Меняющиеся образовательные системы: влияние факторов среды на управление развитием = Changing education systems: the impact of environmental factors on development management
Обложка

Меняющиеся образовательные системы: влияние факторов среды на управление развитием = Changing education systems: the impact of environmental factors on development management

Статья в журнале

Русский

37.014.5(571.56-25)

10.25587/2587-5604-2025-1-46-55

территориальная образовательная система; управление развитием; мастер-планы; кадровое обеспечение; оценка; гетерогенность среды; territorial educational system; development management; master plans; staffing; assessment; environmental heterogeneity

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37)

В статье представлены результаты оценки управления развитием территориальных образовательных систем на примере Якутска. На основе ландшафтного подхода к изучению проблем управления образованием раскрываются факторы среды, оказывающие первостепенное влияние на развитие образовательных систем северных городов. Показано, что процессы на локальном уровне определяют ход и результат образовательных политик и реформ на региональном и национальном уровнях. Факторы среды могут играют как ускоряющую роль, так и могут снизить интенсивность и масштаб управленческих решений. Дана характеристика изменений в образовательной сети под влиянием демографических, этнических факторов, ситуации на рынке труда. Раскрываются особенности управления столичной образовательной системой в условиях динамичных изменений - готовность оперативно реагировать и откликаться на проблемы, транспарентность управления, вовлечение различных социальных групп в процессы подготовки и принятия решений, соучаствующее проектирование. В исследовании использованы теоретический анализ литературы по оценке управления развитием образовательных систем, анализ практики муниципальных органов управления образованием Якутии; ретроспективный анализ процессов и результатов управления реализации программы развития Якутска; опросы и глубинные интервью; анализ данных изучения субъективного мнения пользователей социальных сетей; прогнозная оценка потребности в педагогических кадрах. Проведенный краткий анализ влияния неопределенности и гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем северных регионов позволяет сделать вывод о том, что в условиях многомерности решаемых задач управление должно быть направлено на поддержку желаемых тенденций и понимание естественных тенденций развития образовательной системы. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления развитием территориальных образовательных систем, разработке программ развития образования.
The article presents the results of the assessment of the development management of territorial educational systems using the example of Yakutsk. Based on the landscape approach to the study of education management problems, environmental factors that have a primary impact on the development of educational systems in northern cities are revealed. It is shown that processes at the local level determine the course and outcome of educational policies and reforms at the regional and national levels. Environmental factors can play both an accelerating role and can reduce the intensity and scale of management decisions. The characteristics of changes in the educational network under the influence of demographic, ethnic factors, and the situation on the labor market are given. The features of the management of the capital’s educational system in the context of dynamic changes are revealed: readiness to quickly react and respond to problems, transparency of management, involvement of various social groups in the processes of preparation and decision-making, participatory design. The study used a theoretical analysis of the literature on the assessment of the development management of educational systems, an analysis of the practice of municipal education authorities in Yakutia; a retrospective analysis of the processes and results of managing the implementation of the Yakutsk development program; surveys and in-depth interviews; analysis of data from the study of the subjective opinion of social network users; predictive assessment of the need for teaching staff. The conducted brief analysis of the impact of uncertainty and heterogeneity of the environment on the development of territorial educational systems of the northern regions allows us to conclude that in the conditions of the multidimensionality of the tasks being solved, management should be aimed at supporting the desired trends and understanding the natural trends in the development of the educational system. The results of the study can be used in the practice of managing the development of territorial educational systems, developing programs for the development of education.

Саввинов, В. М. Меняющиеся образовательные системы: влияние факторов среды на управление развитием / В. М. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 1 (37). - С. 46-55. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-46-55
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-1-46-55

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно