Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 77
1.

Количество страниц: 13 с.

Статья посвящена систематизации многочисленных звуковых орудий шаманского обряда. Рассмотрено функционирование в контексте с традиционным мировоззрением. Принципиально новым является то, что ритуальная функция инструментов рассматривается как первичная не только для функционирования инструментов, но и для формы, конструкции, особенностей изготовления.

Добжанская, О. Э. Шаманские фоноинструменты самодийских народов: типология в контексте ритуального функционирования / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Традиционная культура. - 2009, N 3 (35). - С. 92-104.

2.

Количество страниц: 12 с.

Шаманская музыка является важной частью культуры самодийских народов (ненцев, нганасан, энцев, селькупов). В последней четверти ХХ века она стала объектом этномузыковедческого изучения (И. Богданов, Т. Дорожкова, Я. Ниеми, Н. Скворцова, Ю. Шейкин). В данной статье рассматриваются предпосылки возникновения типологически общего музыкального языка шаманских обрядов самодийских народов, а также конкретизируются характерные языковые средства, очерчивающие общий узнаваемый контур музыкальной ткани обряда. Все отличительные стилевые особенности самодийской шаманской музыки (многоголосное пение респонсорного типа в сопровождении инструмента, музыкальная ритмика как отражение 8-сложной метрики ритуального текста, мелодии-"лейтмотивы" шаманских духов, композиция обряда как музыкального целого) обусловлены ее ритуальной функцией в обряде. Статья написана на основе полевых материалов автора 1980—1990-х гг. и опубликованных архивных источников.
Shaman music is the main part of musical culture of Samoyed peoples (Nganasans, Nenets, Enets, Selkups). In the lastquarter of XX century it became a subject of ethnomusicological research by I. Bogdanov, O. Dobzhanskaya, T.Dorozhkova, J. Niemi, N. Skvortsova, Ju. Shejkin. Shaman Music is conditioned by ritual functions and goals, all elements of shaman music (such as melody, rhythm,tempo, key etc.) are dependent on ritual purposes. The main features of Samoyed shaman music are the following: 1. Shaman singing is accompanied by the drum, which is the main ritual shaman’s attribute. 2. Shaman singing is a type collective responsorial singing: the solo part (performed by the shaman) alternates with the ensemble (or chorus) part, performed by the shaman’s helpers. 3. The basis of the shaman texts is 8-syllable verses. It is contrasted to 6-syllables verses, which were associated with secular genres of Samoyed music. 4. This 8-syllable pattern is materialized in the rhythm of shaman songs through certain rhythmical formulas. 5. Each shaman melody is a tune of the shaman’s helper-spirit, who has animal-like form. That is why the onomatopoeic sounds play a very important role in the musical composition of shaman rituals – the sounds of voices of a reindeer, a swan, a goose, a loom, a bear, a wolf are available to hear on recordings. 6. The musical form of shaman ritual is like a medley (or like beaded melodies of shaman’s helper-spirits). The musical form doesn’t have any fixed structure, it depends on the purpose and the plot of the ritual. Present research is based on author’s field materials of 1980-1990s and also on published and archive sources.

Добжанская, О. Э. Музыка шаманского обряда как языковая система = The music of shamanistic rite as a language system : (на примере самодийских народов) : (on the example of Samoyed languages / О. Э. Добжанская // Вопросы филологии. Урало-алтайские исследования. - 2009, 1/УА(1). - С. 31-42.

3.

Количество страниц: 7 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Шаманские обряды самодийских народов: к проблеме взаимосвязи музыки и ритуала / О. Э. Добжанская. - (Фольклор) // Гуманитарные науки в Сибири. - 2007. - N 4. - С. 102-105. Библиогр.: с. 105 (15 назв.).

4.

Количество страниц: 6 с.

Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Шаманский обряд как синкретическое явление: к вопросу о роли ритуальной музыки / О. Э. Добжанская. - (Гуманитарные науки. Искусствоведение) // Вестник ТГУ. - 2007. - Вып. 9 (53). - С. 257-262. Библиогр.: с. 262 (18 назв.).

5.

Количество страниц: 12 с.

