Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 120
1.

Количество страниц: 7 с.

В современном глобализированном мире, где происходит все более интенсивный контакт между культурами и нациями, возникает необходимость в разработке различных философских концепций, способных объединить и преодолеть различия между людьми разных культур и национальностей. Одной из таких концепций является космополитический подход, основанный на идее всемирного гражданства и единства всех людей. Истоки космополитического подхода можно найти в эволюции философии на протяжении веков. В разных национальных и культурных традициях проявлялись представления о единстве и взаимосвязи всех живущих в мире. В данной статье проводится анализ античных и просветительских истоков космополитического подхода в философии, их сравнение, а также перспективы космополитического подхода в современной философии. Рассматриваются различные философские традиции, их влияние на формирование космополитической мысли, а также их актуальность в современном глобализированном мире. Особое внимание уделяется идеологическим вехам развития космополитического подхода и его роль в преодолении различий между культурами и нациями. Отмечается, что космополитизм как в Древней Греции, так и в эпоху Просвещения представлял собой важное философское и культурное движение, заложившее основы мышления о всеобщем гражданстве и общей цели человечества, о важности универсальных ценностей и прав человека. Делается вывод, что влияние античного и просветительского космополитизма на космополитизм XXI века проявляется в общей идее единства вселенной и универсальных моральных принципов, в развитии глобального сознания, акценте на разуме и сотрудничестве.

Корякина, А. А. Истоки космополитического подхода в философии / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4(32). - C. 138-144. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-138-144
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-138-144

2.

Количество страниц: 8 с.

Этический и эстетический аспекты философии Канта оказали огромное воздействие на социально-культурные круги представителей литературы, искусства и оказались более доступными как для философов, так и для всех поклонников философии. Социальные и политические вопросы всегда волновали людей в большей степени, чем теоретические аспекты. Кант ставит вопрос о вечном мире, опровергает существовавшие доказательства Бога, исследует происхождение морального закона, его онтологическое основание и предлагает его решение. Это была эпоха социальных и научных революций. Социальные революции ломали структуры феодализма, открывая новые горизонты для культурных и политических преобразований, научные - произвели смену парадигм. Методологическая революция Бэкона и Декарта привела к возникновению принципиально новых подходов, например, индукции. Научная революция Галилея-Ньютона сформировала новый универсализм. Философия Канта органично дополнила все эти процессы. Его постулаты практического разума воплощают в объективной реальности трансцендентальные идеи, которым воля помогает найти соответствующие объекты. Революционное воздействие, оказанное "Критикой практического разума" по мнению последователей Канта, было значительно сильнее, чем идеи Великой французской революции. Эстетическую способность человека Кант исследовал в "Критике способности суждения", рассматривая её как способность души объединять способности познания и желания.

Кожевников, Н. Н. Этические, эстетические, социально-политические предпосылки и аспекты философии Канта / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 130-137. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137

3.

Количество страниц: 10 с.

Химических заболеваний детей, а также с нарушением успеваемости, поведения и межличностных отношений среди детей младшего школьного возраста. Практика показывает, что несвоевременное распознание данных проблем, отсутствие специальных корректирующих программ приводит не только к хроническому отставанию, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребёнка, к различным формам отклоняющегося поведения. Цель исследования - провести анализ когнитивного и эмоционального развития первоклассников. Задачи исследования: определение программы исследования; диагностика когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей; анализ результатов исследования. В рамках исследования были использованы такие методики как субтесты диагностических комплексов, направленные на оценку регуляторных функций - методика "Память на конструирование" / "Memory for Designs", методика "Повторение предложений" / "Sentence Repetition", методика "Сортировка карт по изменяемому признаку" / "Dimensional Change Card Sorting", методика "Торможение" / "Inhibition", тесты, направленные на исследование способностей к пониманию эмоций. Исследованы уровни когнитивного и эмоционального развития первоклассников, участников лонгитюдного исследования проекта "Растем с Якутией", собраны сведения об их академической успеваемости и социальной успешности.

Иванова, М. К. Когнитивное и эмоциональное развитие первоклассников Республики Саха (Якутия) / М. К. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 101-110. - DOI 10.25587/2587-5604-2023-4-101-110
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-101-110

4.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается процесс увольнения в таможенных органах, приводится обзор наиболее распространенных ситуаций процесса увольнения. Приводятся нормативно-правовые документы и элементы цифровизации некоторых направлений деятельности таможенных органов, способствующие повышению качества работы таможенной службы. Выделены те обстоятельства, на которые следует обратить внимание при проведении процедуры увольнения на примере таможенных органов, например, на такие вопросы как привлечение к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения, увольнение с таможенной службы в связи с утратой доверия и т. д. Также в статье кратко описана криминогенная склонность личности, характеризующаяся отсутствием антикриминальной устойчивости. Отмечено, что профессиональную деятельность любого сотрудника сопровождают различного характера стрессогенные факторы, где увольнение является одним из основных факторов профессионального стресса, негативные последствия которого следует устранить посредством психологического сопровождения.

Реестр уволенных в таможенных органах: стресс как следствие увольнения / Н. А. Гарафутдинова, С. Г. Корешева, Р. Е. Герасимова [и др.] ; Омский государственный университет путей сообщения, Северо-Западный учебный центр, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 93-100. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-93-100
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-93-100

5.

Количество страниц: 4 с.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические аспекты "Третьей культуры" / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2023. - N 1 (44). - С.36-39. - DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39
DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39

6.

Количество страниц: 6 с.

Движение по охране культурного наследия парадоксально соотношением возраста человека разумного и началом движения по защите лучших достижений материальной культуры. Последнее обстоятельство связано с осознанием человеком собственной идентичности. Поэтому исключительно велика роль организационного начала, выдвигаемая отдельными личностями. Тому яркий пример, решение папы Римского Бенедикта ХIV. В статье обсуждается материал общественных слушаний по вопросам охраны памятников истории и культуры в Республике Саха (Якутия), которые состоялись 17 июля 2015 года. Автор выдвигает мысль, что в качестве главной причины социальной пассивности граждан выступает неправильное применение диалектики всеобщего и единичного в системе позитивно значимых ценностей бытия человека, которое негативно проявляется в воспитании подрастающего поколения.

Саввинов, А. С. Истоки пассивности граждан в охранной деятельности памятников культурного наследия / А. С. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 90-95.

7.

Количество страниц: 6 с.

В 2024 г. исполняется триста лет со дня рождения Канта, философа, с работ которого, как считают многие исследователи, началась современная философия. Однако выдающиеся достижения Канта, его "коперниканская революция", трансцендентальный метод возникли не на пустом месте. Революционные идеи Канта вобрали в себя опыт выдающихся представителей античности, средневековья и Нового времени. Определенное воздействие на формирование его философии оказали также политическая и социально-культурная обстановка в Европе XVIII столетия. Среди выдающихся философов доклассического периода следует отметить Платона, Аристотеля, Августина, Фому Аквинского. Среди представителей Нового времени следует назвать Гоббса, Локка, Ньютона, Декарта, Спинозу, Лейбница, Юма, Руссо. Некоторые из этих философов оказали влияние на его этическую философию, что выходит за пределы настоящей работы. Всю выше обозначенную проблематику целесообразно рассмотреть в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, поскольку Кант поставил вопросы о границах чувственной сферы, рассудка, разума, человеческой свободы. Многие из них он разрешил или наметил подходы к их решению. Кант также претендовал на снятие противоречий между эмпиризмом и рационализмом - основными гносеологическими течениями Нового времени, но, как считают исследователи его творческого наследия, это ему не удалось. В начале своей философской деятельности Кант пытался найти предельные основания метафизики, ценность которой Кант подчеркивает постоянно. Он считал, что это необходимо для выяснения последних оснований реальности. Поиск предельных оснований Кант продолжил и в своей "критической философии" в эстетике, аналитике, диалектике. Он выявил границы рассудка, разума, свободы воли. Провел границу между "идеей Бога" - "идеалом чистого разума" и его действительными возможностями.

Кожевников, Н. Н. Предшественники и теоретические предпосылки философии Канта. Онтологический и метафизический аспекты / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 84-89.

8.

Количество страниц: 11 с.

