Тематические подборки
![Картинка коллекции](https://e.nlrs.ru/imgs/collections/348.jpg)
Испокон веков народные мастера и мастерицы Якутии передавали по наследству традиции и навыки художественной обработки материалов. Они владели искусством рельефной, плоскорельефной, сквозной, ажурной резьбы (дерево, кость), литья, чеканки, гравировки, чернения (серебро), шитья, аппликации, вышивки бисером и цветными нитками (мех, ткани), искусством богатого образами орнаментального языка.
Признавая народные художественные промыслы неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Саха (Якутия), в целях сохранения, возрождения и развития традиционного народного прикладного искусства народов Республики Саха (Якутия) Указом Президента РС (Я) № 1227 от 21 февраля 2012 года 5 марта объявлен Днем народного мастера в Республике Саха (Якутия).
Сегодня в Республике Саха (Якутия) в сфере народного прикладного искусства и традиционных художественных промыслов заняты свыше 4 тысяч мастеров-умельцев, из них в настоящее время 220 человек носят высокое звание «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», 418 человек – звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
• О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвычайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы [...] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».
• На севере Якутии большинство предметов выделывали из лиственницы, на юге лиственницу вытесняет более податливая сосна. Помимо этого, для различных нужд использовались и тонкие, молодые побеги тальника. Вся домашняя посуда, требующая большой прочности, — чашки, ложки, кубки, коробки и ящики — делались из березы.
• Якуты никогда не употребляли гончарного круга: горшки для варки пищи, хранения молока, горшочки для молочных продуктов, чайники, подставки для посуды, ночники, утюги, светильники делали вручную выколачиванием палочкой.
• Гончарным ремеслом занимались женщины. Они делали горшки разных размеров и фасонов.
• Мастера ювелирного дела издавна владели секретами чернения и золочения, знали технику выемчатой эмали; особенно распространены были гравировка, штамповка и чеканка.
• Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конское убранство — чепраки, кычимы, лепсе. Эти вышивки помещались на предметах культовых, обрядовых, праздничных.
• Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Конским волосом расшивались берестяные туеса, из него делались такие вещи, как комаромахалка с серебряной, украшенной геометрическим узором ручкой и меховой опушкой.
В данной подборке нашли отражение издания, в которых раскрываются новые виды современного декоративно-прикладного искусства, основанные на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Признавая народные художественные промыслы неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Саха (Якутия), в целях сохранения, возрождения и развития традиционного народного прикладного искусства народов Республики Саха (Якутия) Указом Президента РС (Я) № 1227 от 21 февраля 2012 года 5 марта объявлен Днем народного мастера в Республике Саха (Якутия).
Сегодня в Республике Саха (Якутия) в сфере народного прикладного искусства и традиционных художественных промыслов заняты свыше 4 тысяч мастеров-умельцев, из них в настоящее время 220 человек носят высокое звание «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», 418 человек – звание «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:
• О высоком мастерстве якутских ремесленников писал один из первых этнографов Сибири академик А. Ф. Миддендорф: «Чрезвычайная гибкость, которую якут умеет придать клинку своего ножа, в состоянии заменить ему множество разнообразных инструментов. Надобно, например, сделать чашку — якут тотчас же сгибает ножик об ствол дерева в виде дуги, и с руки, прежде чем успеешь оглянуться, вытачивает чашку из дерева лиственницы [...] Что бы он ни вырезал, во всем у него особый шик».
• На севере Якутии большинство предметов выделывали из лиственницы, на юге лиственницу вытесняет более податливая сосна. Помимо этого, для различных нужд использовались и тонкие, молодые побеги тальника. Вся домашняя посуда, требующая большой прочности, — чашки, ложки, кубки, коробки и ящики — делались из березы.
• Якуты никогда не употребляли гончарного круга: горшки для варки пищи, хранения молока, горшочки для молочных продуктов, чайники, подставки для посуды, ночники, утюги, светильники делали вручную выколачиванием палочкой.
• Гончарным ремеслом занимались женщины. Они делали горшки разных размеров и фасонов.
• Мастера ювелирного дела издавна владели секретами чернения и золочения, знали технику выемчатой эмали; особенно распространены были гравировка, штамповка и чеканка.
