Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 952
1.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье автор анализирует публикацию произведений национальных литератур в журнале "Полярная звезда". Данная традиция началась с первых номеров литературно-художественного издания и продолжается и в наше время. Литературные переводы помогают понять культуру других народов, установить плодотворные творческие связи.
In this article, the author analyzes the publication of works of national literatures in the "Polar Star" magazine. This tradition began with the first issues of the literary and artistic edition and continues in our time. Literary translations help to understand the culture of other peoples and establish productive creative connections.

Пашкевич, О. И. Содружество национальных литератур на страницах журнала "Полярная звезда" / О. И. Пашкевич ; Якутский институт водного транспорта (филиал) // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 611-614.

2.

Ответственность: Сидоров Олег Гаврильевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Парцеллированные конструкции привлекают к себе повышенное внимание учёных в связи с решением широкого круга лингвистических проблем. Данная работа посвящена анализу парцеллированных конструкций в якутских печатных СМИ на материале текстов газет "Якутия", "Якутск вечерний", "Эхо столицы" за 2023 год. Была проведена классификация парцеллированных конструкций по структуре, семантике и функциям. Автор выделил парцеллированные конструкции из текстов и сравнил их использование в разных СМИ.
Parcelled constructions attract the increased attention of scientists in connection with solving a wide range of linguistic problems. This work is devoted to the analysis of packaged structures in the Yakut print media based on the texts of the newspapers "Yakutia", "Yakutsk evening", "Echo of the Capital" for 2023. The classification of the packaged structures according to structure, semantics and functions was carried out. The author highlighted the parceled constructions from the texts and compared their use in different media.

Егорова, Е. В. Парцелляция как средство выразительности в республиканских СМИ / Е. В. Егорова, ; научный руководитель О. Г. Сидоров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 597-601.

3.

Ответственность: Павлова Лена Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

В данной работе рассматриваются стратегии манипуляции, применяемые пользователями YouTube в комментариях к видеороликам каналов "А поговорить?" с Ириной Шихман66, "Осторожно: Собчак" с Ксенией Собчак, "Скажи Гордеевой" с Катериной Гордеевой67 и "в Дудь" с Юрием Дудем68. Выбор данных каналов обусловлен тем, что они являются одними из самых популярных каналов в формате интервью, которые привлекли внимание русскоязычной аудитории.
This paper discusses manipulation strategies, Used by users YouTube in the comments to the videos of the "A to "А поговорить?" with Irina Shihman, "Caution: Sobchak" with Ksenia Sobchak, "Скажи Гордеевой" with Katerina Gordeeva and "vDud" with Yuri Dudem. The choice of these channels is due to. They are one of the most popular channels in the interview format, which attracted the attention of the Russian-speakingaudience.

Иванова, Т. А. Стратегии манипуляционного речевого воздействия в комментариях пользователей Youtube / Т. А. Иванова ; научный руководитель Л. Н. Павлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 580-584.

4.

Ответственность: Иванова Раиса Петровна (Автор обозрения, рецензии), Селезнев А. А. (Переводчик)

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2023

Количество страниц: 88 с.

Целью предлагаемой системы транслитерации является наиболее полное описание способов написания якутских слов и отражение их подлинного произношения. При этом максимально использованы элементы, присущие английской орфографии, для того, чтобы транслитерированные слова и фразы более органично и плавно вписывались в англоязычные тексты. Также в пособии представлены теоретические основы других систем. Транслитерация якутского алфавита, как и транслитерация дифтонгов и двойных гласных якутского языка, приведена в таблицах для удобства практического использования. Даны разъяснения о каждом элементе в системе транслитерации с использованием соответствующих примеров

Мусалимас, Сотирос Эндрю.
Транслитерация якутского алфавита на английский язык = Саха алпаабытын аангыл тылыгар транслитерацията = Transliteration of the Yakut Alphabet into English : учебное пособие / С. А. Мусалимас ; перевод с английского языка А. А. Селезнева совместно с автором ; рецензент Р. П. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет. - Якутск : ИД СВФУ, 2023. - 83, [1] с.

5.

Количество страниц: 10 с.

