Вера в духов: сколько душ у человека

Вера в духов: сколько душ у человека
Санкт-Петербург
Азбука-классика; Петербургское востоковедение
2007
328 с.
Краткое содержание
Бурыкин Алексей Алексеевич, северовед, автор работ по истории религии северных народов. Настоящая книга – это результат осмысления анималистики, как религиозной системы. Автор считает, что знания о религиозных системах разных народов дают нам возможность для более глубокого знакомства с культурой этих народов. Этнографической основой книги явились духовные культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Перед нами интеллектуальная литература для вдумчивого чтения. Здесь вера в духов гармонично уживается с идеей Верховного Божества. Так, от общего к частному рассматривается анимизм, как начальное звено, опыт зарождения всех основных религий. В начале автор в форме ответов на вопросы представляет такие ключевые понятия религии, как «мир», «боги», «духи», «люди», а также происхождение и функции религии.
В основном содержании рассматривается анимизм, как поиск людьми ответов на вопросы «Как устроен мир? Кто его создал?». Таким образом, анимизм углубил человеческое представление о пространстве и времени. Далее начальная форма религии развивается, как более высокая форма первичных верований в духов и душу. Затем автор представляет разнообразные проявления религиозных воззрений изучаемого региона. Рассматривая Вселенную и её миры в представлениях сибиряков, он приходит к выводу о том, что в большинстве моделей Вселенной Верхний мир является обителью творца и наиболее могущественных божеств, но, однако, они практически не играют никакой роли в жизни и судьбе людей.
В целом, в книге рассматривается разнообразие проявлений религиозных воззрений народов Сибири. Она раскрывает читателям, что есть другие народы и другие религии. Здесь лаконично представлено, что у якутов распространено представление о существовании трёх душ у человека: земная, воздушная и настоящая. В рассмотрении технологии камлания шамана, приоткрывается взаимодействие человека и его души. Например, осуществляя камлание над больным, шаманы доставали из других сфер мира душу кут-сюр больного, которую похитил злой дух – абаасы. Таким образом, автор приходит к выводу, о том, что «религиозная этика анимистов и шаманов проста и гуманна. – ко всему надо относиться так, как ты желаешь, чтобы другие относились к тебе».
В заключении автор констатирует, что анимизм народов Сибири не есть что-то примитивное по содержанию, недоступное для чужих и изжитое по форме явление. Эта религиозная система не менее изощренна в представлениях о мире, чем философские основания древних религиозных и религиозно-этических систем Центральной Азии и Дальнего Востока, и она неплохо уживается с догмами и институтами других религий.
Перед нами интеллектуальная литература для вдумчивого чтения. Здесь вера в духов гармонично уживается с идеей Верховного Божества. Так, от общего к частному рассматривается анимизм, как начальное звено, опыт зарождения всех основных религий. В начале автор в форме ответов на вопросы представляет такие ключевые понятия религии, как «мир», «боги», «духи», «люди», а также происхождение и функции религии.
В основном содержании рассматривается анимизм, как поиск людьми ответов на вопросы «Как устроен мир? Кто его создал?». Таким образом, анимизм углубил человеческое представление о пространстве и времени. Далее начальная форма религии развивается, как более высокая форма первичных верований в духов и душу. Затем автор представляет разнообразные проявления религиозных воззрений изучаемого региона. Рассматривая Вселенную и её миры в представлениях сибиряков, он приходит к выводу о том, что в большинстве моделей Вселенной Верхний мир является обителью творца и наиболее могущественных божеств, но, однако, они практически не играют никакой роли в жизни и судьбе людей.
В целом, в книге рассматривается разнообразие проявлений религиозных воззрений народов Сибири. Она раскрывает читателям, что есть другие народы и другие религии. Здесь лаконично представлено, что у якутов распространено представление о существовании трёх душ у человека: земная, воздушная и настоящая. В рассмотрении технологии камлания шамана, приоткрывается взаимодействие человека и его души. Например, осуществляя камлание над больным, шаманы доставали из других сфер мира душу кут-сюр больного, которую похитил злой дух – абаасы. Таким образом, автор приходит к выводу, о том, что «религиозная этика анимистов и шаманов проста и гуманна. – ко всему надо относиться так, как ты желаешь, чтобы другие относились к тебе».
В заключении автор констатирует, что анимизм народов Сибири не есть что-то примитивное по содержанию, недоступное для чужих и изжитое по форме явление. Эта религиозная система не менее изощренна в представлениях о мире, чем философские основания древних религиозных и религиозно-этических систем Центральной Азии и Дальнего Востока, и она неплохо уживается с догмами и институтами других религий.
Бурыкин, Алексей Алексеевич.
Вера в духов: сколько душ у человека / Алексей
Бурыкин. - Санкт-Петербург : Азбука-классика :
Петербургское востоковедение, 2007. - 315, [2]
с.
- Времен связующая нить: ко Дню народного единства > Традиции и обычаи,
- Традиционные верования саха > Почитание природы,
- Религия. Теология,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Жанры > Нехудожественная литература > Религия,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Основы религиозных культур и светской этики,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Философия.
Войдите в систему, чтобы открыть документ