Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 10612
1.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена проведению "Жирковских чтений" - Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, которая прошла в г. Якутске 20 апреля 2021 г. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Жирковские чтения" была приурочена к Году науки и технологий в Российской Федерации.
The article is devoted to the Zhirkov Readings — a scientific conference with international participation, which was held in Yakutsk on April 20,2021. Attention is drawn to the goal and objectives of the conference and how they were implemented in the speeches of the participants. Rethinking the creative heritage of such outstanding composers from the national republics of Russia as M.N. Zhirkov (1892-1951) in the context of the processes of development of modem Russian culture is relevant in modem science. This was shown by the overview of the issues of the reports presented in the article.

Павлова-Борисова, Т. В. Итоги и перспективы проведения I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Жирковские чтения" / Павлова-Борисова Т. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 5-10.

2.

Количество страниц: 11 с.

Предложен опыт определения культурологического ракурса исследования музыкального искусства. Музыка рассматривается в контексте ее воздействия на культуру: отбор персоналий определен вкладом и влиянием их на изменение культурного поля в национальном регионе, степенью участия в трансляции культурного опыта. Ситуация в национальной культуре уникальна тем, что на глазах современников разворачивается социокультурный эксперимент по становлению синтезов классического европейского искусства с национальными музыкальными традициями народов Севера. Этот опыт ожидает рефлексии носителей культуры, в чью повседневность входят и постоянный музыкальный фон из гаджетов; театр оперы и балета, филармония, музыкальная школа. Искусствоведы и музыковеды исследуют профессиональные проблемы становления академического искусства, но не менее востребовано осмысление данного феномена эстетиками, философами и культурологами: как, в связи с этим, меняется город, республика, молодежь, культура в целом. Рассмотрены варианты анализа изменения культурной ситуации, в частности, как меняются элитарная, народная и массовая формы якутской национальной культуры. Предложен эксперимент по выделению специфики культурологического анализа, его отличия от искусствоведческого и собственно музыковедческого. Обозначены проблемы, связанные с особенностями трансляции культурного опыта на различных уровнях: локальном, региональном, национальном. Культурологический подход предполагает анализ аспектов становления художественной урбанистики, который здесь только назван. Перспективы культурологических исследований представляются в изучении проблем становления провинциального музыкального центра в рамках художественной урбанистики как актуальные музыкальные практики в культурном пространстве Якутска, регулятивные практики.
The experience of determining the culturological perspective of the study of musical art is proposed. Music is considered in the context of its impact on culture by selection of personalities is determined by their contribution and influence on changing the cultural field in the national region and degree of participation in broadcasting cultural experience. The situation in the national culture is unique in that a socio-cultural experiment is unfolding in front of contemporaries in the formation of syntheses of classical European art with the national musical traditions of the peoples of the North. This experience awaits the reflection of cultural bearers, whose everyday life includes a constant musical background from gadgets, opera and ballet theater, philharmonic society, and music school. Art critics and musicologists are exploring the professional problems of the formation of academic art, but the understanding of this phenomenon by aesthetics, philosophers and culturologists is no less in demand: how, in connection with this — the city, republic, youth, culture are changing in general. The options for analyzing changes in the cultural situation are considered how the elite, folk and mass forms of the Yakut national culture is changing. It is proposed an experiment to highlight the specifics of culturological analysis, its differences from art history and musicological it self. The problems associated with the peculiarities of the translation of cultural experience are identified at various levels — local, regional and national. The culturological approach presupposes an analysis of the aspects of the formation of artistic urbanism, which is just named here., Prospects for cultural studies are presented in the study of the problems of the formation of a provincial music center in the framework of artistic urbanism, as actual musical practices in the cultural space of Yakutsk and regulatory practices.

Никифорова, С. В.
Культурологические ракурсы музыковедческих исследований в Республике Саха (Якутия) / Никифорова С. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор,[автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 22-32.
DOI: 10.33910/2687-1262-2019-1-2-134-140

3.