Научная новизна. Впервые на основе неопубликованных архивных эго-документов из научного наследия Г.В. Ксенофонтова раскрывается конфликт интеллектуала и официальной советской идеологии в конструировании нового языка описания реальности в рамках национального дискурса. Цель исследования фокусируется на истории становления его культурологической концепции происхождения христианства как мировой религии. В соответствии с целью были поставлены задачи по выявлению круга научных оппонентов Г.В. Ксенофонтова, систематизированию биографических фактов его сотрудничества с "Союзом воинствующих безбожников" по вопросам антирелигиозной пропаганды, изучению вопросов происхождения религии и шаманизма. Методы исследования. На основе методологии Һновой биографической историиһ (social personal history), прослежена модель становления индивидуальной научной стратегии Г.В. Ксенофонтова в период строительства раннесоветского общества. Интеллектуальная биография реконструируется через призму социокультурного анализа, что позволяет раскрыть социальный контекст пространства и времени, среды, в котором формировалась научная "картина мира" ученого. Результаты. Кросс-культурный подход Г.В. Ксенофонтова к изучению исторических процессов во многом основывался на трудах немецкой этногеографической и культурно-исторической школы, социологии религии Э. Дюргейма и методологии исторического материализма. Очень важным замечанием в методологическом дискурсе исследователя является индивидуальная стратегия преодоления конфликта с новой властью посредством использования в своих фундаментальных работах основных положений марксизма-ленинизма. В период активной атеистической пропаганды (1927-1935 гг.) ученый выступает с докладами в обществе ҺБезбожникһ и Научно-исследовательском Бурят-Монгольском обществе им. Д. Банзарова, печатает свои труды по вопросам ранних религиозных верований народов Сибири. Его идеи о возникновении христианства в среде номадов Евразии, широкие культурные сравнения фигуры Христа с шаманом-пророком и символические интерпретации постепенно оформлялись в оригинальную авторскую концепцию с позиций культурно-исторической обусловленности. Впервые на роль истинных носителей и хранителей христианских ценностей Г.В. Ксенофонтовым были выдвинуты пастушеские племена Центральной Азии. Ученый задает новый вектор исследований по кочевничеству: степная культура является преемницей древней цивилизации, некогда процветавшей на территории стран Переднего Востока и Северного Китая с монголо-маньчжурскими степями. Теологическая концепция ученого демонстрирует критический анализ богословских интерпретаций религиозных текстов. Его широкие компаративистские исследования в области христианства объясняли теологию не с идеалистических позиций, а опирались на новую культурно-историческую парадигму гуманитарного знания и личный опыт в изучении ранних верований народов Сибири.
Scientific novelty. For the first time, based on unpublished archival ego-documents from the scientific heritage of G.V. Ksenofontov reveals the conflict between the intellectual and the official Soviet ideology in constructing a new language for describing reality within the framework of national discourse. The aim of the study focuses on the history of the formation of his cultural concept of the origin of Christianity as a world religion. In accordance with the aim, tasks were set to identify the circle of scientific opponents of G. V. Ksenofontov, systematization of the biographical facts of his cooperation with the “Union of militant atheists” on anti-religious propaganda, the study of the origin of religion and shamanism. Research methods. Based on the methodology of the “new biographical history” (social personal history), the model of the formation of the individual scientific strategy of G.V. Ksenofontov during the construction of the early Soviet society. Intellectual biography is reconstructed through the prism of socio-cultural analysis, which makes it possible to reveal the social context of space and time, the environment in which the scientific “picture of the world” of the scientist was formed. Results. Cross-cultural approach G.V. Ksenofontov to the study of historical processes was largely based on the works of the German ethno-geographical and cultural-historical school, the sociology of religion by E. Durheim and the methodology of historical materialism. A very important note in the researcher’s methodological discourse is an individual strategy for overcoming the conflict with the new government by using the basic provisions of Marxism-Leninism in his fundamental works. During the period of active atheistic propaganda (1927-1935), the scientist made presentations in the society “Godless” and the Research Buryat-Mongolian Society named after. D. Banzarova, publishes their works on the early religious beliefs of the peoples of Siberia. His ideas about the emergence of Christianity among the nomads of Eurasia, broad cultural comparisons of the figure of Christ with a shaman-prophet and symbolic interpretations gradually took shape in the original authorэs concept from the standpoint of cultural and historical conditioning. For the first time, pastoral tribes of Central Asia were nominated by G.V. Ksenofontov for the role of true bearers and keepers of Christian values. The scientist sets a new vector of research on nomadism: the steppe culture is the successor of an ancient civilization that once flourished in the countries of the Near East and Northern China with the Mongolian-Manchurian steppes. The theological concept of the scientist demonstrates a critical analysis of theological interpretations of religious texts. His extensive comparative studies in the field of Christianity explained theology not from idealistic positions, but relied on a new cultural and historical paradigm of humanitarian knowledge and personal experience in studying the early beliefs of the peoples of Siberia.

