Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 36
1.

Год выпуска: 2022

Скульптурная композиция "Жених и невеста" из бивня мамонта. Изображены мужчина и женщина верхом на лошадях. Одеты в богато украшенные национальные костюмы. Скульптуру выполнил студент Якутского художественного училища им. П. П. Романова, имя неизвестна. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
2.

Год выпуска: 2022

Композиция "Оленья упряжка" выполнена из бивня мамонта в технике рельефной и объемной резьбы по кости. В центре композиции - житель малочисленных народов Севера, едущий на упряжке с двумя оленями и с собакой. Под фигурой размещена пластина коры бивня мамонта естественного цвета с сохранённой природной фактурой поверхности. Автор косторез Петров Николай Николаевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
3.

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

Скульптура из кости мамонта. На лошади седло, узда, стремя и чепрак с якутским орнаментом. Автор - художник-косторез Левин Сергей Валерьевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
4.

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

Кырыымпа (скрипка) - смычковый музыкальный инструмент. Кырыымпа - исконно якутский инструмент, изобретён предками на основе охотничьего лука и тетивы в начале 20 в. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Считается, что в кырыымпе кроются архаичные звуки предков и душа народа саха. Автор изделия - мастер Мастерской по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов (с. Бердигестях) Сметанин Александр Андреевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
5.

Год выпуска: 2020

Количество страниц: 1 с.

Художественное изделие из рога горного барана (чубуку). На пьедестале якутский воин в доспехах. В поднятой вверх правой руке воин держит боевое холодное оружие - батыйа. Автор неизвестен. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
6.
Заглавие: Чорон

Год выпуска: 2020

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Это деревянные кубковидные сосуды, предназначенные для сакральных обрядов и ритуальных церемоний. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Существует несколько гипотез происхождения якутских чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым в середине XX века, о связи чорона с древними бронзовыми котлами. Племена бронзового века Якутии имели широкие культурные связи с племенами культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии "скифские" котлы могли иметь довольно широкое распространение. Конструкция и форма чоронов, как полагал А.П. Окладников, имеет близкое сходство с круглодонными удлинённо-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
7.

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 1 с.

Гребенка для волос представляет собой выгнутую серебряную пластину с рядом зубьев с одной стороны. Спинка украшена гравировкой растительного узора. Гребень используется для расчесывания, а также для скрепления и украшения женских причесок
8.
Автор:
Неизвестный автор

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 1 с.

Композиция "У Сэргэ" из бивня мамонта. На стойке фигуры мужчины и лошади около ритуального коновязного столба сэргэ. На лошади богатое убранство из чепрака, покрывающее круп лошади. Мужчина одет в зимнюю якутскую одежду. Автор неизвестен. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
9.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Браслеты (бөҕөх) - женский комплект украшений из серебра. Автор - Колесов Иннокентий Петрович. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
10.
Заглавие: Нож якутский

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Якутский нож из стали и дерева. Рукоять ножа из капа, покрыт лаком. На клинке изображение деревьев, дикого оленя и гравировка "Саха сирэ". Ножны из дерева с декоративной отделкой. Автор народный мастер РС(Я) из с. Ытык-Кюель Таттинского улуса Васильев Леонид Степанович. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"