Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 85
1.
Автор:
Alekseev Nikolai A.

Источник: Shamanic worlds: rituals and lore of Siberia and Central Asia / Marjorie Mandelstam Balzer, editor. - Armonk, New York; London, 1997. - P. 49-109

Количество страниц: 61 с.

Шаманы и их религиозная практика
2.
Автор:
Alekseev Anatoly

Источник: Shamanic worlds: rituals and lore of Siberia and Central Asia / edited by Marjorie Mandelstam Balzer. - Armonk, New York; London, 1997. - P. 153-161

Количество страниц: 9 с.

Техника исцеления среди эвенских шаманов
3.

Количество страниц: 9 с.

Рассматриваются возможности и обоснованность проведения исследования истории Русской православной церкви в Якутии в контексте реконструкции деятельности духовного сообщества как одного из элементов формирования интеллектуального ландшафта национальной окраины, выявления групповых и индивидуальных характеристик представителей духовного сословия Якутии. Обосновывается приоритет Православной церкви в социально-просветительской деятельности, ее последовательная экспансия христианских культурных систем, обусловленная спецификой региона. Сделан вывод о значимой роли представителей духовного сообщества в создании интеллектуального потенциала национальной окраины.
The article deals with the possibilities and validity of the study of the history of the Russian Orthodox Church in Yakutia in the context of the reconstruction of the spiritual com-munity as one of the elements of the formation of the intellectual landscape of the national outskirts, the identification of group and individual characteristics of representatives of the spiritual estate Yakutia. The priority of the Orthodox Church in social and educational activity is justified, its successive expansion of Christian cultural systems, conditioned by the specifics of the region. A conclusion was drawn on the significant role of representatives of the spiritual community in creating the intellectual potential of the national outskirts.

Духовное сообщество в формировании интеллектуального ландшафта Якутской области начала ХХ в. (к постановке проблемы) / И. И. Юрганова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2018. – Т. 25. – С. 59-67. – DOI: 10.26516/2222-9124.2018.25.59.
DOI: 10.26516/2222-9124.2018.25.59

4.

Количество страниц: 8 с.

Предлагаемые к публикации исторические источники из фондов Российского исторического архива древних актов характеризуют пребывание в Якутском заказе епископа Иннокентия (Неруновича), ставшего первым епархиальным архиереем, посетившим Якутский уезд. Документы свидетельствуют как об административной, так и о миссионерской деятельности епископа, в том числе его обращениях к местной власти по вопросам преследования шаманов и обеспечения выданных императорским указом льгот по освобождению от ясачной повинности принявших православие инородцев, подтверждая тезис о первой половине XVIII в. как начальном этапе инкорпорации якутского общества в русскую государственность, элементом которой являлась христианизация местного населения.
Historical sources proposed for publication from the funds of the Russian Historical Archive of Ancient Acts characterize the stay of Bishop Innokentiy (Nerunovich) in Yakutsk order, who became the first diocesan bishop to visit Yakutsk district. The documents testify to both the administrative and missionary activities of the bishop, including his appeals to the local authorities on the persecution of the shahs and provision of privileges for exemption from yasachnoy service issued by the imperial decree, for those who accepted Orthodox Christianity XVIII century as the initial stage of incorporation of the Yakut society in the Russian statehood, an element of which was the Christianization of the local population.

"Для призывания к познанию православного восточной греческой исповедания верыһ: о визите епископа Иннокентия (Неруновича) в Якутский уезд / И. И. Юрганова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2019. – Т. 28. – С. 90-97. – DOI: 10.26516/2222-9124.2018.25.59. – DOI: 10.26516/2222-9124.2019.28.90.
DOI: 10.26516/2222-9124.2019.28.90

5.

Количество страниц: 5 с.

В последние годы в Ленском районе Республики Саха (Якутия) было открыто два новых святилища – Джампа и Эргеджей. Объекты расположены в тайге, на берегу небольших рек бассейна Лены. Здесь, на живописных скалах-останцах были обнаружены петроглифы и святилища, на которых найдены жертвоприношения в виде каменных орудий эпох неолита-палеометалла, поздний этнографический и современный материал.
In recent years, in Lensk district of Yakutia opened two new sanctuaries - Jampa and Ergedzhey. Objects are located in the taiga, on the banks of small rivers of the Lena basin. Here, on picturesque cliff-outliers were discovered petroglyphs and altars, which are found stone tools of the Neolithic-Bronze Age and later ethnographic and contemporary material.

Дьяконов, В. М. Древние святилища Ленского района Республики Саха (Якутия) / В. М. Дьяконов // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Иркутск : Иркутский государственный технический университет ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. — Т. 2. — С. 251-255.

6.

Количество страниц: 4 с.

Готовя умершего к погребению, якуты как будто собирали его в дальнюю поездку. На это указывает одевание покойного в походную одежду, снабжение его запасом пищи, сменной одеждой и т. д. Влиятельные умершие отправлялись в последний путь в сопровождении лошади и слуги. Мир мертвых был где-то на Западе и был устроен так же, как социокультурное устройство земной жизни живых.
Yakuts served the deceased as for a distant journey: dressed in road clothes, supplied with a food reserve, changing clothes, etc. The influential deceased went to a final journey accompanied by a horse and the servant. The world of the dead was somewhere in the West and was arranged in the same way as the sociocultural arrangement of earthly life of the living.

Бравина, Р. И. Представления якутов о загробном мире : (по фольклорным, этнографическим и археологическим источникам) / Р. И. Бравина // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Иркутск : Иркутский государственный технический университет ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. — Т. 2. — С. 163-166.

7.

Количество страниц: 8 с.

В статье анализируются первые православные периодические издания, печатавшиеся в США на русском языке приверженцами православия. Важнейшими предпосылками зарождения и формирования православной печати в США стали освоение Русской Америки, христианизация православными миссионерами аборигенов Аляски и Алеутских островов, массовая эмиграция из Российской империи в конце XIX - начале ХХ в. Возникновение русской диаспоры в Америке носило экономический, политический и религиозный характер. Большинство выходцев из России, преимущественно трудовые мигранты, не владели английским языком, более того, многие были неграмотны. Но в качестве культурного багажа они перенесли на американский континент свою религию - православие. Усилиями православной церкви были созданы приходы, велась активная миссионерская деятельность. Появилась необходимость в печатном органе, который поддерживал бы пастырским словом русских эмигрантов и удовлетворял их потребность в своем особом мировыражении, объединявшем российские корни и американскую реальность.
The article analyzes the first Orthodox periodicals printed in the USA in Russian by adherents of Orthodoxy. The nost important prerequisites for the origin and formation of the Orthodox press in the United States were the development of Russian America, Christianization by Orthodox of the natives of Alaska and the Aleutian Islands, mass emigration trom the Russian Empire in the late XIX and early XX centuries. The emergence of the Russian Diaspora in America was economic, political and religious. Most of the immigrants trom Russia, mostly labor migrants, who did not speak English, moreover, many were illiterate. But as cultural baggage. they moved their religion to the American continent - Christianity. Through the efforts of the Orthodox Church was created parishes, active missionary activity was conducted. There was a need for a printed organ that would support the pastoral word of Russian emigrants and satisfy their need for a special expression of their ow n, uniting Russian roots and American reality.

Спиридонов, Г. И. Православные издания в истории русскоязычной прессы США / Г. И. Спиридонов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 4 (21). — С. 41-48.

9.

Количество страниц: 8 с.

Кожевников, Н. Н. Планетарное мышление: понятие и сущность / Н. Н. Кожевников // Наука и образование. – 1997. – N 4 (8), декабрь. – С. 126-133.

10.

Количество страниц: 8 с.

Автор рассматривает эволюцию жертвоприношений как непрерывный процесс, идущий из глубокой древности до современности. Идея жертвенности зверя-тотема приводит к идее человеческой жертвы. После зарождения развитых культов кровавые жертвы древних охотников сменились продуктами скотоводства и земледелия - молоком и вином. Автор доказывает тезис о том, что кровавые жертвы из диких животных (в частности, парнокопытных) могли быть первичными, а жертвы из числа домашних животных - вторичными. Зооморфные духи принимали антропоморфные обличия, что, возможно, позже привело к человеческим жертвоприношениям. Так, сам Христос называл себя пасхой, приносимой в жертву Богу вместо барашка. Однако его место раньше занимал дикий олень, служивший символом солнца. Следовательно, Ыhыах и Пасха, проходившие в дни полнолуния, пройдя одинаковый путь эволюции, трансформировались в современные обряды скотоводов и земледельцев, для которых идея жертвенности жреца носит чисто символический характер.
The author considers the evolution of sacrifices as a continuous process, going from deep antiquity to modern times. The idea of sacrificing the totem beast leads to the idea of a human sacrifice. After the birth of developed cults, the bloody sacrifices of the ancient hunters were replaced by products of cattle breeding and farming - milk and wine. The author proves the thesis that bloody sacrifices of wild animals (in particular, hoofed animals) could be primary, and sacrifices from among domestic animals - secondary. Zoomorphic spirits assumed anthropomorphic appearance, which, perhaps, later led to human sacrifices. Thus, Christ himself called himself the Easter, offered as a sacrifice to God instead of lamb. However, its place was formerly occupied by a wild deer, which served as a symbol of the sun. Therefore, Yhyakh and Easter, which passed on the full moon days, having passed the same way of evolution, transformed into modern rituals of pastoralists and farmers, for whom the idea of sacrificing the priest is purely symbolic.

Васильев, В. Е. Пасха и праздник Ыһыах: путь жертвы от духа-зверя до богочеловека / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 3 (20). — С. 36-42.