Научная новизна. Несмотря на достаточный уровень изученности вопроса отношения якутской литературной критики к поэтическому наследию первого якутского поэта А.Е. Кулаковского (1877-1926), специальных работ, посвященных литературно-критической рецепции его поэтических произведений периода становления литературной критики, недостаточно. В работах начинающих критиков вопросы идейности литературы, отношение к литературному наследию и фольклору, проблемы творческого метода, способов изображения действительности и т. д. часто решались на Һматериалеһ творчества дореволюционных писателей. Хотя в преобладающем большинстве критических выступлений начала XX в. отмечается влияние общественно-политической ситуации в стране, выражающееся в идеологической позиции и эстетических воззрениях авторов, в них было положено начало рецептивной эстетики произведений А.Е. Кулаковского. Именно первые критические выступления критиков позволили в последующем рассматривать произведения классика не как отдельно существующий текст с обозначенным в нем временем и как продукт своего времени, а элемент целой системы, где художественное произведение находится во взаимодействии с современным читателем. В статье преследуется цель представить критические выступления первых якутских критиков как источники начального периода осмысления и оценки наследия основоположника якутской литературы А.Е. Кулаковского. Методы исследования. Историко-генетический, историко-культурный, биографический. Результаты исследования заключаются в анализе рецензий и статей первых критиков, позволяющих выявить особенности восприятия творческого наследия первого поэта критиками и писателями зарождающейся якутской литературы. В период становления якутской литературной критики выступления авторов носили в целом агитационно-просветительский характер, что было продиктовано политикой партии в области литературы и искусства. Тем не менее на страницах периодической печати, в литературно-художественных журналах и сборниках трудов научно-исследовательского общества "Саха кэскилэ" появлялись критические статьи, вполне отвечающие или приближенные к требованиям критики художественных произведений с точки зрения теории литературы. К ним относятся статьи В.Н. Леонтьева.
Cientific novelty. Despite a sufficient level of study of the issue of the relationship of Yakut literary criticism to the poetic heritage of the first Yakut poet A.E. Kulakovsky (1877-1926), special works devoted to the literary-critical reception of his poetic works of the period of the formation of literary criticism are not enough. In the works of novice critics, questions of the ideological nature of literature, attitudes towards the literary heritage and folklore, problems of the creative method, ways of depicting reality, etc. were often solved on the basis of the “material” of the work of pre- revolutionary writers. Although in the vast majority of critical speeches of the early 20 th century the influence of the socio-political situation in the country is noted, expressed in the ideological position and aesthetic views of the authors, they laid the foundation for the receptive aesthetics of the A.E. Kulakovsky's works. It was the first critical speeches of critics that made it possible to subsequently consider the works of the classic not as a separate existing text with the time indicated in it and as a product of its time, but as an element of a whole system where a work of art interacts with a modern reader. The aim of the article is to present the critical speeches of the first Yakut critics as sources of the initial period of comprehension and evaluation of the heritage of the founder of Yakut literature A.E. Kulakovsky. The research methods of the study are historical-genetic, historical-cultural, biographical. The results of the study consist in the analysis of reviews and articles of the first critics, which make it possible to identify the features of the perception of the creative heritage of the first poet by critics and writers of the emerging Yakut literature. During the formation of Yakut literary criticism, the authors' performances were generally of an agitation and educational nature, which was dictated by the party's policy in the field of literature and art. Nevertheless, critical articles appeared on the pages of the periodical press, in literary and art magazines and collections of works of the “Sakha Keskile” research society, fully meeting or close to the requirements of criticism of works of art from the point of view of literary theory. These include articles by V.N. Leontiev.

Дарбасова, С. Д. Литературно-критические рецепции В. Н. Леонтьева и М. И. Шадрина на издания А. Е. Кулаковского 1920-х гг. / С. Д. Дарбасова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 130-139. - DOI : 10.25693/SVGV.2022.41.4.012
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.012

6.

Количество страниц: 12 с.