Романова, Е. Н. Теологическая концепция Г. В. Ксенофонтова: становление нового дискурса (1920‒1930) / Е. Н. Романова, Л. Б. Степанова ; ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН" // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 9-20. - DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.001
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.001

6.

Количество страниц: 3 с.

Традиционные религиозные верования как оcнова национальной культуры cовременных якутов c 80-90-х гг. ХХ в. получают большой интереc cо cтороны наcеления в cвязи c проиcходившим "ренеccанcом традиционализма" на вcем поcтcоветcком проcтранcтве. В cвязи c этим автором выделяютcя оcновные черты транcформации религиозных предcтавлений якутов через призму иcторичеcкого этапа - хриcтианизации. Так, целью работы являетcя необходимоcть выявления оcобенноcтей данного иcторичеcкого этапа. Предметом иccледования являетcя транcформация cо втор. пол. ХVIII в. Объектом иccледования выcтупают традиционные религиозные верования якутов.

Михайлова, С. А. Трансформация традиционных религиозных верований у якутов со второй пол. XVIII в. / С.А. Михайлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // XXV Лаврентьевские чтения, посвященные 30-летию Академии наук РС (Я) : материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Якутск, 10-13 апреля 2023 г. / [редакционная коллегия: И. Е. Егоров, Н. П. Лазарев]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 131-133.

7.

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается шаманский путь известного шамана Герасимова С.Г.- Оноху. Камлания якутских шаманов появились в этнографической литературе в 18 в. Уникальность и ценность материалов по шаманству вилюйских якутов, собранных А.А. Поповым, заключается прежде всего в том, что в них наиболее полно отражено многообразие шаманских обрядовых действий - камланий.

Герасимова, С. Н. Шаманство локальной группы якутов Вилюйского региона / С. Н. Герасимова, С. И. Петрова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 167-171.

8.

Количество страниц: 15 с.

В данной статье дается социологический срез содержания каталога "Церковь и медиа" (cerkovmedia.ru), подготовленный методом контентанализа 215 текстов на русском языке. Также впервые приводятся сведения о количестве защищенных кандидатских и докторских диссертационных работ и перечисляются изданные за 20 лет монографии, которые расширили предметную область отечественной журналистики посредством такого сегмента, как церковная журналистика, а социологическую науку обогатили исследованиями о медиатизации церковного служения и религиозности современных общественных процессов. Описание каталога позволяет увидеть историческую, культурную, ценностную перспективу и представить портрет автора, обращавшегося к проблематике "Церковь и медиа" в первые 20 лет XXI в. Кроме того, анализ каталогизированных статей дает возможность систематизировать научно-исследовательские работы по теме развития и становления информационной деятельности Церкви в новейший период времени, обозначить сильные и слабые стороны экспертных подходов к информационной политике Церкви

Жуковская, Е. Е. Каталог "Церковь и медиа": обзор научных работ на русском языке (1999–2021) / Евгения Евгеньевна Жуковская // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 128-142.
DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-128-142

9.

Количество страниц: 10 с.

С. Н. Лазарев — известный российский парапсихолог, представитель движения нью-эйдж, автор концепции "Диагностика кармы", которая известна миллионам жителей России и зарубежья. В статье представлен краткий аналитический обзор биографии Лазарева и его деятельности, которая сформировалась под влиянием методов народных целителей (колдовства и магии). Методике Лазарева дается характеристика с позиций православной традиции и показывается ее несостоятельность

Горюнов, И. А. Мистицизм "Диагностики кармы" С. Н. Лазарева / Иерей Илия Горюнов // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 906-105.
DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-96-105

10.

Количество страниц: 31 с.

Статья посвящена жизненному пути и деятельности по организации грекокатолических общин в России бывшего священника Нижегородской епархии Русской Православной Церкви Алексия Зерчанинова. За годы служения клирик был неоднократно преследуем как царским правительством, так и советскими властями, однако его деятельность привела к некоторому росту количества грекокатолических общин в первые два десятилетия ХХ в. Зерчанинов часто смешивал восточный и западный обряды в своих богослужениях, за что подвергался резкой критике со стороны церковного руководства и других священников. Благодаря недавно опубликованным документам, образ Алексия Зерчанинова существенно дополняется, что позволяет сделать более глубокое исследование его личности, мировоззрения и характера

Бочков, П. В. Жизненный путь и деятельность прелата Алексия Зерчанинова, бывшего священника Русской Православной Церкви, организатора русских униатских общин / П. В. Бочков // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 65-95.
DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-65-95