Варавина Галина Николаевна (Varavina Galina Nikolaevna)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел археологии и этнографии ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: varavina1982@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. ист. наук

Область научных интересов: Традиционная культура народов Севера

ID Автора: SPIN-код: 1766-9500, РИНЦ AuthorID: 611413

Деятельность: С 2004 г. работает в Институте проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Документы 1 - 1 из 1
1.

Количество страниц: 10 с.

Статья посвящена фундаментальной проблеме духовной природы бытия, философско-религиозным идеям многомерности Космоса и многомерности Человека. Автором реконструируется ментальная картина эвенов и эвенков, предпринята попытка раскрыть сложный комплекс символических представлений, связанных с представлениями о мире бытия и инобытия. Целью работы является анализ и реконструкция комплекса символических представлений, связанных с представлениями о мире бытия и инобытия. Целью работы является анализ и реконструкция комплекса символических представлений, связанных с ментальной картиной мира эвенов и эвенков (на основе фольклорных и этнографических материалов). В традиционном мировоззрении народов Сибири и Севера мифологическая модель мира формировалась на протяжении длительного исторического времени под влиянием сложных этногенетических и культурных процессов. В тунгусской мифологии существовали разные структуры миров. Это могли быть многоярусные слои верхнего мира и горизонтальные миры умерших, где жизнь протекала в обратном направлении. В целом мифология и фольклор эвенов и эвенков - это огромнейший, своеобразный и очень интересный мир, в котором воплощены представления о мире бытия и инобытия, ментальная картина традиционных обществ. В этом ракурсе выбор темы в качестве этнографического объекта исследования определил его широкий междисциплинарный методологический дискурс. Важно подчеркнуть, что в своей работе мы расширяем границы исследовательского пространства, активно используя методологию современных гуманитарных наук: символической антропологии, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики, семиотики. В целом изучение мифологического и фольклорного наследия показывает, что в XIX - начале XX в. у эвенов и эвенков существовали сложные верования и представления, которые складывались из различных пережитков культов, шаманских воззрений и категорий христианской культуры.
Article is devoted to a fundamental problem of the spiritual nature of life, the philosophical and religious ideas of multidimcnsionality of Space and multidimcnsionality of the Person. The author reconstructs a mental picture of Evens and Evenks, an attempt to open a difficult complex of the symbolical representations connected with ideas of the world of being and non-being is made. The aim of work is the analysis and reconstruction of a complex of the symbolical representations connected with a mental picture of the world of Evens and Evenks (on the basis of folklore and ethnographic materials). In traditional outlook of the people of Siberia and the North the mythological model of the world was formed throughout progressive historical tense under the influence of difficult ethno-gcnetic and cultural processes. In the Tungus mythology there were different structures of the worlds. It could be many-tier layers of the top world and the horizontal worlds of the dead where life proceeded in the opposite direction. In general the mythology and folklore of Evens and Evenks is huge, peculiar and very interesting world in w hich ideas of the world of being and non-being, a mental picture of traditional societies arc embodied. In this foreshortening the choice of a subject as an ethnographic object of a research defined its wide cross-disciplinary methodological discourse. It is important to emphasize that in the work we expand borders of research space, actively using methodology of the modem humanities: symbolical anthropology, cultural linguistics, cognitive linguistics, semiotics. In general studying of mythological and folklore heritage shows that in XIX - the beginning of the 20th centuries Evens and Evenks, had difficult beliefs and representations which consisted of various remnants of cults, shaman view s and categories of Christian culture.

Варавина, Г. Н. Ментальные образы Мироиздания и пространственная лексика. (на примере тунгусского фольклора) / Г. Н. Варавина // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2019. — N 2 (27). — С. 119-128.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.02.27.16