Количество страниц: 8 с.

Одним из первых, кто написал о возможности создания оркестра якутских народных инструментов, был музыкальный деятель, композитор М.Н. Жирков. В данной статье на основе изучения исследовательской коллекции Марка Николаевича, представленной в музейных фондах Республики Саха (Якутия), архивных материалов, хранящихся в фондах Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) выявляется его роль в становлении якутских музыкальных инструментов, делается корректировка описаний эолофонов (ветряных инструментов), выполненных композитором.
One of the first to write about the possibility of an orchestra of Yakut folk instruments was a musical figure, composer M. N. Zhirkov. This article, based on the study of the research collection of Mark Nikolayevich, presented in the museum funds of the Republic of Sakha (Yakutia), archival materials stored in the funds of the National Library of the Republic of Sakha (Yakutia role), reveals his role in the formation of Yakut musical instruments, correction of descriptions of eolophones (wind instruments) performed composer.

Дьяконова, В. Е.
Роль М. Н. Жиркова в изучении якутских музыкальных инструментов / Дьяконова В. Е. ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 32-39.

4.

Количество страниц: 9 с.

В статье впервые рассмотрены жанрово-интонационные аспекты двух стилей самобытного фольклора народа саха (самоназвание якутов): уйулга ырыа — самоуглубленное пение и кутуруу — шаманское камлание. Каждый из них дифференцирован по типам интонирования, способам звукоподачи и является типичным для определенной сферы. Исследователь Э.Е. Алексеев впервые обосновал существование различных видов "сосредоточенного, самоуглубленного пения, использующие сходные структурно-интонационные приемы и нередко связанные с болезненно-мрачной сферой" [1, с. 11]. Чтобы развить важное наблюдение Э.Е. Алексеева, для обозначения третьего стиля автором строк был введен специальный якутский термин "уйулҕа ырыа" (уйулгаырыа) — связанный с определенным психологическим состоянием, полученным вследствие эмоционального самоуглубления. Этномузыкознание, связанное с интердисциплинарными исследованиями обладает большими возможностями изучения четвертого песенного стиля саха, связанное с кутуруу — шаманским камланием (ойуун кутуруута), который как считает эпосовед В. В. Илларионов, должен быть отделен от всех иных стилей. Типы интонирования стиля кутуруу выявлены на основе нотации шаманского эпического песнопения в исполнении выдающегося этнофора У.Г. Нохсорова. Нотация звукового идеала, существующего в памяти носителей традиции помогает восстановить исчезающие специфические приемы, типы интонирования. В контексте дальнейшего рассмотрения песенной системы якутского фольклора можно заключить, что обозначенные стили уйулга ырыа и кутуруу обладают самостоятельной эстетической ценностью.
For the first time, the article considers the genre and intonation aspects of two styles of the original folklore of the Sakha people (the selfname of the Yakuts): uyulga yrya — self-deepened singing and kuturuu— shamanic rituals. Each of them is differentiated according to the types of intonation, methods of sound presentation and is typical for a particular sphere. Alekseev was the first to substantiate the existence of various types of "concentrated, self-deepening singing, using similar structural and in to national techniques and often associated with a morbidly gloomy sphereһ[1, p. 11]. To develop an important observation of E.E. Alekseev, to designate the third style, the author of the lines introduced a special Yakut term "uyulgayrya" — associated with a certain psychological state obtained as a result of emotional self-deepening. Ethnomusicology associated with interdisciplinary research has great opportunities for studying the fourth song style of the Sakha, associated with kuturuu — shamanic ritual (oyuun kuturuuta), which, according to the epic scholar V.V. Illarionov, must be separated from all other styles. The types of intonation of the kuturuu style are revealed on the basis of the notation of shamanic epic chants performed by the outstanding ethnophor U.G. Nokhsorov. The notation of the sound ideal that exists in the memory of the bearers of the tradition helps to restore disappearing specific techniques, types of intonation. In the context of further consideration of the song system of Yakut folklore, it can be concluded that the indicated styles of Uyulga Yrya and Kuturuu have an independent aesthetic value.

