Вилюйская экспедиция М. Н. Жиркова 1943 г.: особенности работы с исполнителями = M. N. Zhirkov’s Vilyuysk expedition of 1943: features of work with performers
Обложка

Вилюйская экспедиция М. Н. Жиркова 1943 г.: особенности работы с исполнителями = M. N. Zhirkov’s Vilyuysk expedition of 1943: features of work with performers

Статья в сборнике трудов конференций

Русский

398(=512.157)

10.25693/Vasilevich.2020.060

полевые исследования; певец; сказитель ; исполнитель; жанр ; песня ; олонхо; осуохай; тойук; танец; репертуар; напев; field researches ; singer; storyteller; performer; genre; song ; olonkho; osuohai; toyuk; dance ; repertoire; tune

Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич: сборник научных статей. – 2020 (С. 310-316)

В статье рассмотрены особенности работы М.Н. Жиркова с исполнителями во время Вилюйской экспедиции 1943 г. Выбор информантов достаточно широк - от знаменитых до малоизвестных. Признанными из них являются народный певец Якутии С. А. Зверев-Кыыл Уола из Сунтарского улуса и известный сказитель И. П. Кутуруков из Нюрбинского улуса. С.А. Зверев является потомком певцов и олонхосутов. Он с детства исполнял песни и стал именитым запевалой обрядового кругового песни-танца осуохай. В репертуаре И.П. Кутурукова были олонхо Вилюйского региона, из которых от него зафиксированы три сказания. М.Н. Жирков записал от С.А. Зверева различные жанры якутской народной песенности, в том числе впервые записал напев тойука-поэмы, горловую песню (хабарҕа ырыата) и песню умирающего человека. От И.П. Кутурукова им зафиксированы помимо 2-х песен из олонхо, также осуохай и ырыа. В напевах олонхо отсутствуют записи названий олонхо. Определить, что это песенные фрагменты олонхо, можно только из названий напева, в которых внесены имена героев, распространенных в якутских сказаниях. М.Н. Жирков записывал образцы фольклора и от малоизвестных молодых исполнителей, в том числе им зафиксирован осуохай от молодой девушки Маруси Степановой. У исполнителей зачастую отсутствуют указания имен и отчеств, что связано с тем, что эти исполнители не являются известными, а также с тем, что записи производились во время исполнения танца-осуохай. На это указывает и комментарий собирателя. Осуохай записывался собирателем в естественной обстановке. Многие напевы имеют комментарии М.Н. Жиркова. В танцах и песнях он описывает темп и особенности движения во время исполнения и описание содержания песен. Практически все напевы записаны собирателем в европейской системе нотации. Большое количество народно-песенных мелодий им записаны от исполнителя К.К. Васильева. От него же записано большое количество песенных разделов олонхо, указывающий на то, что, возможно, К.К. Васильев был олонхосутом.
In article features of work of M.N. Zhirkov with performers are considered during the Vilyuysk expedition of 1943. The choice of informants is rather broad from well-known to little-known. Recognized from them are the national singer of Yakutia S.A. Zverev-Kyyl Uola from the Suntar ulus and famous storyteller I.P. Kuturukov from the Nyurbinsky ulus. S.A. Zverev is a descendant of singers and olonkhosut. He since childhood sang songs and songs dances osuohay became the eminent leader ceremonial circular. I.P. Kuturukov’s repertoire was olonkho of the Vilyuysk region from which from it 3 legends are recorded. M.N. Zhirkov wrote down various genres of the Yakut national singing from S.A. Zverev, including for the first time recorded a toyuk-poem tune, the throat song (khabar5a yryata) and the song of the dying person. From I.P. Kuturukov are recorded by it besides 2 songs from olonkho, also osuohay and ayrya. In tunes olonkho there are no records of names olonkho. To define that it is song fragments of olonkho it is possible only from names of a tune in whom names of heroes widespread in the Yakut legends are brought. M.N. Zhirkov wrote down samples of folklore and from little-known young performers, including is recorded by it osuohay from the young girl Marusya Stepanova. Performers often have no indications of names and middle names that it is connected with the fact that these performers are not famous and also with the fact that records were made during dance-osuohay execution. Points to it also the comment of the collector. Osuohay registered the collector in a natural situation. Many tunes have M.N. Zhirkov's comments. In dances and songs, he describes the speed and features of the movement during execution and the description of contents of songs. Practically all tunes are written down by the collector in the European system of a notation. A large number of national and song melodies are written down by it from the performer K.K. Vasilyev. From it a large number of song fragments of olonkho, pointing that, perhaps, K.K. Vasilyev was olonkhosuty is written down.

Ларионова, А. С.
Вилюйская экспедиция М. Н. Жиркова 1943 г.: особенности работы с исполнителями / Ларионова А. С. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 310-316. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.060
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.060

Войдите в систему, чтобы открыть документ