Тематические подборки
Картинка коллекции
Произведения в формате аудио и видео стали неотъемлемой частью современной жизни. Люди слушают озвученные книги, смотрят фильмы по пути на работу, во время отдыха, включают детям перед сном. Мы собрали для вас в одной коллекции аудиокниги, фильмы, мультфильмы, подкасты и др.
Слушайте произведения якутских писателей на родном языке, подкасты на самые разные темы. Посмотрите с детьми мультфильмы, в том числе созданные воспитанниками детских садов и школ.
В коллекцию включены также видеоролики с чтением конкурсных стихов, видеоуроки и многое другое!

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

При оформлении использована изображение с сайта https://www.oneproductions.com/multimedia-production-how-does-it-work/
Издания подборки 1 - 10 из 520
1.

Издательство: ГАУ РС(Я) "НЦАНН РС(Я) им И. С. Жараева"

Год выпуска: 1982

Фильм "Времена сновидений" является результатом совместной работы этнографа Е. С. Новик, музыковеда Э. Е. Алексеева и оператора-режиссера Андриса Слапиньша. Фильм собрал воедино полевые материалы десяти лет этнографических экспедиций по отдаленным районам Сибири. Фильм повествует о жизни и традициях коренных народов (чукчей, нанайцев, эвенков, эскимосов, якутов, ульчей, удэгейцев). Основная версия фильма "Времена сновидений. Шаманские традиции сибирских народов" запечатлела последних великих шаманов ХХ века
2.
Заглавие: Чорон

Год выпуска: 2020

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Это деревянные кубковидные сосуды, предназначенные для сакральных обрядов и ритуальных церемоний. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Существует несколько гипотез происхождения якутских чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым в середине XX века, о связи чорона с древними бронзовыми котлами. Племена бронзового века Якутии имели широкие культурные связи с племенами культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии "скифские" котлы могли иметь довольно широкое распространение. Конструкция и форма чоронов, как полагал А.П. Окладников, имеет близкое сходство с круглодонными удлинённо-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
3.
Заглавие: Маллаах иһит

Год выпуска: 2013

В самобытной и сложной, неоднородной по своей истории культуре якутов - народа Саха разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества.

В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.

Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.

По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
4.

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 2 с.

Артисты Государственного ансамбля танца Якутии с концертной программой на III Республиканском слете молодых оленеводов в с. Тополиное Томпонского района, апрель 1984 г. На фотографии (слева) : Кириллина Светлана, Соловьев Афанасий, Петрова Марианна, Алексеев Александр, Черноградская Вера.
5.

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 2 с.

На фотографии артисты Государственного ансамбля танца Якутии: сидят: Афанасий Соловьев, Куприян Михайлов - директор ансамбля, Надежда Мордовская, Екатерина Алексеева. 2 ряд: Надежда Герасимова, Людмила Аммосова, Анатолий Николаев, Светлана Кириллина, переводчица Микаэла, Аиза Решетникова, Галина Воробьева, Галина Захарова, Александр Алексеев, Александр Шарин. 3 ряд: Марианна Дмитриева, Юрий Федоров, Паша Тимофеева, Петр Оготоев на международной выставке ЭКСПО-84 в г. Бухарест, Румыния, сентябрь 1984 г.
6.

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 2 с.

Артисты Государственного ансамбля танца Якутии. На фотографии сидят: Анатолий Николаев, Александр Алексеев, Галина Горохова. Стоят: Егор Шишигин, Галина Воробьева, Людмила Аммосова, Сергей Расторгуев, Дмитрий Харлампьев, Вера Черноградская, Марфа Колесова, Петр Оготоев, Юрий Федоров, Марианна Петрова, Егор Малышев на Международной выставке ЭКСПО-84 в г. Бухарест, Румыния, сентябрь 1984 г.
7.

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 2 с.

На фотографии артисты Государственного ансамбля танца Якутии: сидят: Владимир Захаров, Людмила Антипина, Анатолий Николаев. Стоят: Светлана Кириллина, Галина Горохова, Галина Захарова, Иван Степанов, Галина Воробьева, Светлана Бессонова, Александр Алексеев, Паша Тимофеева, Екатерина Алексеева, Надежда Мордовская, Куприян Михайлов, Марфа Колесова, Анегина Ильина на международной выставке ЭКСПО-84 в г. Бухарест, Румыния, сентябрь 1984 г.
8.

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 2 с.

На фотографии артисты Государственного ансамбля танца Якутии: сидят: Дария Зедгенидзева, Екатерина Алексеева, Надежда Мордовская, Афанасий Соловьев, Александр Шарин, Александр Алексеев, Гоша Малышев. 2 ряд: Анатолий Николаев, Марианна Петрова, Галина Захарова, Галина Горохова, Светлана Кириллина. 3 ряд: Петр Оготоев, Василий Протопопов, Дмитрий Харлампьев на международной выставке ЭКСПО-84 в г. Бухарест, Румыния, сентябрь 1984 г.
9.

Год выпуска: 1985

Количество страниц: 2 с.

На фотографии артисты Государственного ансамбля танца Якутии: Ньургун Попов, Людмила Аммосова, Александр Алексеев, Галина Горохова, Галина Воробьева, Галина Захарова, Александр Шарин на экскурсии по Дацану-монастырю во время Дней культуры и искусства СССР в МНР, Улан-Батор, МНР, 1985 г.