Год выпуска: 2016
- Оленевод - хранитель тундры > Современное состояние оленеводства,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Домашнее оленеводство в семейных традициях,
- Общественные науки. Образование,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
Год выпуска: 2016
Многие исследователи объясняют общность алтайских языков как результат языковых контактов. В статье рассматриваются связи между эвенкийской и якутской лингвокультурами. В результате многовековых контактов и соседства у этих народов сформировалась единая концептуальная система мировосприятия. В мифологической картине мира основу мироздания составляет триада небо-человек-земля. В эпической поэзии Саха Вселенная представлена в виде исполинского дерева Аал Луук Мас, на котором расположены три среды существования человека, верхний, средний и нижний миры. Небо является средой обитания не только небо-жителей, но и некоторых злых духов. В среднем мире обитают люди айыы. Нижний мир населяют племена абааhы (злые духи). Жизнь на Земле зависит от расположения небесных духов, а от обитателей нижнего мира исходит угроза для жизни людей. Земля и небо составляют единое целое, небо как духовное начало, а земля как материальная сущность, зависящая от неба. В эвенкийском эпосе вселенная Буга состоит из трех уровней: верхний мир Угу Буга, средний мир Дулин Буга (или Сивир), нижний мир Хэргу Буга. Верхний мир описывается как страна вечного лета, тепла и благополучия. В нем обитает божество Сэвэки – творец среднего мира. Богатыри среднего мира в поисках невест поднимаются на верхний мир, где обитают дочери Солнца (Дылача Хунадин), Луны и созвездий (Бега Хунадин). Буга означает также верховное существо, управляющее силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого рода
Год выпуска: 2018
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Искусство,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Искусство. Музыка. Спорт.
В статье на основе этнографических и полевых материалов в контексте семиотического подхода и геопространственной теории анализируется орнаментальная культура северных тунгусов – эвенов и эвенков. Показано, что через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) репрезентируются этнолокальные модели северного ландшафта. Орнамент считается как символический "язык", связанный с широким кругом "текстов" – верований и ритуалов. Он выступает как особый род "языка" мировоззрения, ментальной картины мира и культуры этноса. Орнаментальный язык эвенов и эвенков выступает в качестве знакового образования, где функционируют символика Природы, Матери-Земли, плодородия, символика родового дерева ("единство рода"), воды, огня, символ цикличности жизни, а также пространственный код
Год выпуска: 2016
В статье рассматриваются орнаментальные традиции коренных народов Арктики. Дается общая типологическая характеристика традиционного орнамента северных тунгусов – эвенов и эвенков. Они испокон веков уникальные представители северных кочевых народов, являют собой северо-восточное подразделение собственно тунгусов, относятся к сибирско-маньчжурской этногенетической ветви. В процессе длительного исторического развития северные народы создали множество памятников декоративного искусства, составляющих в настоящее время часть уникального культурного наследия циркумполярного региона, внесших совокупный вклад в сокровищницу мировой культуры. Циркумполярная культура кочевников развила разветвленную систему гармоничного существования природы и человека. Эти знания северных кочевников передавались из поколения в поколение через памятники культуры и искусства, которые являются уникальными образцами декоративно-прикладного искусства этноса. Образный "язык" орнамента северных народов богат и многогранен, вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой. Тунгусский орнамент – одно из явлений национальной культуры эвенов и эвенков, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Специфика тунгусского орнамента заключается в том, что он выражение их кочевой культуры, традиционного образа жизни и своеобразной картины мира. Он отличается художественно-стилистическими особенностями и сакрально-семантическим содержанием. Их орнаментальные мотивы считались сакральными, они были призваны выполнять функции оберега. Следует отметить, что орнаментика является одним из наиболее самобытных элементов этнической культуры, который подвержен изменениям в намного меньшей степени, чем предметы повседневного использования. Однако тунгусский орнамент, в частности эвенов и эвенков Якутии, остается малоизученной областью, которая не получила всестороннего и глубокого анализа, особенно в семиотическом и лингвистическом планах, поэтому эта работа поднимает действительно актуальную проблему. Кроме того, в условиях растущего интереса к культуре автохтонных этносов, их истории и ценностям традиционный орнамент возможно отнести к "сырьевым ресурсам будущего". В настоящее время широко распространяется сфера применения форм, композиций и элементов традиционной орнаментики в различных областях культуры. Например, при создании товарных знаков, в дизайнерских и оформительских работах и т.д. Так, в Бурятском институте естественных наук создается компьютерная база данных традиционного орнамента монголоязычных народов, которая становится своеобразной энциклопедией символов, и с помощью которой можно будет моделировать новые узоры, используя существующие прототипы. Поэтому традиционная орнаментика на современном этапе не исчерпала возможностей дальнейшего развития и сегодня. Важно отметить, что традиционная орнаментальная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири, в основе которой лежит мифологическое мышление, мировоззрение кочевников, всегда остается актуальной темой
Год выпуска: 2011
В статье рассматривается модель создания бизнес-инкубатора в Эвенкийском муниципальном районе на основе взаимодействия Сибирского федерального университета, администрации района и финансово-промышленных групп. Приводятся основные направления деятельности бизнес-инкубатора и его структура. Особенность бизнес-инкубатора должна быть в том, что он будет способствовать как экономическому, так и социально-культурному развитию территории, а именно реализация проекта по созданию бизнес-инкубатора должна обеспечить высокое качество жизни населения, конкурентную способность производств, сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов
Год выпуска: 2018
В статье представлен обзор архивных документов, отражающих особенности различных практик сохранения и возрождения эвенкийского языка на территории север- ных районов Красноярского края (на материале анализа выборки документов по образованию и просвещению из фонда Эвенкийского архива в поселке Тура). Актуальность исследования связана с необходимостью получения наиболее полной информации, раскрывающей динамику культурных и педагогических практик по сохранению северного языка как ядра культуры коренных малочисленных народов Крайнего Севера. Анализ архивных документов, полученных в ходе полевых исследований, проведенных на территории Эвенкии в 2018 году, позволил не только раскрыть базовые тренды процессов сохранения эвенкийского языка, их трансформацию в период с 1930-х гг. (годы образования национальных округов) до начала 2000-х годов, но и определить сущность проблематики по сохранению исчезающего языка эвенкийской этнокультурной группы в настоящее время. Были обработаны результаты полевых исследований, сделана интерпретация полученных данных. Проводился критический анализ существующих научных исследований, обобщены выводы исследователей, связанных с решением проблемы сохранения и возрождения эвенкийского языка. Особую значимость имеет публикация краткого содержания большого количества архивных документов за период с 1930 гг. по настоящее время
Издательство: Типография Канцелярии Приамурского Генерал-Губернатора
Год выпуска: 1898
Количество страниц: 134 с.
Год выпуска: 2018
В 1997 и в 2017 годах в Эвенкии были проведены комплексные исследования по современным этническим процессам с использованием метода массового опроса. Выявлены существенные изменения в хозяйстве, в разных областях материальной и духовной культуры. Резко снизилось значение оленеводства, в настоящее время в нем заняты около 1/10 части эвенкийских семей. Лучше сохранились охота и рыболовство, в них занята почти треть мужчин. На любительском уровне охотой и рыболовством занимается подавляющее большинство мужчин, а значительная часть женщин не утеряли навыков шитья и вышивки бисером. Активно идет процесс языковой ассимиляции, дети практически не говорят на языке эвенков и не понимают его, хотя большинство эвенков изучает родной язык в школе. Количество национально-смешанных семей, в основном с русскими, приблизилось к половине всех семей, большинство детей вливаются в эвенкийский этнос. В результате этих браков доля метисов среди эвенков приближается к 2/3, а среди детей их доля достигла 9/10. Эвенки превращаются в группу русскоязычных метисов, но с устойчивым этническим самосознанием и с сохранением элементов традиционной культуры в некоторых областях материальной и духовной культуры
Год выпуска: 2013
Данная статья посвящена якутским лексическим заимствованиям, отражающим непосредственное контактирование эвенкийского языка с якутским, и их функционированию в социолингвистическом аспекте в фольклорных текстах эвенков Амурской области
Издательство: Альфарет
Год выпуска: 2008
Серия, номер выпуска: Библиографические указатели русских книг
Количество страниц: 790 с.
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии,
- Общий отдел,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Общий отдел,
- КНИГАКАН > Все народы > Орочи (тунгусо-маньчжурская группа языков),
- КНИГАКАН > Все народы > Чукчи (палеоазиатская группа языков),
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков),
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков),
- КНИГАКАН > Все народы > Алеуты (палеоазиатская группа языков),
- КНИГАКАН > Все народы > Камчадалы (славянская группа языков).