Григорьева, В. Г.
О вокальных стилях в музыкальном фольклоре caxa— уйулга ырыа (самоуглубленное пение) и кутуруу (шаманское камлание) / Григорьева В. Г. ; МБУДО "Амгинская ДШИ им. А.А. Черемных" // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 39-47.

5.

Количество страниц: 8 с.

В данной статье рассматривается проблема изучения песенного творчества олонхосута, народного певца, организатора первого самодеятельного художественного кружка "Олонхо" Николая Ивановича Степанова-Ноорой, репертуар которого в свое время послужил основой для зарождения профессионального музыкального искусства Якутии. В работе дается также краткая характеристика творчеству и репертуару известного олонхосута. Целью нашей статьи является изучение песенного творчества олонхосута, народного певца Н. И. Степанова-Ноорой. На основании изучения песенного творчества Н. И. Степанова установлено, что из репертуара постановок кружка профессиональными композиторами были оформлены нотные записи персонажей олонхо, которые послужили материалом для изучения якутской песни. Также нами выявлено, что на песни-поэмы Н. И. Степанова были написаны либретто для одних из первых музыкальных постановок оперы и балета.
This article deals with the problem of studying the song creativity of olonkhosut, a folk singer, organizer of the first amateur artcircle "Olonkho" Nikolai Ivanovich Stepanov — Noora, whose repertoire at one time served as the basis for the emergence of professional musical art of Yakutia. The work also gives a brief description of the creativity and repertoire of the famous olonkhosut. The purpose of our article is to study the song creativity of olonkhosut, folk singer N. I. Stepanov — Noora. Based on the study of N. I.’s songwriting. It was established by Stepanov that from the repertoire of the circle’s productions, musical notes of the characters of Olonkho were designed by professional composers, which served as material for studying the Yakut song. We also revealed that the librettos for one of the first musical productions of opera and ballet were written for the songs poems of N. I. Stepanov

Степанова, О. Н.
Песенное творчество Н. И. Степанова-Ноорой в музыкальной культуре Якутии / Степанова О. Н. ; Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 48-55.

6.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена жизни и творчеству якутского композитора М.Н. Жиркова. Выявлены основные направления его разноплановой деятельности. Освещено его происхождение, образование, рассмотрены ранние годы становления будущего композитора, характеризующие его прежде всего как активного музыкального деятеля районного, а затем и республиканского масштабов с последующим выходом на российский уровень. Раскрыты основные направления его деятельности в качестве организатора якутского профессионального музыкального искусства, музыкального начального и профессионального образования, композитора, фольклориста. Важнейшим достижением М.Н. Жиркова явилось создание на основе якутского народного творчества в сотрудничестве с деятелями культуры, искусства Якутии и России национального репертуара для якутского музыкального театра, хора, музыкальных исполнителей камерно-вокальных и камерно-инструментальных жанров, а также образцов симфонической музыки. Признанием значимости его творческой деятельности является подготовка "Собрания сочинений" первого якутского композитора.

Павлова-Борисова, Т. В.
Многоаспектность творческой, общественной деятельности первого якутского композитора М. Н. Жиркова как феномен якутской музыкальной культуры / Павлова-Борисова Т. В. ; Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 110-117.

7.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена изучению значимости первого исследования якутской народной музыки, осуществленного М. Н. Жирковым. Рассмотрено проблемное поле и спектр вопросов, на которые обратил внимание первый якутский композитор, в их числе — специфика якутской песенности, взаимодействие различных форм традиционной музыкальной культуры якутов с музыкой других народов, происхождение и развитие якутского музыкального инструментария и т.д. В настоящей статье фокусируется внимание на монографическом исследовании композитора с точки зрения его значимости для отечественного музыковедения.
The article is devoted to the study of the scientific significance of the first study of the Yakut folk music by M.N. Zhirkov, which remained unpublished for a long time. The most important problems that the researcher first drew attention to are shown, including the features of the Yakut song, the interaction of various forms of the traditional musical culture of the Yakuts with the music of other peoples, musical instruments. He outlined the prospects for the development of Yakut music. In the article, the author shares his experience in republishing this work as part of the “Collected Works” byM.N. Zhirkov.