В данной статье представлено изучение специфики самоповреждающего поведения с учетом психического состояния и профиля латеральной организации головного мозга (смешанный, перекрестный, односторонний, равнополушарный) у подростков. В ходе исследования выявили, самоповреждающего поведение у подростков, а именно направленность на внутренний локус: для снятия стресса, избавление от напряжения-, т. е. носит более соматический характер, не направленный на внешние социальные факторы. Обнаружена связь на статистически значимом уровне между показателями "агрессивности" и "инструментальное самоповреждение", что позволяет говорить о тенденции применения более тяжелых форм самоповреждения путем "порезов острым предметом" и т. п. у испытуемых, склонных к повышенной агрессивности. В самоповреждающем поведении подростков тенденция к изменению себя и поиск нового опыта являются второстепенными. Наиболее характерными являются следующие самоповреждающие действия: обкусывание губ, удары по твердым поверхностям, расчесывание кожи и сковыривание болячек. Ведущим мотивом самоповреждений в подростковом возрасте является снятие напряжения и восстановление контроля над эмоциями, а остальные мотивы вторичны. Установили закономерность, что "Смешанный" и "Односторонний" типы профиля латеральной организации головного мозга склонны к соматическим самоповреждениям и высоким уровням тревожности. А "Перекрестный" и "Равнополушарный" менее подвержены к высоким скачкам психических состояний (тревожность, ригидность, агрессивность и фрустрация) и проявлениям соматических самоповреждений. This article presents the study of the specifics of self-injurious behavior, taking into account the mental state and the brain lateral organization in adolescents. In the course of the study self-harming behavior in adolescents was revealed, namely, orientation to the internal locus: to relieve stress, get rid of tension. It is more somatic in nature, not directed at external social factors. A pattern has been established that the "Mixed" and "One-sided" types of the profile of the lateral organization of the brain are prone to somatic self-harm and high levels of anxiety. And "Cross" and "Equal hemisphere" are less susceptible to high jumps in mental states (anxiety, rigidity, aggressiveness and frustration) and manifestations of somatic self-harm.

Алексеева, П. С. Характеристика самоповреждающего поведения подростков с учетом профиля латеральной организации головного мозга / П. С. Алексеева, С. М. Афанасьева ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова", ГБУРС(Я) "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10, N 6. - C. 11.

9.

Количество страниц: 10 с.

В статье рассматриваются социально-психологические проблемы современных подростков сельской местности в связи с новой социальной ситуацией, характеризующейся как переходный период от "стабильности" к "транзитивности" общества. Рассматриваются психологические последствия процессов глобализации, их влияние на социальные институты, развитие личности, а также проблемы социализации сельских подростков в эпоху транзитивности. Представлены результаты эмпирического исследования выборки сельских подростков саха в связи с их проблемной озабоченностью в отношении будущего, здоровья, собственного развития, семьи, школы, сверстников и общества в целом. Обнаружено наличие обеспокоенности подростков относительно образования и профессионального самоопределения. При этом для поголовного большинства юношей выявляются внутриличностные и межличностные конфликты, которые распространяются на сверстников и школу. Заметно снижение эмоционально-волевой регуляции, что отражается в отсутствии мотивации к учебе, недостатке дисциплины и организованности, отсутствии интересов во внеучебной деятельности. Для девушек характерно недовольство чрезмерным родительским контролем, запретами общения со сверстниками противоположного пола и требованиями к учебе. Анкетный опрос выявил представление сельских подростков о проблемах и задачах молодежи в современном обществе. Как показали результаты, более привлекательными и приоритетными для них являются самоактуализация и материальное благополучие. Цели и задачи, связанные с получением достойного образования при этом, оказались важными только для небольшой части юношей. Похоже современные сельские подростки не видят особого смысла в получении профессионального образования для того, чтобы стать материально обеспеченным и самореализоваться. Более того, подростки гораздо чаще рассматривают время, затрачиваемое на образование, как проблему молодых людей, принимая во внимание трудности обучения в университете. В целом картина современного мира и места в ней молодежи видится достаточно фрагментарно, без личностного включения и понимания собственной ответственности. Притом ими отмечаются негативные стороны глобализации как падение морально-нравственных устоев, отсутствие социальной справедливости и ущемление прав человека. Полученные результаты указывают на наличие проблем социально-психологической адаптации подростков в сельской местности, что требует пересмотра и усовершенствования системы образования и воспитания в связи с новыми вызовами к личности подростка в эпоху транзитивности общества. The article examines the socio-psychological problems of modern rural adolescents in connection with the new social situation, characterized as a transitional period from "stability" to "transitivity" of society. The psychological consequences of globalization processes, their impact on social institutions, personality development, as well as the problems of socialization of rural adolescents in the era of transitivity are considered. The results of an empirical study of a sample of rural adolescents in connection with their problematic concerns about the future, health, their own development, family, school and society as a whole are presented. The presence of teenagers' concerns about education and professional self-determination was revealed. At the same time, intrapersonal and interpersonal conflicts are revealed for the vast majority of young man, which extend to peers and school. There is a noticeable decrease in emotional and volitional regulation, which is reflected in the lack of motivation to study, lack of discipline and organization, lack of interests in extracurricular activities. Girls are characterized by dissatisfaction with excessive parental control, prohibitions of communication with peers of the opposite sex and the requirement to study. The questionnaire survey revealed the idea of rural teenagers about the problems and tasks of youth in modern society. As the results showed, self-actualization and material well-being are more attractive and priority for them. The goals and objectives associated with obtaining a professionally education at the same time turned out to be important only for a small part of young men. It seems that modern rural teenagers do not see much point in getting a professional education in order to become financially secure and self-actualizers. Moreover, teenagers are much more likely to see the time spent on education as a problem for young people, taking into account the difficulties of studying at a university. In general, the picture of the modern world and the place of youth in it is seen rather fragmentary, without personal inclusion and understanding of their own responsibility. Moreover, the negative aspects of globalization are noted by them as the fall of moral foundations, lack of justice and infringement of human rights. The results obtained indicate that there are problems of socio-psychological adaptation of adolescents in rural areas, which requires a revision and improvement of the education and upbringing system in connection with new challenges in the era of transitivity of society.

Старостина, Л. Д. Проблемы социально-психологической адаптации современных сельских подростков в условиях транзитивности общества (на примере Республики Саха (Якутия)) / Л. Д. Старостина, К. В. Емельянова ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика психология. - 2022. - Т. 10, N 3. - C. 38.

10.

Количество страниц: 10 с.

Автором данной статьи были выявлены проявления буллинга среди подростков и описывается проведение психокоррекционной работы среди учащихся 7 классов. Методы исследования, которые использованы автором: теоретические методы (сбор, изучение, анализ и обобщение теоретического материала); эмпирические методы ("Тест агрессивности Опросник Л. Г. Почебут)", опросник Д. Ольвеуса "Буллинг" выявляет проявление буллинга и подверженность к буллингу, методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А. Ф. Фидлеру); анализ статистических данных: T-критерий Вилкоксона. Анализ полученных данных автора по констатирующему этапу исследования показал, что немалое количество учащихся имеют высокий уровень агрессивности; выявили систематическое проявление буллинга и подверженных ему; а также выяснилось, что у 7 классов отсутствует сплоченность в коллективе. После проведенного формирующего этапа исследования автором выявлены заметные изменения в поведении подростков. Автор описывает результаты контрольного этапа исследования, применяя математическую статистику. После проведенной работы наблюдается, что подростки стали более сплоченными и спокойными. И учитывая то, что буллинг имеет стихийный характер, и может в дальнейшем возобновиться, автор дает рекомендации для педагогов и родителей по. профилактике школьного буллинга, которая помогла бы. предотвратить и оказать нужную помощь для участников буллинга. Поставленные автором цель и задачи выполнены в полном объеме и результаты повторного исследования дали подтверждение рабочей гипотезы, о том, что систематическое и планомерное проведение психокоррекционной программы, направленная на. улучшение психологической атмосферы в классе, способствует снижению уровня проявления буллинга. The author of this article identified the manifestations of bullying among adolescents and describes the conduct of psychocorrective work among students of grades 7. The research methods used by the author are: theoretical methods (collection, study, analysis and generalization of theoretical material); empirical methods ("Aggressiveness test (L.G. Pochebut questionnaire)", D. Olveus' questionnaire "Bullying" reveals the manifestation of bullying and susceptibility to bullying, methods for assessing the psychological atmosphere in the team (according to A.F. Fiedler)); statistical data analysis: Wilcoxon T-test. The analysis of the author's data obtained at the ascertaining stage of the study showed that a considerable number of students have a high level of aggressiveness; revealed a systematic manifestation of bullying and those subject to it; and it also turned out that grades 7 lack cohesion in the team. After the formative stage of the study, the author revealed noticeable changes in the behavior of adolescents. The author describes the results of the control stage of the study using mathematical statistics. After the work carried out, it is observed that teenagers have become more cohesive and calm. And considering that bullying has a spontaneous character, and may resume in the future, the author gives recommendations for teachers and parents on the prevention of school bullying, which would help. prevent and provide the necessary assistance for bullying participants. The goals and objectives set by the author have been fulfilled in full and the results of repeated research have confirmed the working hypothesis that the systematic and systematic conduct of a psychocorrection program aimed at. improving the psychological atmosphere in the classroom, helps to reduce the level of bullying.

Николаев, Е. В. Особенности психокоррекционной работы буллинга среди подростков в образовательном учреждении / Е. В. Николаев, А. В. Дмитриева, В. С. Шамаева ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т.10, N 3. - C. 41.