Sheikin Yuri Vladimirovich Документы 1 - 9 из 9
1.

Количество страниц: 15 с.

В статье определяется новая для сибирского этномузыкознания и искусствоведения концепция звучащего ландшафта. Арктика - один из самых тихих уголков на земле, настроенных на интонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики. В звучащем ландшафте можно выделить несколько слоев: интонационное взаимодействие с природой (воплощение в звуке голосов природы и их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании), проецирование личности человека вовне (лирика, эпос, обряд), имитационные фоноинструменты. Звучащий ландшафт может рассматриваться не только как предмет исследования, но и как новая методология, позволяющая выявить те стороны звуковой культуры, которые часто оставались “за кадром”.
The article introduces the concept of sound landscape as a novel methodological approach in the area of Siberian studies for application in research fields such as ethnomusicology and arts history. The Arctic is one of the quietest places on Earth, where the sound sensitivity to the acoustics of nature has been always heightened. This is reflected in the musical folklore of peoples inhabiting the Arctic. The authors explicate the concept of sound landscape as a complex phenomenon comprised of several layers: the intonational interaction with nature (i.e. the ways in which voices of nature are embedded in sounds and understood in rites and folklore); the projection of human personality onto the outer world (as reflected in epics or rituals); and the use of imitative phonoinstruments. The authors argue that the approach elaborated enables researchers to see and examine the elusive sonic aspects of culture that have often remained unnoticed.

Шейкин, Ю. И. Звучащий ландшафт Арктики / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, В. С. Никифорова // Этнографическое обозрение. - 2016, N 4, июль-август. - С. 30-44.

2.

Количество страниц: 11 с.

Актуальность изучения музыкальной культуры народов Российской Арктики усиливается ввиду современных процессов интенсивного экономического освоения данного региона. К сожалению, состояние музыкального фольклора и языков коренных малочисленных народов является критическим. В статье анализируются основные этапы изучения музыкальной культуры народов Арктики (академический, этнографический, музыковедческий), отмечается вклад в исследование предмета российских и зарубежных музыковедов. Характеризуются актуальные для изучения музыки арктических народов методологические концепции: интонационно-акустическая культура этноса, регионально- историческая типология музыкальной культуры народов Сибири, концепции раннефольклорного интонирования, звучащих ландшафтов Арктики. Музыкальная культура народов Арктики является частью нематериального культурного наследия России, и нуждается в скорейшем изучении, сохранении, публикации. Теоретическое рассуждение в статье иллюстрируется примерами жанров народной музыки и нотацией чукотского горлохрипения на вдох и выдох.
The relevance of studying the musical culture of the Arctic peoples is enhanced due to the current processes of intensive economic development of this region. Unfortunately, the state of musical folklore and indigenous languages of Arctic peoples is critical. The article analyzes the main stages of studying the musical culture of the Arctic peoples (academic, ethnographic, musicological), and notes the contribution of Russian and foreign musicologists to the research of the subject. Authors characterized some main methodological concepts relevant to the study of music of the Arctic peoples such as intonation-acoustic culture of an ethnic group, regional- historical typology of musical culture of the peoples of Siberia, concepts of early-folk intonation, sounding landscapes of the Arctic. The musical culture of the Arctic peoples is the part of the intangible cultural heritage of Russia, and needs to be studied, preserved, and published as soon as possible. The theoretical reasoning in the article is illustrated by examples of folk musical genres and music notation of Chukchi throat-singing.

Добжанская, О. Э. Музыкальная культура народов Арктики: проблемы и перспективы изучения / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность. - N 1. - С. 52-62. - DOI: 10.26176/MAETAM.2020.53.49.001
DOI: 10.26176/MAETAM.2020.53.49.001

3.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена обоснованию новой для этномузыкознания и искусствоведения концепции звучащего ландшафта. Арктика - это один из самых тихих уголков на земле, который настроен на ин- тонационное понимание природы. Это отражено в музыкальном фольклоре народов Арктики и Субарктики. Авторы выделяют в звучащем ландшафте три основных слоя, различающихся по своей функции и интонационному воплощению. Первый слой - это интонационное взаимодействие с природой (имитация с помощью человеческого голоса звуков природы в звукоподражаниях и ономатопеях, их осмысливание в обрядовом, песенном и эпическом интонировании). Второй слой связан с проецированием личности человека вовне, общением с природой в лирических, эпических, обрядовых жанрах. Третий слой связан с созданием особых материальных предметов для звукового общения с природой (имитационных фоноинструментов, манков и др.). Авторы осмысливают концепцию звучащего ландшафта на материале музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока (чукчей, удэ, юкагиров, эвенков, саха, нганасан). По мнению авторов статьи, методология изучения звучащего ландшафта Арктики и Субарктики позволяет выявлять и изучать те стороны интонационно-акустической культуры, которые часто не находились в фокусе внимания исследователей, а оставались "за кадром".
The article is devoted to the substantiation of the concept of the sounding landscape, which is new for ethnomusicology and art history. The Arctic is one of the quietest corners on earth, which is attuned to an intonational understanding of nature. This is reflected in the musical folklore of the peoples of the Arctic and Subarctic. The authors distinguish three main layers in the sounding landscape, which differ in their function and intonation. The first layer is the intonational interaction with nature (imitation of the sounds of nature in onomatopoeia and onomatopoeia with the help of the human voice, their interpretation in ritual, song and epic intonation). The second layer is associated with the projection of a person's personality outside, communication with nature in lyrical, epic, ritual genres. The third layer is associated with the creation of special material objects for sound communication with nature (imitation phono instruments, decoys, etc.). The authors interpret the concept of the sounding landscape on the material of the musical folklore of the peoples of Siberia and the Far East (Chukchi, Ude, Yukagir, Evenkis, Sakha, Nganasan). According to the authors of the article, the methodology of studying the sounding landscape of the Arctic and Subarctic allows us to identify and study those aspects of intonation-acoustic culture that were often not in the focus of attention of researchers, but remained "behind the scenes".

