Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 4868
8.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена проведению "Жирковских чтений" - Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, которая прошла в г. Якутске 20 апреля 2021 г. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Жирковские чтения" была приурочена к Году науки и технологий в Российской Федерации.
The article is devoted to the Zhirkov Readings — a scientific conference with international participation, which was held in Yakutsk on April 20,2021. Attention is drawn to the goal and objectives of the conference and how they were implemented in the speeches of the participants. Rethinking the creative heritage of such outstanding composers from the national republics of Russia as M.N. Zhirkov (1892-1951) in the context of the processes of development of modem Russian culture is relevant in modem science. This was shown by the overview of the issues of the reports presented in the article.

Павлова-Борисова, Т. В. Итоги и перспективы проведения I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Жирковские чтения" / Павлова-Борисова Т. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 5-10.

9.

Количество страниц: 11 с.

Предложен опыт определения культурологического ракурса исследования музыкального искусства. Музыка рассматривается в контексте ее воздействия на культуру: отбор персоналий определен вкладом и влиянием их на изменение культурного поля в национальном регионе, степенью участия в трансляции культурного опыта. Ситуация в национальной культуре уникальна тем, что на глазах современников разворачивается социокультурный эксперимент по становлению синтезов классического европейского искусства с национальными музыкальными традициями народов Севера. Этот опыт ожидает рефлексии носителей культуры, в чью повседневность входят и постоянный музыкальный фон из гаджетов; театр оперы и балета, филармония, музыкальная школа. Искусствоведы и музыковеды исследуют профессиональные проблемы становления академического искусства, но не менее востребовано осмысление данного феномена эстетиками, философами и культурологами: как, в связи с этим, меняется город, республика, молодежь, культура в целом. Рассмотрены варианты анализа изменения культурной ситуации, в частности, как меняются элитарная, народная и массовая формы якутской национальной культуры. Предложен эксперимент по выделению специфики культурологического анализа, его отличия от искусствоведческого и собственно музыковедческого. Обозначены проблемы, связанные с особенностями трансляции культурного опыта на различных уровнях: локальном, региональном, национальном. Культурологический подход предполагает анализ аспектов становления художественной урбанистики, который здесь только назван. Перспективы культурологических исследований представляются в изучении проблем становления провинциального музыкального центра в рамках художественной урбанистики как актуальные музыкальные практики в культурном пространстве Якутска, регулятивные практики.
The experience of determining the culturological perspective of the study of musical art is proposed. Music is considered in the context of its impact on culture by selection of personalities is determined by their contribution and influence on changing the cultural field in the national region and degree of participation in broadcasting cultural experience. The situation in the national culture is unique in that a socio-cultural experiment is unfolding in front of contemporaries in the formation of syntheses of classical European art with the national musical traditions of the peoples of the North. This experience awaits the reflection of cultural bearers, whose everyday life includes a constant musical background from gadgets, opera and ballet theater, philharmonic society, and music school. Art critics and musicologists are exploring the professional problems of the formation of academic art, but the understanding of this phenomenon by aesthetics, philosophers and culturologists is no less in demand: how, in connection with this — the city, republic, youth, culture are changing in general. The options for analyzing changes in the cultural situation are considered how the elite, folk and mass forms of the Yakut national culture is changing. It is proposed an experiment to highlight the specifics of culturological analysis, its differences from art history and musicological it self. The problems associated with the peculiarities of the translation of cultural experience are identified at various levels — local, regional and national. The culturological approach presupposes an analysis of the aspects of the formation of artistic urbanism, which is just named here., Prospects for cultural studies are presented in the study of the problems of the formation of a provincial music center in the framework of artistic urbanism, as actual musical practices in the cultural space of Yakutsk and regulatory practices.

Никифорова, С. В.
Культурологические ракурсы музыковедческих исследований в Республике Саха (Якутия) / Никифорова С. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор,[автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 22-32.
DOI: 10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140

10.

Количество страниц: 8 с.

Одним из первых, кто написал о возможности создания оркестра якутских народных инструментов, был музыкальный деятель, композитор М.Н. Жирков. В данной статье на основе изучения исследовательской коллекции Марка Николаевича, представленной в музейных фондах Республики Саха (Якутия), архивных материалов, хранящихся в фондах Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) выявляется его роль в становлении якутских музыкальных инструментов, делается корректировка описаний эолофонов (ветряных инструментов), выполненных композитором.
One of the first to write about the possibility of an orchestra of Yakut folk instruments was a musical figure, composer M. N. Zhirkov. This article, based on the study of the research collection of Mark Nikolayevich, presented in the museum funds of the Republic of Sakha (Yakutia), archival materials stored in the funds of the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia role), reveals his role in the formation of Yakut musical instruments, correction of descriptions of eolophones (wind instruments) performed composer.

Дьяконова, В. Е.
Роль М. Н. Жиркова в изучении якутских музыкальных инструментов / Дьяконова В. Е. ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 32-39.