Тематические подборки
Картинка коллекции
Издавна женщины занимались рукоделием, создавали красоту и уют. Народными мастерицами Якутии созданы истинные шедевры бисероплетения, вышивки, лоскутного шитья, конского убранства и др.
Признавая народные художественные промыслы неотъемлемой частью историко-культурного наследия Республики Саха (Якутия), в целях сохранения, возрождения и развития традиционного народного прикладного искусства народов Республики Саха (Якутия) Указом Президента РС (Я) № 1227 от 21 февраля 2012 года 5 марта объявлен Днем народного мастера в Республике Саха (Якутия).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:
• Мастерица по шитью традиционной обрядовой одежды раньше всегда работала в творческом союзе с мастерами-ювелирами, потому что декор якутской одежды всегда составляли металлические штампованные бляшки и украшения в виде нагрудных, наспинных, набедренных подвесок в сочетании с бисером и бусами.
• При шитье свадебной одежды невесты мастерицы уделяли внимание своеобразным видам декоративных отделок, являвшихся символическими знаками. Во-первых, это знак поклонения женщине как продолжательнице рода. Во-вторых, своеобразие украшений свадебной одежды подчеркивало женскую красоту. В-третьих, украшения свадебной одежды символизировали богатство, были знаками социального статуса. В-четвертых, богатые украшения одежды служили защитой от злых духов-демонов.
• В традиционном якутском шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки.
• Все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные. Самый древний узор – таналай, напоминающий контуры извилин на нёбе рогатого скота. Этот орнамент является, по древнему пониманию человека, лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств.
• Комплект парадного конского убранства состоит из чепрака (чаппараах), двух кычымов и наседелья (тэпсэ). Вышитыми орнаментами и серебряными бляшками иногда оформляются недоуздок, поводья и подшейная кисть науз – моонньох или бойбуур.

Как сшить традиционную и современную якутскую одежду, выполнить художественное шитье, изготовить берестяную посуду – об этом и другом можно прочитать в книгах, вошедших в данную подборку. В изданиях представлены выкройки, цветные фотографии, пошаговые инструкции.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 4 из 4
1.
Автор:
Гермогенова-Айаана Татьяна Осиповна

Издательство: Медиа-холдинг Якутия

Год выпуска: 2018

Серия, номер выпуска: "Мастер-Класс"

Количество страниц: 28 с.

Мастер-класс посвящен цветам. Эти творения природы редко кого отставляют равнодушными. "Цветочный рай" послужит замечательным пособием для изготовления украшений не только к праздничному наряду, но и к повседневному образу, также для создания уюта в доме в виде элементов декора, композиций
2.

Издательство: Көмүөл

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 96 с.

Представленная рукопись иллюстрированного методического пособия посвящена раскрытию технологических особенностей лоскутного шитья. В содержании рукописи имеется огромный информативный материал об истории развития, о видах и способах традиционного лоскутного шитья. Цветными иллюстрациями и рисунками показаны поэтапные технологии обработки и изготовления, которые будут интересны начинающим мастерицам. Как иллюстративный материал использованы этнографические материалы с республиканских и улусных музейных фондов и современные материалы из различных выставок прикладного творчества
4.

Издательство: Якутский край

Год выпуска: 1996

Количество страниц: 145 с.

Книга "Одежда юкагиров" является учебным пособием для учащихся и студентов, изучающих дисциплины "Национальная культура народов Якутии" и "Этнография народов Севера Якутии". Автор уже много лет изучающая культуру этого народа, проделала огромную работу по систематизации накопленных данных по одежде юкагиров, использовала материалы В. И. Иохельсона, опубликованные в начале века за рубежом и неизвестные нашим читателям. Большую ценность представляет материал, собранный Людмилой Николаевной в научных экспедиях к лесным юкагирам. В книге дано описание не только одежды и ее элементов, но и всего цикла, - от заготовки до украшения готовой одежды. Много внимания уделено семантике орнамента и элементов декора одежды в тесной связи с духовными представлениями юкагиров. Вызывает интерес рассматриваемый автором генезис традиционной одежды юкагиров