Н. Шаманство локальной группы якутов Вилюйского региона / С. Н. Герасимова, С. И. Петрова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 167-171.

4.

Количество страниц: 8 с.

Васильева, Н. Д. Об отношении советской власти к религии в 20-30-е годы XX века : (публикация документов) / Н. Д. Васильева // Якутский архив. – 2003. – N 3-4 (11). – С. 65-72.

5.

Количество страниц: 12 с.

Юрганова, И. И. Церкви Якутской епархии в 1913 г. : (публикация документов) / И. И. Юрганова, заместитель директора Национального архива РС (Я) // Якутский архив. – 2000. – N 1. – С. 68-78.

6.

Количество страниц: 8 с.

Автор рассматривает эволюцию жертвоприношений как непрерывный процесс, идущий из глубокой древности до современности. Идея жертвенности зверя-тотема приводит к идее человеческой жертвы. После зарождения развитых культов кровавые жертвы древних охотников сменились продуктами скотоводства и земледелия - молоком и вином. Автор доказывает тезис о том, что кровавые жертвы из диких животных (в частности, парнокопытных) могли быть первичными, а жертвы из числа домашних животных - вторичными. Зооморфные духи принимали антропоморфные обличия, что, возможно, позже привело к человеческим жертвоприношениям. Так, сам Христос называл себя пасхой, приносимой в жертву Богу вместо барашка. Однако его место раньше занимал дикий олень, служивший символом солнца. Следовательно, Ыhыах и Пасха, проходившие в дни полнолуния, пройдя одинаковый путь эволюции, трансформировались в современные обряды скотоводов и земледельцев, для которых идея жертвенности жреца носит чисто символический характер.
The author considers the evolution of sacrifices as a continuous process, going from deep antiquity to modern times. The idea of sacrificing the totem beast leads to the idea of a human sacrifice. After the birth of developed cults, the bloody sacrifices of the ancient hunters were replaced by products of cattle breeding and farming - milk and wine. The author proves the thesis that bloody sacrifices of wild animals (in particular, hoofed animals) could be primary, and sacrifices from among domestic animals - secondary. Zoomorphic spirits assumed anthropomorphic appearance, which, perhaps, later led to human sacrifices. Thus, Christ himself called himself the Easter, offered as a sacrifice to God instead of lamb. However, its place was formerly occupied by a wild deer, which served as a symbol of the sun. Therefore, Yhyakh and Easter, which passed on the full moon days, having passed the same way of evolution, transformed into modern rituals of pastoralists and farmers, for whom the idea of sacrificing the priest is purely symbolic.

Васильев, В. Е. Пасха и праздник Ыһыах: путь жертвы от духа-зверя до богочеловека / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 3 (20). — С. 36-42.

7.

Количество страниц: 8 с.

Кожевников, Н. Н. Планетарное мышление: понятие и сущность / Н. Н. Кожевников // Наука и образование. – 1997. – N 4 (8), декабрь. – С. 126-133.