Павлова-Борисова, Т. В.
Об исследовании "Якутская народная музыка" М. Н. Жиркова / Павлова-Борисова Т. В. ; Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 117-123.

8.

Количество страниц: 6 с.

Образование в 1922 году якутской автономии обусловило активизацию новых форм музыкального выражения, где одним из главных стала жанр якутской песни, в которой были отражены новые социальные процессы. Она возникла на стыке традиционных якутских песен в стиле дэгэрэн ырыа и советской массовой песни. В статье рассматривается деятельность первого якутского композитора М. Н. Жиркова по развитию якутской песни в 1920—1930-х гг.— сбору, систематизации, обработке, взаимодействию с якутскими писателями и поэтами по подтекстовке якутских традиционных напевов, созданию на их основе актуальных для того периода времени песенных образцов, в том числе и бригадным методом в сотрудничестве с ведущими московскими композиторами и якутскими деятелями. Национальный хор, созданный М. Н. Жирковым при Якутском театре стал своеобразной творческой лабораторией по развитию им песенного жанра.Была также прослежена публикация песенных сборников М. Н. Жиркова, начиная с 1930-х гг. до наших дней.
The article discusses the problem of interaction between the composer M.N. Zhirkov and Yakut poets P.A. Oyunsky, A.I. Sofronov, I.D.Vinokurov-Chagylgan and others. The author raises the question of the contribution of the Yakut poets to the creation of the musical repertoire. The tradition of sub texting folk melodies with the texts of Yakut poets played animportant role. Since they were later assigned to these melodies, they also began to be perceived as folk. The author traced the most important events that testified to the cooperation of the composer and various poets. Other observations were made during the study. The tradition of publishing song collections has been traced since the 1930s. to the present day. In particular,for the first time the contribution ofI.D. Vinokurov-Chagylgan in the creation of collections of Yakut songs.

Павлова-Борисова, Т. В.
Вклад М. Н. Жиркова в развитие жанра якутской песни / Павлова-Борисова Т. В., Павлова В. Н. ; Северо-Восточный Федеральный университет им. М. К. Аммосова, Национальная библиотека Республики Саха (Якутия), // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ;составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 124-129.

9.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена факту, связанному с подготовкой к изданию рукописи первого якутского композитора М. Н. Жиркова "Якутские песни", которая хранится в Национальной библиотеке РС(Я). При изучении этих материалов была обнаружена оригинальная обложка рукописи. Предлагается рассмотрение семантики оформления рукописи "Якутские песни" М. Н. Жиркова.

Семантика графических изображений рукописи "Якутские песни" М. Н. Жиркова из коллекции Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) / Борисова А. А. ; Арктический государственный институт культуры и искусств // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 129-134.

10.

Ответственность: Павлова-Борисова Татьяна Владимировна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается библиография публикаций Марка Николаевича Жиркова в республиканских газетах. М. Н. Жирков за период с 1937 г. по 1950 г. печатался в республиканских газетах по вопросам развития музыкального искусства и пропагандировал выдающиеся произведения советских композиторов.

Михайлова, Л. Т.
Публикации М. Н. Жиркова в республиканских газетах / Михайлова Л. Т. ; научный руководитель Т. В. Павлова-Борисова ; Национальная библиотека РС(Я) // Жирковские чтения : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Якутск, 20 апреля 2021 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) ; составитель, ответственный редактор, [автор предисловия] Т. В. Павлова-Борисова ; рецензенты: С. П. Галицкая, М. Н. Дрожжина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2022. - С. 134-138.