• Яркими узорами украшались шубы, платья, торбаса, рукавицы, шапки, кошельки, конское убранство — чепраки, кычимы, лепсе. Эти вышивки помещались на предметах культовых, обрядовых, праздничных.
• Конский волос у якутов имел и ритуальное, и хозяйственное употребление. Конским волосом расшивались берестяные туеса, из него делались такие вещи, как комаромахалка с серебряной, украшенной геометрическим узором ручкой и меховой опушкой.
В данной подборке нашли отражение издания, в которых раскрываются новые виды современного декоративно-прикладного искусства, основанные на традициях предков, позволяющих сохранять национальное своеобразие в рамках тотальной глобализации культурных процессов.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 6 из 6
Авторы:
Заглавие:
Мир через красоту: Фотоальбом
Издательство: издательство ИПКРО РС(Я)
Год выпуска: 1998
Количество страниц: 44 с.
Заглавие:
Туостан оҥоһуктар
Издательство: "Ситим" ЧИФ
Год выпуска: 1995
Количество страниц: 28 с.
Народная мастерица из Сунтарского улуса в последние годы занимается возрождением традиционных изделий якутов из бересты. Изготовленные ею сувениры, предметы утвари, разные украшения пользуются спросом. В пособии даются краткие советы начинающим мастерам
Автор:
Издательство: Якутский край
Год выпуска: 2011
Количество страниц: 28 с.
Подборки
- Красота по древним традициям,
- Рукоделие с душой,
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС (Я) > Юкагиры,
- Снежная страна Якутия-Саха > Храня традиции,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Семейная культура коренных малочисленных народов,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Юкагиры (палеоазиатская группа языков) > Искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Юкагиры,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Культура коренных малочисленных народов Севера.
Показаны древние истоки праюкагирской культуры, уходящие корнями в неолитическое искусство Северной Азии. Декоративно-прикладное искусство лесных юкагиров - потомственных охотников и рыболовов - представлено пиктографической письменностью, резьбой по дереву, кости, плетением, шитьем из меха и кожи. Может быть использовано для изучения предмета "Материальная культура юкагиров" в учебных заведениях различного уровня
Издательство: Бичик
Год выпуска: 1994
Количество страниц: 100 с.
Подборки
- Красота по древним традициям,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Национальная одежда и украшения,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.
Альбом о творчестве известной мастерицы Е.Е. Аммосовой имеет познавательное значение всем, кто интересуется вопросами развития национальной одежды и проблемами прикладного искусства
Автор:
Издательство: Наука
Год выпуска: 2011
Количество страниц: 123 с.
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Красота по древним традициям,
- Сылгы - саха төрүт баайа / Якутская лошадь,
- Рукоделие с душой,
- Снежная страна Якутия-Саха > Храня традиции,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Декоративно-прикладное искусство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.
Монография посвящена основным художественным и технологическим особенностям изготовления предметов традиционного конского убранства: попон (чепраков, кычымов) и наседелий (тэпсэ). Цель публикации - оказание методической помощи современным мастерам народного прикладного творчества, систематизация знаний об истоках традиционной духовной и материальной культуры якутов, древних ритуалах и обрядах с их фольклорными устно-поэтическими произведениями, объединяющими символико-смысловую содержательность традиционного мировосприятия и мировоззрения. В работе исследуется образное содержание художественного оформления нарядного конского убранства в сопоставлении с традиционным мифологическим материалом и устным народным творчеством, описываются технологии и приемы традиционного шитья и вышивки, раскрывается семантика цвета, характеризуются основные виды орнамента. Книга содержит богатый иллюстративный материал. Для мастеров прикладного творчества, ориентированных на этнические традиции, искусствоведов и фольклористов
Автор:
Садовникова Зоя Степановна
Издательство: СГУ изд-вота
Год выпуска: 2003
Количество страниц: 24 с.
Подборки
- Красота по древним традициям,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Сохранение народных традиций в семье,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Искусство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Культура коренных малочисленных народов Севера.
В книгу вошла авторская программа "Усуйаан" народного мастера по национальному шитью. Автор в течение нескольких лет успешно работает по возрождению и восстановлению эвенской национальной одежды, способов обработки шкурок. Свой богатый опыт она передает подрастающему поколению - будущему эвенского народа