Научная новизна исследования заключается в том, что скотоводческая лексика в составе фразеологизмов и паремий в качестве базы для характеристики человека, а также для выражения моральных, нравственных постулатов народа не была объектом изучения в сравнении с данными монгольских языков. Целью работы является выявление и описание метафорического выражения характеристики и оценки человека, его физических способностей и нравственных требований к нему в якутских фразеологических и паремиологических единицах с компонентами конь, лошадь, корова, бык, жеребенок в сопоставлении с их эквивалентами в калмыцком и бурятском языках. В статье использованы методы и приемы описательного, семантического и сопоставительного анализа, применены элементы метода систематизации словарных дефиниций. Методом сплошной выборки из лексикографических источников: толковых, переводных, фразеологических словарей - были установлены фразеологические и паремиологические единицы, выражающие характеристику человека и морально-этические нормы в отношении к его поступкам, действиям. Проведена классификация исследуемых единиц по семантическим типам. Результаты. Исследование позволило установить, что скотоводческая лексика в составе фразеологических и паремиологических единиц сопоставляемых языков выражает физическую и нравственную характеристику человека. Данные единицы в полной мере передают также коллективные суждения якутов, бурят и калмыков о правилах, основанных на представлениях об отношении к труду и основных жизненных устоях: богатстве/ бедности, удачливости/неудачливости, возрасте. При этом образные оценочные характеристики человека, выражаемые словами конь, лошадь, корова, бык, жеребенок, в целом носят положительные коннотативные признаки, что объясняется важной ролью скотоводства в жизнедеятельности данных народов.
The scientific novelty of the study lies in the fact that pastoral vocabulary in the composition of phraseological units and proverbs as a basis for characterizing a person, as well as for expressing the moral postulates of the people, was not the object of study in comparison with the data of the Mongolian languages. The aim of the work is to identify and describe the metaphorical expression of the characteristics and evaluation of a person, his physical abilities and moral requirements for him in the Yakut phraseological and paremiological units with the components horse, cow, bull, foal in comparison with their equivalents in the Kalmyk and Buryat languages. The article uses methods and techniques of descriptive, semantic and comparative analysis, applied elements of the method of systematization of dictionary definitions. By the method of continuous sampling from lexicographic sources: explanatory, translated, phraseological dictionaries, phraseological and paremiological units were established that express the characteristics of a person and moral and ethical norms in relation to his actions. The classification of the studied units by semantic types is carried out. Results. The study made it possible to establish that cattle-breeding vocabulary as part of the phraseological and paremiological units of the compared languages expresses the physical and moral characteristics of a person. These units also fully convey the collective ideas of the Yakuts, Buryats and Kalmyks about the rules based on ideas about the attitude to work and the basic principles of life: wealth / poverty, luck / failure, age. At the same time, the figurative, evaluative characteristics of a person, expressed by the words horse, cow, bull, foal, in general have positive connotative features, which is explained by the important role of cattle breeding in the life of these peoples.

Данилова, Н. И. Зооморфная лексика в составе якутских фразеологизмов и паремий (в сопоставлении с монгольскими языками) / Н. И. Данилова, Ф. Н. Дьячковский ; ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН" // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 67-78. - DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.006
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.006

7.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье рассматриваются вопросы воспитания всесторонне развитой личности, формирования системы научных знаний различных отраслей у учащихся, творческого мышления и общечеловеческих ценностей, подготовка и школьников к жизни и труду через организацию филологического краеведения.
The article discusses the issues of educating a comprehensively developed personality, forming a system of scientific knowledge of various fields among students, creative thinking and universal values, preparing schoolchildren for life and work through the organization of philological local studies.

Сивцева, С. Д. Филологическое краеведение как средство формирования социально способной личности / С. Д. Сивцева ; МОБУ "Якутский городской лицей" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 67-68.

8.

Количество страниц: 2 с.

В статье рассматривается вопрос использования в школьном обучении модульно-редуктивной технологии, способствующей целенаправленному пошаговому формированию различных умений обучающихся, когда каждый может работать в своём темпе и своём круге взаимодействия. Приводится пример рабочей матрицы урока литературы.
As the title implies, the article discusses the use of the modular-reductive technology in school education. The author of the article aims to prove that use of the modular-reductive technology contributes to the step-by-step purposeful formation of various skills of students. The author reports that everyone can work at their own pace and their own circle of interaction. The need is stressed to employ the example of the working matrix of a literature lesson.

Савинова, Д. Б. Преимущества модульно-редуктивной технологии в современном школьном обучении / Д. Б. Савинова ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 15" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 59-60.

9.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам организации и проведения метапредметной онлайн олимпиады как одной из форм внеаудиторной работы. Описан опыт организации олимпиады по математике на английском языке с национальным компонентом "Smart".
The article is devoted to the issues of organizing and conducting a meta-subject online Olympiad as one of the forms of extracurricular work. The experience of organizing a mathematics Olympiad in English with the national component “Smart” is described.

Туприна, Р. Д. Организация дистанционных олимпиад по решению математических задач с национальным компонентом / Р. Д. Туприна, Т. И. Борисова ; МАОУ "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П. Н. и Н. Е. Самсоновых" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 47-48.

10.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов как действенного инструмента преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательными интересным, является мощным стимулом повышения мотивации к овладению иностранным языком.
The article is devoted to the use of digital educational resources as an effective teaching tool that activates the mental activity of students, makes the learning process attractive and interesting, and is a powerful incentive to increase motivation to master a foreign language.

Бидикина, Е. В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Е. В. Бидикина ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Алдан" // Народное образование Якутии.- 2024. - N 1 (130). - С. 49-50.