Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 135
1.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматриваются основные особенности геополитического статуса Республики Саха (Якутия) как специфического актора геополитики через призму концепции "Леналенд". Актуальность темы заключается в росте значимости Якутии как во внутрироссийских геополитических процессах, так и в глобальных; в необходимости научного сопровождения политики региональных властей в аспекте геополитики, а также в научной неразработанности региональных геополитических характеристик республики. В ходе исследования основу методологии составили: классическая геополитическая теория, критический (внутренний) геополитический подход, органицистский подход, теория неоевразийства. Цель исследования - выявление основных геополитических характеристик Якутии для анализа её геополитического статуса, а также переосмысление понятия "Леналенд" в контексте современной российской геополитики. В ходе работы выявлено: географические особенности, влияющие на состояние республики как геополитического актора; вытекающие из данных особенностей геополитические вызовы и направления деятельности органов государственной власти. Понятие "Леналенд" переосмыслено от англо-саксонской трактовки на российскую теорию школы неоевразийства.
The article examines the key features of the geopolitical status of the Republic of Sakha (Yakutia) as a distinctive geopolitical actor through the lens of the "Lenaland" concept. The relevance of the topic lies in the growing importance of Yakutia in both intra-Russian and global geopolitical processes; the need for scholarly support of regional government policies in the context of geopolitics; and the underdevelopment of regional geopolitical characteristics of the republic in academic research. The study’s methodology is based on classical geopolitical theory, critical (internal) geopolitical approach, organicist approach, and the theory of Neo-Eurasianism. The research aims to identify Yakutia’s core geopolitical characteristics to analyze its geopolitical status and to reinterpret the concept of "Lenaland" within the framework of modern Russian geopolitics. The study reveals: geographical features influencing the republic’s role as a geopolitical actor; resulting geopolitical challenges; and strategic directions for state authorities. The concept of "Lenaland" is reinterpreted from its Anglo-Saxon classical geopolitical definition to a modern Russian geopolitical theory within the Neo-Eurasianist school.

Парфенова, О.А. Леналенд: анализ геополитического статуса Якутии в XXI веке / О. А. Парфенова, А. И. Николаев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2025. - N 3 (39). - С. 54-61. - DOI: 10.25587/2587-5612-2025-3-54-61
DOI: 10.25587/2587-5612-2025-3-54-61

2.

Количество страниц: 13 с.

В мировой и отечественной административной практике национальный район используется как одна из форм реализации государственной национальной политики по отношению к малочисленным народам. В настоящей статье авторы рассматривают основные концептуальные положения данной правовой формы, а также процесс ее становления в историческом и современном контексте. Достичь целевой установки позволяет комплексный подход. В частности, в статье широко используется системный подход для рассмотрения статуса национального района, его исторических и современных характеристик. На основе предшествующих исследований национальных районов, а также с привлечением материалов из политической жизни Республики Саха (Якутия) проведен анализ формирования статуса национального района. Предыдущий опыт продемонстрировал, что для поддержки малочисленных народов недостаточно формального декларирования новых административных единиц. Однако оно является первым шагом к общественному и социально-экономическому развитию района. В связи с этим актуальным становится поддержка государства национальных административно-территориальных образований, основная цель которых заключается в сохранении исконной культуры и традиционного образа жизни коренного населения, памятников истории и культуры народов Севера, развитии присущих региону видов хозяйственной деятельности.
In the global and local administrative practice, the national district is used as one of the forms of implementation of the state national policy in relation to ethnic minorities. In this article the authors consider the main conceptual provisions of this legal form, as well as the process of its formation in the historical and modern context. A comprehensive approach allows to achieve the goal of the article. In particular, the article makes extensive use of a systematic approach to consider the status of the national district, its historical and contemporary characteristics. Based on previous studies of national districts, as well as using materials from the political life of the Republic of Sakha (Yakutia), the analysis of the formation of the status of the national district was carried out. The previous experience has demonstrated that formal declaration of new administrative units is not enough to support ethnic minorities. However, it is the first step towards public and socio-economic development of the district. In this regard, state support for national administrative-territorial formations is vital. These formations are designed to preserve indigenous culture, the traditional way of life, and historical monuments of the northern peoples. They also promote the development of regionally specific economic activities.

Парфенова, О. А.
Национальный район арктической зоны Якутии: понятия и характеристики / О. А. Парфенова, А. П. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 164-176. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-164-176
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-164-176

3.

Количество страниц: 10 с.

Специфика ситуации в Республике Саха (Якутия) порождает необходимость обновления межкультурной политики, которая может служить ответом на вызовы этнического разнообразия. Вопрос обсуждается в рамках культурной устойчивости развития Арктики. Рассматривается потенциал межкультурной коммуникации для повышения устойчивости в условиях изменений в Арктическом регионе. Решение данной проблемы укажет на ключевую роль, которую неформальная межкультурная коммуникация должна играть в условиях гражданского общества в воспитании и интеграции граждан, проживающих в интернациональной среде. Тема статьи соответствует приоритетному направлению исследований этносоциального и этнокультурного развития северных (арктических) территорий, а также в области сохранения и развития арктических культур в условиях глобализационных процессов. Реализация ключевых идей статьи важна для решения многих задач социально-культурного развития Республики Саха (Якутия), а именно образовательных, межэтнических, интеграционных и т. п., поскольку результатом исследования будет выявление путей и предпосылок для эффективной реализации неформальной межкультурной коммуникации, направленной на интеграцию мигрантов в общество и на углубление и расширение их межкультурного общения с коренными гражданами РС (Я).
The specifics of the situation in the Sakha Republic (Yakutia) give rise to the need to update the intercultural policy, which can serve as a response to the challenges of ethnic diversity. The issue is discussed in the framework of cultural sustainability of the Arctic development. The potential of intercultural communication for increasing sustainability in the context of changes in the Arctic region is considered. The solution to this problem will indicate the key role that informal intercultural communication should play in the context of civil society in the education and integration of citizens living in an international environment. The topic of the article corresponds to the priority area of research in the ethno-social and ethno-cultural development of the northern (Arctic) territories, as well as in the field of preservation and development of cultures of the North-East of the Russian Federation in the context of globalization processes. The implementation of the main concepts of this article is of great importance for solving various socio-cultural problems of the Republic of Sakha (Yakutia), including those related to education, interethnic relations and integration. The results of the study will help to identify ways and prerequisites for the effective use of informal intercultural communication. This kind of communication will be aimed at the integration of migrants into society, as well as promote more profound and extended intercultural interaction with the indigenous residents of the Republic of Sakha (Yakutia).

Корякина, А. А.
Неформальная межкультурная коммуникация в условиях арктического региона / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 134-143. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-134-143
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-134-143

4.

Количество страниц: 12 с.

В данной статье исследованы основные направления сотрудничества России и Китайской Народной Республики в Арктическом регионе. В новых геополитических условиях, санкциях, ухудшения отношений с западными странами, Россия переориентировала внешнюю политику со странами Азии и Глобального Юга. Для поддержания стабильности и развития экономики необходимо решить внутренние задачи развития регионов. Наиболее важными с точки зрения социально-экономических и геополитических факторов являются такие макросубъекты, как Дальний Восток и Арктика. Были созданы отдельные институты управления - Министерство Дальнего Востока и Арктики, Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики. Принимаются нормативно-правовые акты, касающиеся развития данных регионов. Реализуются крупнейшие инвестиционные проекты, в которые вкладывают средства зарубежные инвесторы, в том числе китайские. В последние годы Китай ведет активную внешнюю политику в арктическом регионе. Растет заинтересованность в освоении Северного морского пути и Северо-Западного пути. Китай является с 2013 г. страной-наблюдателем в Арктическом совете, у него есть свои интересы в правовом определении морских вод Арктики. Наращивается научное взаимодействие с арктическими странами в области изучения изменения климата и наблюдения за северным сиянием. В последние годы Россия и Китай усиливают межгосударственное взаимодействие в различных сферах. Наиболее результативным направлением на сегодня выглядит взаимодействие в энергетической сфере, например, проект ЯМАЛ СПГ. Перспективными выглядят направления в вопросе строительства атомных ледоколов и совместном развитии Северного морского пути. Также ожидается вклад Китая в инвестиционные проекты на Дальнем Востоке, среди которых стоит выделить территории опережающего развития. Для Республики Саха (Якутия) наиболее важным является строительство Ленского моста, который должен соединить транспортные пути на Дальнем Востоке, Восточной Азии и в Арктике.
This article examines the main areas of cooperation between Russia and the People’s Republic of China in the Arctic region. In the new geopolitical conditions, sanctions, deterioration of relations with Western countries, Russia has reoriented its foreign policy with the countries of Asia and the Global South. To maintain stability and develop the economy, it is necessary to solve internal problems of regional development. The most important from the point of view of socio-economic and geopolitical factors are such macro-entities as the Far East and the Arctic. Separate management institutions have been established - the Ministry for the Far East and the Arctic, the Corporation for the Development of the Far East and the Arctic. Regulatory and legal acts concerning the development of these regions are being adopted. The largest investment projects are being implemented, in which foreign investors, including Chinese ones, invest. In recent years, China has been pursuing an active foreign policy in the Arctic region. There is a growing interest in the development of the Northern Sea Route and the Northwest Route. As an observer country in the Arctic Council since 2013, China has its own interests in the legal definition of Arctic sea waters. Scientific cooperation with Arctic countries in the field of climate change and northern lights observation is increasing. In recent years, Russia and China have been strengthening interstate cooperation in various areas. The most effective area today seems to be cooperation in the energy sector, forexample, the YAMAL LNG project. The areas of construction of nuclear icebreakers and joint development of the Northern Sea Route seem promising. China is also expected to contribute to the development of investment projects in the Far East, among which it is worth highlighting the territories of advanced development. For the Republic of Sakha (Yakutia), the most important project is the construction of the Lena Bridge, which should connect transport routes in the Far East, East Asia and the Arctic.

Григорьев, Н. А.
Российско-китайское сотрудничество в Арктике / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. - 2024. - N 4 (38). - С. 110-121. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-110-121
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-4-110-121

5.

Количество страниц: 15 с.

В данной статье исследуется политика развития Российской Арктики в форме становления институтов управления. В рамках федеративного устройства нашей страны актуализируется реализация региональной политики местных территорий. В 2000-е гг. актуализировался адресный, компенсаторский подход, где выделяются наиболее перспективные макро субъекты. Особенно обозначены Дальний Восток и Арктический регион по причине совокупности социально-экономических факторов, природно-климатических условий, транспортной инфраструктуры, геополитического положения. В области нормативно-правовой сферы были приняты стратегии, концепции, постановления развития Арктического региона. Наблюдается оформление институционального управления в виде создания отдельных органов власти. До середины2000-х гг. функции по развитию Арктики дублировались в различных федеральных ведомствах. В 2014 г. создается отдельная Государственная комиссия по развитию Арктики. В 2019 г. к ранее функционировавшему Министерству по развитию Дальнего Востока Российской Федерации добавляются задачи развития Арктики. Также функционирует отдельная государственная Корпорация по развитию Дальнего Востока и Арктики, отвечающая за инвестиционный потенциал. Эффективность арктической политики зависит также от четкого определения и разделения функций и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Региональная политика является интегрирующим фактором во взаимодействии двух уровней власти, что положительно влияет на общее экономическое развитие страны и федеративных отношений
This article examines the development policy of the Russian Arctic in theform of the formation of governance institutions. Within the framework of the federal structure of our country, the implementation of regional policy of local territories is being updated. In the 2000s, the targeted, compensatory approach was updated,where the most promising macro-subjects are identified. The Far East and the Arctic region are especially noted due to the combination of socio-economic factors,natural and climatic conditions, transport infrastructure, and geopolitical position.In the field of regulatory and legal sphere, strategies, concepts, and regulations for the development of the Arctic region were adopted. The formation of institutional management in the form of the creation of separate authorities is observed. Until themid-2000s, the functions of developing the Arctic were duplicated in various federal departments. In 2014, a separate State Commission for the Development of the Arctic was created. In 2019, the previously functioning Ministry for the Development of the Russian Far East was supplemented with the tasks of developing the Arctic.There is also a separate state Corporation for the Development of the Far East and Arctic, responsible for investment potential. The effectiveness of Arctic policy also depends on a clear definition and division of functions and powers between federal and regional authorities. Regional policy is an integrating factor in the interaction of the two levels of government, which has a positive effect on the overall economic development of the country and federal relations

Григорьев, Н. А.
Развитие институционального управления Арктическим регионом России / Н. А. Григорьев ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2024. - N 3 (37). - С. 108-122. - DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122
DOI: 10.25587/2310-5453-2024-3-108-122

6.

Ответственность: Окорокова Матрена Павловна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

В статье рассматривается вопрос о политической социализации молодежи и подрастающего поколения по средствам реализации их инициатив в профилированных общественных организациях, а также анализируется влияние детских и молодежных организаций на развитие политической системы российского общества. Описываются модели, пути, механизмы и тенденции данного влияния.
The article deals with the issue of the political socialization of youth and the younger generation through the implementation of their initiatives in profiled public organizations, and also analyzes the influence of children’s and youth organizations on the development of the political system of Russian society. Models, ways, mechanisms and tendencies of this influence are described.

Иванов, А. Г.
Роль и место детских и молодежных организаций в развитии политической системы современного российского общества / А. Г. Иванов ; научный руководитель М. П. Окорокова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 60-64.

7.

Количество страниц: 7 с.

Молодежные объединения являются объектом и субъектом государственной молодежной политики. В статье рассматриваются молодежные объединения России разных времен, а именно ВЛКСМ и "Движение Первых". В качестве метода исследования был использован сравнительный анализ, выявлены основные сходства и различия принципов работы объединений, изучено влияние государства на проведение молодежной политики в стране. В ходе исследования были использованы опубликованные работы по различным аспектам темы исследования. Статья представляет собой обзор на деятельность двух молодежных движений на конкретном примере двух молодежных объединений разного времени. В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что "Движение Первых" является современным преемником ВЛКСМ. В работе использованы действующие нормативные документы, а именно Устав ВЛКСМ от 1962 г. и Устав "движения Первых" от 2024 г. В ходе работы выделены основные аспекты осуществления деятельности ВЛКСМ и "Движения Первых". В заключении выделяются ключевые особенности деятельности двух изученных молодежных объединений, дается характеристика участия государства в их деятельности. Выдвинутая в ходе исследования гипотеза подтверждается. Работа является обзорным исследованием в области истории, политологии и государственной молодежной политики.
The article describes the youth movements of Russia from different times, namely the Komsomol and the All-Russian public-state movement of children and youth "Movement of the First" using the method of comparative analysis. In this research we analyzed young movements’ evolution state role in history of the USSR, later in history of Russian Federation. As a materials for better research we used published articles about parts of topic. Youth policy of different periods of our country is mixed with historical events and with changing of government in our country. As a hypothesis of this research we consumed that "Movement of the First" is modern version of Komsomol that supports traditional values among the younger generation. These movements are one of the engines of youth policy. History of youth policy in Russia has main periods: Komsomol and communism among young people, the collapse of the USSR and uncertainty and newest period - a time of challenges and threats to the country’s traditional values.

Дьячковская, А.-М. Г.
Историко-сравнительный анализ молодежных объединений в России (на примере ВЛКСМ и "Движения Первых") / А.-М. Г. Дьячковская, С. К. Шишкина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет, Институт языков и культуры народов Северо-Востока Российской Федерации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 3 (35). - С. 95-101. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-95-101
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-95-101

8.

Количество страниц: 6 с.

В статье освещается роль цифровизации в молодежной политике, своеобразие нынешнего молодого поколения, важные направления в реализации молодежной политики для привлечения перспективных кадров. В условиях стремительного развития цифровых технологий, именно цифровизация оказывает значительное влияние на молодежь. В современном обществе цифровизация охватывает практически все сферы влияния и молодежь не является исключением. Данное направление предоставляет новые перспективы развития для взаимодействия, образования и самореализации молодого поколения. В работе рассматривается роль цифровых технологий в формировании ценностных ориентиров и предпочтений молодежи, а также влияние цифровых платформ на процесс разработки и реализации молодежной политики. Особое внимание уделяется вопросам цифрового неравенства, безопасности в интернете и цифровой грамотности молодежи. Исследование подчеркивает необходимость интеграции цифровых инструментов в механизмы молодежной политики для повышения ее эффективности и адаптации к современным реалиям. Авторы дают рекомендации по дальнейшему развитию цифровизации в сфере молодежной политики. Молодежная политика представляет собой систему мер и инициатив, направленных на создание условий для полноценного развития молодежи, ее социального становления и интеграции в общество. Основные цели молодежной политики заключаются в содействии формированию активной гражданской позиции, поддержке самореализации молодежи в образовательной, профессиональной и культурной сферах, а также в защите прав и интересов молодых людей. Программы молодежной политики ориентированы на развитие лидерских качеств, повышение уровня трудовой занятости, укрепление нравственных и культурных ценностей, а также на участие молодежи в волонтерских и социальных проектах. Важную роль играет внедрение цифровых технологий, которые способствуют доступу к образованию и информации, а также расширяют возможности для саморазвития и профессионального роста. Таким образом, молодежная политика является важным инструментом, способствующим устойчивому развитию общества через создание условий для всестороннего развития молодежи и ее активного участия в социально-экономической и культурной жизни страны.
This article context of rapid technological development, digitalization significantly influences the shaping of guidelines for youth policy. In modern society, digitalization encompasses almost all areas of young people’s lives, providing new opportunities for interaction, education, and self-realization. This paper examines the role of digital technologies in shaping the values and preferences of youth, as well as the impact of digital platforms on the process of developing and implementing youth policies. Special attention is given to issues of digital inequality, online safety, and digital literacy among young people. The study highlights the need to integrate digital tools into youth policy mechanisms to enhance its effectiveness and adapt to contemporary realities. The authors provide recommendations for the further development of digitalization in the field of youth policy. Youth policy represents a system of measures and initiatives aimed at creating conditions for the full development of young people, their social formation, and integration into society. The main goals of youth policy are to promote the formation of an active civic position, support the self-realization of youth in educational, professional, and cultural spheres, as well as to protect the rights and interests of young people. Youth policy programs are focused on developing leadership qualities, increasing employment levels, strengthening moral and cultural values, and encouraging youth participation in volunteer and social projects. The implementation of digital technologies plays an important role, as they facilitate access to education and information and expand opportunities for self-development and professional growth. Thus, youth policy is a crucial tool that contributes to the sustainable development of society by creating conditions for the comprehensive development of youth and their active participation in the socio-economic and cultural life of the country.

Ким-Кимэн, А. Н.
Роль цифровизации в формировании ориентиров молодежной политики / А. Н. Ким-Кимэн, П. В. Капралов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 3 (35). - С. 76-81. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-76-81
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-76-81

9.

Количество страниц: 8 с.

Научных работ, посвященных изучению геополитической направленности регионального аспекта, а именно геополитике Республики Саха (Якутия), сейчас крайне мало. А в условиях современного российского федерализма, который благоприятствует развитию регионализма, появление научных работ геополитической направленности регионального аспекта является актуальной и полезной для будущих исследований. Данная статья имеет цель исследовать пространственное представление народа саха на примере центральных улусов Якутии. Цель исследования достигается путем решения следующих задач: выявление принадлежности народа саха к определенному типу пространственного представления, объяснение причин формирования пространственного представления народа саха, а также исследование влияния этого самого типа пространственного представления на народ саха в современное время. В данной статье используется исторический, сравнительно-исторический и логически-сравнительный методы научного исследования. По результатам исследования, принадлежность народа саха к определенному типу пространственного представления была выявлена посредством анализа исторических и географических факторов развития этого народа. Таким же образом были найдены и корни формирования выявленного типа пространственного представления. Также в статье кратко описано влияние пространственного представления на народ саха в современное время.
There are very few scholarly works of geopolitical orientation of the regional aspect, namely on the geopolitics of the Republic of Sakha (Yakutia). In the conditions of modern Russian federalism, which favors the development of regionalism, the emergence of scholarly works of geopolitical orientation of the regional aspect is relevant and useful for future research. This article aims to investigate the spatial representation of the Sakha people on the example of the central districts of Yakutia. The purpose of the research is achieved by solving the following tasks: to identify the Sakha people’s belonging to a certain type of spatial representation, to explain the reasons for the formation of the Sakha people’s spatial representation, and to study the influence of this very type of spatial representation on the Sakha people in modern times. This article uses historical, comparative-historical and logical-comparative methods of research. According to the results of the research, the Sakha people’s belonging to a certain type of spatial representation was revealed by analyzing the historical and geographical factors of their development. In the same way, the roots of the formation of the identified type of spatial representation were found. The article also briefly describes the influence of spatial representation on the Sakha people in modern times.

Парфенова, О. А.
Пространственное представление народа саха на примере центральных улусов Республики Саха (Якутия) / Парфенова О. А., