Кожевников Николай Николаевич (1947)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Кафедра философии ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: nn.kozhevnikov@s-vfu.ru, nnkozhev@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: д-р филос. наук, канд. техн. наук

Область научных интересов: Онтология и теория познания, история и философия науки, глобалистика

ID Автора: SPIN-код: 7650-1297, РИНЦ AuthorID: 58613

Деятельность: В 1971-1980 гг. - научный сотрудник Института физико-технических проблем Севера ЯФ СО АН СССР, в 1980-1991 гг. - преподаватель, доцент, заведующий кафедры Якутского государственного университета, в 1991-1996 гг. - научный сотрудник Института мерзлотоведения СО РАН, с 1997 г. - профессор ЯГУ им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 29
1.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность исследования русского фольклора обусловлена тем, что до сих пор он в полном объеме не институализирован в литературу, кино, театр. В русской литературе нет, например, романов о Кощее Бессмертном, Иване царевиче, героях славянской языческой культуры и многих других персонажах этого жанра. Между тем это глубокие колоритные образы, органически вписанные в не менее яркий контекст. О подобных пробелах писали многие великие писатели, например, Томас Манн. Целью является выявление основных типологических характеристик русского былинного эпоса, который на наш взгляд исследован в этом смысле весьма односторонне. Методологией является компаративистский анализ различных подходов (мифологических, исторических, структурных и т. п.), тесно взаимосвязанный с характерными чертами и структурой былин. При этом значительное внимание уделено гармоничному сочетанию различных мотивов эпоса: героев, калик-перехожих, эпического времени, языческих влияний, гиперболизации и т. д. Сделана попытка не принять, но учесть различные влияния на подобные исследования (дореволюционные, послереволюционные, навеянные марксистским походом, структурным анализом, который начал использоваться в исследовании русского эпоса начина с 70-х годов прошлого столетия). Русский эпос благодаря огромному количеству исторических, социальных, культурных связей естественным образом взаимодействует с эпосами республик (союзных и автономных), входивших в бывший СССР, что открывает широкие возможности для компаративистских исследований различных типов. Намечены пути для сравнительного анализа русского эпоса с эпосами восточнославянских народов, а также с якутским героическим эпосом олонхо. Дальнейшие планы авторов предполагают продолжение исследования русского фольклора в жанре сказки и области культуры славянского язычества. Первый из них исследован достаточно полно, но структурный и системный подходы исследований необходимо развивать дальше. Культура же славянского язычества представляет собой малоисследованную область, где до сих пор нет устоявшихся подходов, а по многим вопросам существуют различные точки зрения. Здесь можно применить методологические подходы, изложенные в нашей монографии "Философия Олонхо".
The investigation of Russian folklore has not yet been fully institutionalized in literature, cinema, and theater. In Russian literature, for example, there are no novels about Koshchei the Immortal, Ivan the Prince, heroes of Slavic pagan culture and many other characters of this genre. Meanwhile, these are deep, colorful images organically integrated into an equally vivid context. Many great writers, such as Thomas Mann, have written about such gaps. The goal is to identify the main typological characteristics of the Russian epic, which, in our opinion, has been studied in this sense very one-sidedly. The methodology is a comparative analysis of various approaches (mythological, historical, structural, etc.) closely interconnected with the characteristic features and structure of epics. At the same time, considerable attention is the harmonious combination of various motifs of the epic: heroes, Kalik-passers-by, epic time, pagan influences, hyperbolization, etc. An attempt is made not to accept, but to take into account various influences on such studies (pre-revolutionary, post-revolutionary, inspired by the Marxist approach, structural analysis, which began to be used in the study of Russian epic since the 1970s). The Russian epic, thanks to a huge number of historical, social, and cultural connections, naturally interacts with the epics of the republics (union and autonomous) that were part of the former USSR, which opens up wide opportunities for comparative studies of various types. Paths are outlined for a comparative analysis of the Russian epic with the epics of the East Slavic peoples, as well as with the Yakut heroic epic Olonkho. The authors' further plans involve continuing the study of Russian folklore in the genre of fairy tales and the field of culture of Slavic paganism. The first of them has been studied quite fully, but the structural and systemic approaches to research need to be further developed. The culture of Slavic paganism is a little-studied area where there are still no established approaches, and there are different points of view on many issues. Here you can apply the methodological approaches outlined in our monograph “Philosophy of Olonkho”.

Кожевников, Н. Н. Основания и компаративистский анализ русского эпоса / Кожевников Н. Н., Данилова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университетим. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2024. - N 2 (34). - С. 67-76. - DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-67-76
DOI: 10.25587/2782-4861-2024-2-67-76

2.

Количество страниц: 8 с.

Этический и эстетический аспекты философии Канта оказали огромное воздействие на социально-культурные круги представителей литературы, искусства и оказались более доступными как для философов, так и для всех поклонников философии. Социальные и политические вопросы всегда волновали людей в большей степени, чем теоретические аспекты. Кант ставит вопрос о вечном мире, опровергает существовавшие доказательства Бога, исследует происхождение морального закона, его онтологическое основание и предлагает его решение. Это была эпоха социальных и научных революций. Социальные революции ломали структуры феодализма, открывая новые горизонты для культурных и политических преобразований, научные - произвели смену парадигм. Методологическая революция Бэкона и Декарта привела к возникновению принципиально новых подходов, например, индукции. Научная революция Галилея-Ньютона сформировала новый универсализм. Философия Канта органично дополнила все эти процессы. Его постулаты практического разума воплощают в объективной реальности трансцендентальные идеи, которым воля помогает найти соответствующие объекты. Революционное воздействие, оказанное "Критикой практического разума" по мнению последователей Канта, было значительно сильнее, чем идеи Великой французской революции. Эстетическую способность человека Кант исследовал в "Критике способности суждения", рассматривая её как способность души объединять способности познания и желания.

Кожевников, Н. Н. Этические, эстетические, социально-политические предпосылки и аспекты философии Канта / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 4 (32). - C. 130-137. - DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137
DOI: 10.25587/2587-5604-2023-4-130-137

3.

Количество страниц: 4 с.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические аспекты "Третьей культуры" / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2023. - N 1 (44). - С.36-39. - DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39
DOI: 10.24412/1728-516X-2023-1-36-39

4.

Количество страниц: 4 с.

Онтологические и эпистемологические структуры знания вряд ли могут быть выделены в каком-то явном, строгом виде, поскольку затрагивают все подсистемы человеческого "Я". Однако у них могут быть границы или метки, доступные пониманию на всех уровнях развития индивида. Можно выделить несколько основных периодов развития человека, сопоставив каждому из них свою систему таких "границ-меток" и картин мира, характеризующих целостность знания на определённом этапе формирования. Всё это должно быть связано на протяжении жизни в некую единую конструкцию. Определяющее значение в этих структурах имеют яркий феномен, ясный горизонт и чёткий опорный ритм. Лучше ограничиться более низким уровнем знания, ноне нарушить этих яркости, ясности и чёткости, после которых можно переходить к картине мира, то есть к целостности знания определённого этапа развития индивида. Литературные примеры здесь представлены ввиду их доступности, но это серьёзные книги, покоящиеся на научном фундаменте.

Кожевников, Н. Н. Онтологические и эпистемологические структуры в процессах самоорганизации знания / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Наука и техника в Якутии. - 2022. - N 2 (43). - С. 56-60. - DOI: 10.24412/1728-516X-2022-2-56-60
DOI: 10.24412/1728-516X-2022-2-56-60

5.

Количество страниц: 6 с.

В 2024 г. исполняется триста лет со дня рождения Канта, философа, с работ которого, как считают многие исследователи, началась современная философия. Однако выдающиеся достижения Канта, его "коперниканская революция", трансцендентальный метод возникли не на пустом месте. Революционные идеи Канта вобрали в себя опыт выдающихся представителей античности, средневековья и Нового времени. Определенное воздействие на формирование его философии оказали также политическая и социально-культурная обстановка в Европе XVIII столетия. Среди выдающихся философов доклассического периода следует отметить Платона, Аристотеля, Августина, Фому Аквинского. Среди представителей Нового времени следует назвать Гоббса, Локка, Ньютона, Декарта, Спинозу, Лейбница, Юма, Руссо. Некоторые из этих философов оказали влияние на его этическую философию, что выходит за пределы настоящей работы. Всю выше обозначенную проблематику целесообразно рассмотреть в контексте системы координат мира на основе предельных динамических равновесий, поскольку Кант поставил вопросы о границах чувственной сферы, рассудка, разума, человеческой свободы. Многие из них он разрешил или наметил подходы к их решению. Кант также претендовал на снятие противоречий между эмпиризмом и рационализмом - основными гносеологическими течениями Нового времени, но, как считают исследователи его творческого наследия, это ему не удалось. В начале своей философской деятельности Кант пытался найти предельные основания метафизики, ценность которой Кант подчеркивает постоянно. Он считал, что это необходимо для выяснения последних оснований реальности. Поиск предельных оснований Кант продолжил и в своей "критической философии" в эстетике, аналитике, диалектике. Он выявил границы рассудка, разума, свободы воли. Провел границу между "идеей Бога" - "идеалом чистого разума" и его действительными возможностями.

Кожевников, Н. Н. Предшественники и теоретические предпосылки философии Канта. Онтологический и метафизический аспекты / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2023. - 3 (31). - C. 84-89.

6.

Количество страниц: 8 с.

Рассмотрен тезис М. Хайдеггера о том, что поэты, а не ученые или политики, находятся в авангарде человечества. Поскольку поэзия играет важнейшую роль в истории человечества - рассмотрены доводы "за" и "против". Еще Античностью были продемонстрированы выдающиеся образцы поэтического творчества и попытки осмыслить его методами филологии и философии. Например, у Аристотеля были специальные труды, посвященные этой проблеме. В Новое время каждое литературное направление провозглашало свои манифесты, которые рассмотрены для романтизма, символизма, акмеизма. Поэзия традиционно тесно связано с философией. Были поэты, тяготеющие к философии и философы поэтической ориентации. К первым можно отнести Новалиса, ко вторым - Фихте и Шеллинга. Это характерно, прежде всего, для эпохи романтизма, в меньшей степени для символизма и некоторых других направлений. В статье показано как в поэтическом творчестве нарастает стремление к равновесиям и их пределам. Намечены основные контуры методологии исследования поэтической мысли. Её ядром является формирование квазиравновесной ячейки, позволяющей обеспечить взаимодействие поэтического произведения с предельными динамическими равновесиями процесса познания. Их обеспечивают идентификация, коммуникация и ритмизация - элементарные процессы самоорганизации, которые шаг за шагом формируют свои феномены, горизонты и опорные ритмы, образующие эти ячейки. Формирование феноменальных границ происходит на основе меток идентификации, которые могут выплывать из памяти, как элементы или структуры знания, приобретенные давно или по другим поводам и до сих пор не нашедшие применения. С утверждением об авангардной роли поэта можно согласиться только частично. Роль поэта и поэтически мыслящего философа огромна и в ряде случаев действительно может быть решающей. Однако для этого должно быть определенное стечение обстоятельств. В других ситуациях на первый план выходит ученый или философ. В ХХ и XXI вв. многие тенденции и подходы смешались и в каждом конкретном случае требуются дополнительные исследования. The Martin Heidegger’s thesis that poets, not scholars or politicians, are at the forefront of humanity is considered. Since poetry plays an important role in the history of mankind, the arguments “for” and “against” are considered. Even the Antiquity demonstrated outstanding examples of poetic creativity and attempts to comprehend it using the methods of philology and philosophy. For example, Aristotle had special works devoted to this problem. In modern times, each literary movement proclaimed its manifestos, which are considered for romanticism, symbolism, and acmeism. Poetry is traditionally closely related to philosophy. There were poets gravitating towards philosophy and philosophers of a poetic orientation. The former includes Novalis, the latter - Fichte and Schelling. This is typical, first of all, for the era of romanticism, to a lesser extent for symbolism and some other trends. The article shows how the desire for balances and their limits is growing in poetic creativity. The main contours of the methodology for the study of poetic thought are outlined. Its core is the formation of a quasi-equilibrium cell, which makes it possible to ensure the interaction of a poetic work with the limiting dynamic equilibria of the cognition process. They are provided by identification, communication and rhythmization, the elementary processes of self-organization, which step by step form their phenomena, horizons and basic rhythms that form these cells. The formation of phenomenal boundaries occurs on the basis of identification marks that can emerge from memory as elements or structures of knowledge acquired long ago or for other reasons and have not yet found application. One can only partially agree with the statement about the avant-garde role of the poet. The role of the poet and the poetically thinking philosopher is enormous and in some cases can really be decisive. However, there must be a certain set of circumstances for this to happen. In other situations, the scientist or philosopher comes to the fore. In the XX and XXI centuries. many trends and approaches have been mixed and more research is required in each case.

Кожевников, Н. Н. Влияние поэтического восприятия мира на его философское осмысление / Н. Н. Кожевников ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2023. - 2 (30). - C. 78-85.

7.

Количество страниц: 11 с.

Методологическое исследование понятия "сложность" включает в себя уточнение представлений о её элементах, структурах, а также о порядке, хаосе и других связанных с нею понятиях. Этому прояснению также способствуют классификации и диапазоны сложности, а также примеры из специальных наук и их анализ. Проблема заключается в том, что не существует точных и ясных определений этого понятия. Многие подходы представляют собой размытые дискурсы и даже имеется точка зрения, что сама эта область предполагает преимущественно такие подходы. Никто из философов, создателей онтологических и метафизических концепций не рассматривал сложность в качестве философской категории. Однако в рамках сопредельных понятий "целое", "единое", "часть" и т. п. "сложность" исследовалась во многих философских системах, начиная с античности. Основным направлением исследование сложности остаются подходы, разработанные в специальных науках. Развивается методологический подход к исследованию сложности основанный на выявлении её онтологического статуса в контексте процессов самоорганизации мира. Анализируются онтологические свойства "сложности", что позволяет сформировать контуры методологического подхода. В исследовании самоорганизация на первый план выходит взаимодействие вещи с окружающей средой и уровнем структурного равновесия мира. Различные типы самоорганизации оказываются связанными между собой через обратные связи, взаимодействие с окружающей средой, взаимосвязи с начальными условиями, аттракторы. Утверждается, что в качестве философской категории сложность рассматривать нецелесообразно. Все виды сложности на всех уровнях структурной организации мира естественным образом оказываются в сети предельных динамических равновесий. Любое сложное поведение начинается из равновесного (квазиравновесного) состояния и таким же состоянием заканчивается. Сложность внутри подобных ячеек остается за пределами нашего рассмотрения. Развиваемая методология опирается на границы этих ячеек, онтологический статус которых не вызывает сомнений. The methodological study of the concept of “complexity” includes the clarification of ideas about its elements, structures, as well as about order, chaos and other concepts related to it. This clarification is also facilitated by classifications and ranges of complexity, as well as examples from the special sciences and their analysis. The problem is that there are no precise and clear definitions of this concept. Many approaches are fuzzy discourses, and there is even a point of view that this area itself presupposes predominantly such approaches. None of the philosophers who created ontological and metaphysical concepts considered complexity as a philosophical category. However, within the framework of related concepts “whole”, “single”, “part”, etc. “complexity” has been explored in many philosophical systems since antiquity. The main direction of the study of complexity is the approaches developed in the special sciences. A methodological approach to the study of complexity is being developed, based on the identification of its ontological status in the context of the processes of self-organization of the world. The ontological properties of “complexity” are analyzed, which makes it possible to form the contours of the methodological approach. In the study of self-organization, the interaction of a thing with the environment and the level of structural balance of the world comes to the fore. Various types of self-organization turn out to be interconnected through feedback, interaction with the environment, relationships with initial conditions, and attractors. It is argued that it is inappropriate to consider complexity as a philosophical category. All types of complexity at all levels of the structural organization of the world naturally find themselves in a network of limiting dynamic equilibria. Any complex behavior starts from an equilibrium (quasi-equilibrium) state and ends with the same state. The complexity within such cells is beyond our consideration. The developed methodology is based on the boundaries of these cells, the ontological status of which is beyond doubt.

Кожевников, Н. Н. Методология исследования понятия "сложность" / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2023. - 1 (29). - C. 83-93.

8.

Количество страниц: 7 с.

Рассматриваются основания философии науки. Дан подробный анализ основных блоков, на которые должен опираться курс "История и философия науки". Также обсуждаются методологические подходы в преподавании его в современных условиях.

Кожевников, Н. Н. Приоритеты "Истории и философии науки" для естественнонаучных специальностей / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова // Наука и образование. - 2009. - N 3 (54). - С. 106-112.

9.

Количество страниц: 3 с.

Рассмотрены основные аспекты культурной миссии профессора и особенности их взаимодействия. Значение этой миссии обостряется в связи с возрастающими сложностями окружающего мира и трудностями переходного периода. Развивается целостный универсалистский подход к роли профессора в современном мире.

Кожевников, Н. Н. Культурная миссия профессора / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова ; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова // Наука и образование. - 2007. - N 3 (47). - С. 76-78.

10.

Количество страниц: 4 с.

Постнеклассический современный универсализм рассматривается в контексте развивающей культуры. Исследуются перспективы развития "сетевого человека".

Данилова, В. С. Постнеклассический универсализм и сетевой человек : [философские взгляды эволюции человека в современном мире] / В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников ; Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова // Наука и образование. - 2006. - N 3 (43). - С. 62-64.