Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 81
1.

Издательство: Вече

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 216 с.

Автор монографии утверждает, что марксизм живет лишь тогда, когда его развивают и обогащают. Первым и убедительным примером является ленинский план строительства основ коммунистического общества в рамках переходного периода от капитализма к коммунизму в России и в Советском Союзе. Книга предоставлена для обществоведов, философов, социологов, поитологов, студентов и аспирантов
2.

Количество страниц: 7 с.

В современном глобализированном мире, где происходит все более интенсивный контакт между культурами и нациями, возникает необходимость в разработке различных философских концепций, способных объединить и преодолеть различия между людьми разных культур и национальностей. Одной из таких концепций является космополитический подход, основанный на идее всемирного гражданства и единства всех людей. Истоки космополитического подхода можно найти в эволюции философии на протяжении веков. В разных национальных и культурных традициях проявлялись представления о единстве и взаимосвязи всех живущих в мире. В данной статье проводится анализ античных и просветительских истоков космополитического подхода в философии, их сравнение, а также перспективы космополитического подхода в современной философии. Рассматриваются различные философские традиции, их влияние на формирование космополитической мысли, а также их актуальность в современном глобализированном мире. Особое внимание уделяется идеологическим вехам развития космополитического подхода и его роль в преодолении различий между культурами и нациями. Отмечается, что космополитизм как в Древней Греции, так и в эпоху Просвещения представлял собой важное философское и культурное движение, заложившее основы мышления о всеобщем гражданстве и общей цели человечества, о важности универсальных ценностей и прав человека. Делается вывод, что влияние античного и просветительского космополитизма на космополитизм XXI века проявляется в общей идее единства вселенной и универсальных моральных принципов, в развитии глобального сознания, акценте на разуме и сотрудничестве.

Корякина, А. А. Истоки космополитического подхода в философии / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4(32). - C. 138-144. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-138-144
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-138-144

3.

Количество страниц: 8 с.

Этический и эстетический аспекты философии Канта оказали огромное воздействие на социально-культурные круги представителей литературы, искусства и оказались более доступными как для философов, так и для всех поклонников философии. Социальные и политические вопросы всегда волновали людей в большей степени, чем теоретические аспекты. Кант ставит вопрос о вечном мире, опровергает существовавшие доказательства Бога, исследует происхождение морального закона, его онтологическое основание и предлагает его решение. Это была эпоха социальных и научных революций. Социальные революции ломали структуры феодализма, открывая новые горизонты для культурных и политических преобразований, научные - произвели смену парадигм. Методологическая революция Бэкона и Декарта привела к возникновению принципиально новых подходов, например, индукции. Научная революция Галилея-Ньютона сформировала новый универсализм. Философия Канта органично дополнила все эти процессы. Его постулаты практического разума воплощают в объективной реальности трансцендентальные идеи, которым воля помогает найти соответствующие объекты. Революционное воздействие, оказанное "Критикой практического разума" по мнению последователей Канта, было значительно сильнее, чем идеи Великой французской революции. Эстетическую способность человека Кант исследовал в "Критике способности суждения", рассматривая её как способность души объединять способности познания и желания.

Кожевников, Н. Н. Этические, эстетические, социально-политические предпосылки и аспекты философии Канта / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 130-137. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137

4.

Количество страниц: 4 с.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические аспекты "Третьей культуры" / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2023. - N 1 (44). - С.36-39. - DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39
DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39

5.

Количество страниц: 4 с.

Онтологические и эпистемологические структуры знания вряд ли могут быть выделены в каком-то явном, строгом виде, поскольку затрагивают все подсистемы человеческого "Я". Однако у них могут быть границы или метки, доступные пониманию на всех уровнях развития индивида. Можно выделить несколько основных периодов развития человека, сопоставив каждому из них свою систему таких "границ-меток" и картин мира, характеризующих целостность знания на определённом этапе формирования. Всё это должно быть связано на протяжении жизни в некую единую конструкцию. Определяющее значение в этих структурах имеют яркий феномен, ясный горизонт и чёткий опорный ритм. Лучше ограничиться более низким уровнем знания, ноне нарушить этих яркости, ясности и чёткости, после которых можно переходить к картине мира, то есть к целостности знания определённого этапа развития индивида. Литературные примеры здесь представлены ввиду их доступности, но это серьёзные книги, покоящиеся на научном фундаменте.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические структуры в процессах самоорганизации знания / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2022. - N 2 (43). - С. 56-60. - DOI: 10.24412/1728-516X-2022-2-56-60
DOI: 10.24412/1728-516X-2022-2-56-60

6.

Количество страниц: 6 с.

Движение по охране культурного наследия парадоксально соотношением возраста человека разумного и началом движения по защите лучших достижений материальной культуры. Последнее обстоятельство связано с осознанием человеком собственной идентичности. Поэтому исключительно велика роль организационного начала, выдвигаемая отдельными личностями. Тому яркий пример, решение папы Римского Бенедикта ХIV. В статье обсуждается материал общественных слушаний по вопросам охраны памятников истории и культуры в Республике Саха (Якутия), которые состоялись 17 июля 2015 года. Автор выдвигает мысль, что в качестве главной причины социальной пассивности граждан выступает неправильное применение диалектики всеобщего и единичного в системе позитивно значимых ценностей бытия человека, которое негативно проявляется в воспитании подрастающего поколения.

Саввинов, А. С. Истоки пассивности граждан в охранной деятельности памятников культурного наследия / А. С. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 90-95.

7.

Количество страниц: 6 с.

В 2024 г. исполняется триста лет со дня рождения Канта, философа, с работ которого, как считают многие исследователи, началась современная философия. Однако выдающиеся достижения Канта, его "коперниканская революция", трансцендентальный метод возникли не на пустом месте. Революционные идеи Канта вобрали в себя опыт выдающихся представителей античности, средневековья и Нового времени. Определенное воздействие на формирование его философии оказали также политическая и социально-культурная обстановка в Европе XVIII столетия. Среди выдающихся философов доклассического периода следует отметить Платона, Аристотеля, Августина, Фому Аквинского. Среди представителей Нового времени следует назвать Гоббса, Локка, Ньютона, Декарта, Спинозу, Лейбница, Юма, Руссо. Некоторые из этих философов оказали влияние на его этическую философию, что выходит за пределы настоящей работы. Всю выше обозначенную проблематику целесообразно рассмотреть в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, поскольку Кант поставил вопросы о границах чувственной сферы, рассудка, разума, человеческой свободы. Многие из них он разрешил или наметил подходы к их решению. Кант также претендовал на снятие противоречий между эмпиризмом и рационализмом - основными гносеологическими течениями Нового времени, но, как считают исследователи его творческого наследия, это ему не удалось. В начале своей философской деятельности Кант пытался найти предельные основания метафизики, ценность которой Кант подчеркивает постоянно. Он считал, что это необходимо для выяснения последних оснований реальности. Поиск предельных оснований Кант продолжил и в своей "критической философии" в эстетике, аналитике, диалектике. Он выявил границы рассудка, разума, свободы воли. Провел границу между "идеей Бога" - "идеалом чистого разума" и его действительными возможностями.

Кожевников, Н. Н. Предшественники и теоретические предпосылки философии Канта. Онтологический и метафизический аспекты / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 84-89.

8.

Издательство: РИО медиа-холдинга

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 344 с.

Понятие символа за последние десятилетия обрело существенную инструментальную важность в теории познания, теории культуры и искусства. Обретает оно фундаментальное культурное значение, определяя онтологические перспективы феномена сознания. Раскрывается актуальность символической онтологизации сознания в процессе этнокультурной модернизации, выстроенной на трансмиграции символических смыслов, синтезе символов сознания разных типов кодирования, определяющих новую социальную реальность
9.
Автор:

Издательство: Госполитиздат

Год выпуска: 1952

Количество страниц: 450 с.

Логика как особая наука берет свое начало в исследованиях Аристотеля, великого философа древности. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. «Аналитики» Аристотеля являются основным и лучшим из его произведений по логике, объединенных под общим названием «Органон». В «Первой аналитике» Аристотель излагает главным образом учение о силлогизме, во «Второй аналитике», важной для изучения взглядов Аристотеля на логику, содержится его теория доказательства. В данном издании впервые дается русский перевод «Второй аналитики». Перевод обеих «Аналитик» выполнил проф. Б.А. Фохт. При подготовке перевода в основание был положен текст Аристотеля в издании Берлинской академии наук, 1831 года, а также точный, практически дословный, латинский перевод Юлия Пация (XVI век), не вводящего в самый текст комментариев, как это сделано большинством переводчиков «Аналитик».
10.

Количество страниц: 8 с.

Рассмотрен тезис М. Хайдеггера о том, что поэты, а не ученые или политики, находятся в авангарде человечества. Поскольку поэзия играет важнейшую роль в истории человечества - рассмотрены доводы "за" и "против". Еще Античностью были продемонстрированы выдающиеся образцы поэтического творчества и попытки осмыслить его методами филологии и философии. Например, у Аристотеля были специальные труды, посвященные этой проблеме. В Новое время каждое литературное направление провозглашало свои манифесты, которые рассмотрены для романтизма, символизма, акмеизма. Поэзия традиционно тесно связано с философией. Были поэты, тяготеющие к философии и философы поэтической ориентации. К первым можно отнести Новалиса, ко вторым - Фихте и Шеллинга. Это характерно, прежде всего, для эпохи романтизма, в меньшей степени для символизма и некоторых других направлений. В статье показано как в поэтическом творчестве нарастает стремление к равновесиям и их пределам. Намечены основные контуры методологии исследования поэтической мысли. Её ядром является формирование квазиравновесной ячейки, позволяющей обеспечить взаимодействие поэтического произведения с предельными динамическими равновесиями процесса познания. Их обеспечивают идентификация, коммуникация и ритмизация - элементарные процессы самоорганизации, которые шаг за шагом формируют свои феномены, горизонты и опорные ритмы, образующие эти ячейки. Формирование феноменальных границ происходит на основе меток идентификации, которые могут выплывать из памяти, как элементы или структуры знания, приобретенные давно или по другим поводам и до сих пор не нашедшие применения. С утверждением об авангардной роли поэта можно согласиться только частично. Роль поэта и поэтически мыслящего философа огромна и в ряде случаев действительно может быть решающей. Однако для этого должно быть определенное стечение обстоятельств. В других ситуациях на первый план выходит ученый или философ. В ХХ и XXI вв. многие тенденции и подходы смешались и в каждом конкретном случае требуются дополнительные исследования. The Martin Heidegger’s thesis that poets, not scholars or politicians, are at the forefront of humanity is considered. Since poetry plays an important role in the history of mankind, the arguments “for” and “against” are considered. Even the Antiquity demonstrated outstanding examples of poetic creativity and attempts to comprehend it using the methods of philology and philosophy. For example, Aristotle had special works devoted to this problem. In modern times, each literary movement proclaimed its manifestos, which are considered for romanticism, symbolism, and acmeism. Poetry is traditionally closely related to philosophy. There were poets gravitating towards philosophy and philosophers of a poetic orientation. The former includes Novalis, the latter - Fichte and Schelling. This is typical, first of all, for the era of romanticism, to a lesser extent for symbolism and some other trends. The article shows how the desire for balances and their limits is growing in poetic creativity. The main contours of the methodology for the study of poetic thought are outlined. Its core is the formation of a quasi-equilibrium cell, which makes it possible to ensure the interaction of a poetic work with the limiting dynamic equilibria of the cognition process. They are provided by identification, communication and rhythmization, the elementary processes of self-organization, which step by step form their phenomena, horizons and basic rhythms that form these cells. The formation of phenomenal boundaries occurs on the basis of identification marks that can emerge from memory as elements or structures of knowledge acquired long ago or for other reasons and have not yet found application. One can only partially agree with the statement about the avant-garde role of the poet. The role of the poet and the poetically thinking philosopher is enormous and in some cases can really be decisive. However, there must be a certain set of circumstances for this to happen. In other situations, the scientist or philosopher comes to the fore. In the XX and XXI centuries. many trends and approaches have been mixed and more research is required in each case.

Кожевников, Н. Н. Влияние поэтического восприятия мира на его философское осмысление / Н. Н. Кожевников ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2023. - 2 (30). - C. 78-85.