Тематические подборки
Картинка коллекции
Хомус (варган) – древний музыкальный инструмент, возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.
«…Это племя добрых богов
Сотворило в подарок нам
Голосистый, милый сердцу
С дрожащим пружинистым язычком,
С железкой, звенящей вроде струны
На сто разнообразных ладов», - писал основоположник якутской литературы Алексей Кулаковский.

В Якутии ежегодно 30 ноября отмечается День хомуса, в Якутске находится единственный в мире Музей хомуса.

В подборке представлены издания о истории создания, технике изготовления, методах игры и о целительных свойствах звучания этого необычного музыкального инструмента.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 4 из 4
1.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный "космический" звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.
Мастер Готовцев Роман Ильич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
2.

Издательство: Издательство ЯГУ

Год выпуска: 1996

Количество страниц: 24 с.

Настоящее пособие является составной частью "Школы игры на хомусе по нотам" и предназначено для практического обучения на хомусе. В пособии даются сведения по основным типам дыхания и формам, применяемым при игре на хомусе. Так же предлагается символика обозначения, сохраняющая основные принципы и формы фиксации звука, метроритма, динамики и т.п., сформированные в многовековой истории музыкального искусства
3.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2000

Серия, номер выпуска: Ч. 1

Количество страниц: 123 с.

Особенность 1-й части хрестоматии в том, что партия хомуса в пьесах записана на линии, а не на нотном стане (нотоносце). Это более оптимальная форма записи, в которой интонации уделяется меньше внимания, чем краскам, звукоподражанию многообразию артикуляционных и основанных на дыхании, способов звукообразования