Звучащие ландшафты Арктики и Субарктики: аспекты музыкального фольклора народов Сибири и Дальнего Востока / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева [и др.] ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция 2021: материалы конференции, Владивосток, Дальневосточный федеральныйуниверситет 8-9 апреля 2021 года / [редакционная коллегия: Г. В. Алексеева, Н. В. Толстая, Н. А. Федоровская ; рецензенты: Т. В. Краюшкина, Г. Г. Ермак]. - Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2022. - 1 файл (374 с. ; 19,9 Мб). - С. 322-327.

4.
Обложка

Ответственность: Шейкин Юрий Ильич (Автор идеи), Дьяконова Варвара Егоровна (Составитель), Игнатьева Татьяна Иннокентьевна (Составитель), Кардашевская Лия Ивановна (Составитель), Никифорова Вера Семеновна (Составитель), Добжанская Оксана Эдуардовна (Редактор), Мальцева А. Е. (Прочие), Тартакынова Д. Ю. (Иллюстратор)

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 122 с.

Данное учебное пособие включает 111 нотных примеров на материале музыкального фольклора народов Арктики и 143 ритмических упражнения. Издание адресовано преподавателям и обучающимся высших и средних учебных заведений, детских музыкальных школ и детских школ искусств, а также широкому кругу заинтересованных специалистов в области музыки и креативных индустрий

Этносольфеджио : учебное пособие на материале музыкального фольклора народов Арктики / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств, Кафедра искусствоведения ; идея проекта Ю. И. Шейкин ; составители: В. Е. Дьяконова, Т. И. Игнатьева, Л. И. Кардашевская, В. С. Никифорова ; ответственный редактор О. Э. Добжанская ; набор нотного текста: В. Е. Дьяконова, А. Е. Мальцева ; иллюстратор Д. Ю. Тартакынова. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - 1 файл (118 с.)

5.

Количество страниц: 5 с.

В статье характеризуется концепция звучащего ландшафта Арктики, которая развивается исследователями-музыковедами кафедры искусствоведения АГИКИ в рамках интердисциплинарных исследований Лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики. Обсуждаются основные положения, актуальность и перспективы развития данной концепции
The paper is devoted to describing of the new concept of Arctic Sounding landscape, which is which is developed by researchers-musicologists of Arctic State Institute of Culture and Arts in the framework of interdisciplinary research of the Laboratory of integrated geocultural research of the Arctic. The article discusses the main provisions, relevance andprospects for the development of this concept

Шейкин, Ю. И. Арктика как звучащий ландшафт (этномузыковедческий подход) / Ю. И. Шейкин, О. Э. Добжанская, Т. И. Игнатьева // Вестник Арктического государственного института культуры и искусств. — 2020. — N 11 (1). — С. 140-144.

6.

Источник: Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР : инструмент - исполнитель - музыка : (сборник научных трудов )

Количество страниц: 10 с.

7.

Год выпуска: 1991

Количество страниц: 112 с.

Предлагаемый сборник - первый из пяти, которые вышли в серии "Удэгейские напевы". В первом сборнике опубликованы произведения музыкального фольклора, записанные в селах Олон, Красный Яр на реке Бикин и в селе Санчихеза (после 1972 года село Островное) на притоке реки Иман от бикинских и иманских удэгейцев. В последующих четырех сборниках опубликованы сказания -ниманку, песенные импровизации - йэхэй, записанные от самаргинских удэгейцев в селе Агзу и хорских удэгейцев в селе Гвасюги Хабаровского края. Записи музыкального удэгейского фольклора на магнитофонную ленту в течение 20 лет делал Юрий Ильич Шейкин
8.

Количество страниц: 3 с.

Статья об изучения музыкальной культуры народов Арктики.

Добжанская, О. Э. Музыкальный фольклор народов Арктики / О. Э. Добжанская, Ю. И. Шейкин // Культура и искусство Арктики. - 2023. - N 2 (6). - С. 7-11.