Тематические подборки
Издания подборки 1 - 7 из 7
1.

Год выпуска: 2013

Большой деревянный кумысный кубок из цельного дерева березы, выполненный долблением и резьбой вручную. Имеет три ножки, оформленные в форме конского копыта, декорированные геометрической резьбой. Тулово имеет изъящную традиционную веретенообразную форму, нарядно орнаментировано пятью горизонтальными раппортными поясками, выполненными тонкой геометрической и трехгранновыемчатой резьбой. Поясок в середине тулова выполнен рельефным растительным орнаментом. Отделка поясков выполнена безупречно и орнаменты находятся на одном уровне с поверхностью тулова, что подчеркивает законченность и чистоту линий. Сосуд выварен и имеет красновато-коричневый свет. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
2.
Заглавие: Чорон

Количество страниц: 1 с.

Этот чорон на одной ножке выполнен неизвестным мастером второй половины XVIII века. Для украшения сосуда народный умелец выбрал традиционные орнаменты "тараах ойуу" (гребенчатый), "тоногос ойуу" (узор "позвонок"), "ураса ойуу" (зигзагообразный, повторяющий форму летнего конусообразного жилища якутов), кроме того нанесены и прямые линии, которые обрамляют ярусы. Исследователи считают, что такие орнаменты символизировали богатство и плодородие. Названия многих узоров для чорона имели символическое значение и были связаны с бытом и основными занятиями якутов-скотоводов. Для каждой части кубка предназначалась определенная группа орнаментов. Например, у края горлышка размещали гребенчатый и зубчатый в виде треугольников и ромбов. Для центральной части сосуда использовали "позвоночный узор". Его название происходит из-за внешнего сходства рисунка с позвонком животных. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
3.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Чороон 3-х ногий из капокорня. Мастер Готовцев Роман Ильич. Чорон в культуре народа саха был не просто посудой. В старину он представлял сакральный сосуд для ритуальных обрядов, проводимых во время ысыаха — традиционного летнего праздника встречи солнца, также использовался в особо торжественных моментах, например, свадьбы. Чорон предназначен сугубо для питья кумыса — кисломолочного напитка из молока кобылиц. По форме — это огромный кубок на одной конусовидной ножке или на трех ножках в виде конской голени с копытом. Его изготавливают из дерева, предпочтительно из березы, и украшают тонкой геометрической резьбой в виде ярусов. Процесс его создания является ручным от начала до конца, и поэтому изделия не повторяют друг друга, и в них присутствует индивидуальный почерк автора. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
4.
Автор:
Неизвестный мастер

Количество страниц: 1 с.

Чорон вырезан из дерева, с резным орнаментом. Форма чорона - кубок на трех ножках. Украшен богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Год и место изготовления неизвестны. Чорон принадлежит ИП Мордовская Майя Аркадьевна
5.

Количество страниц: 1 с.

Трехножный чорон из бивня мамонта украшен резьбой с лирообразным орнаментом. Спереди на каждой ножке вырезан лировидный орнамент. На тулове сценки якутского национального праздника ысыах. Основной орнаментальный пояс разделен на 4 равные по величине барельефные картины, окаймленные выпуклыми рамками овальной формы. На них изображены спортивные состязания. Между барельефными картинами вырезаны лировидные орнаменты. На крышке изображен круговой танец осуохай. Автор - косторез Саввин Егор Петрович. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
6.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Чорон, выдолбленный из дерева березы, с резным орнаментом. Форма чорона - кубок на одной ноге. Украшен богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Для придания цвета пропитан отваром коры лиственницы и обмазан растопленным коровьим нутряным жиром. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
7.
Заглавие: Чорон

Год выпуска: 2020

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Это деревянные кубковидные сосуды, предназначенные для сакральных обрядов и ритуальных церемоний. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Существует несколько гипотез происхождения якутских чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым в середине XX века, о связи чорона с древними бронзовыми котлами. Племена бронзового века Якутии имели широкие культурные связи с племенами культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии "скифские" котлы могли иметь довольно широкое распространение. Конструкция и форма чоронов, как полагал А.П. Окладников, имеет близкое сходство с круглодонными удлинённо-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.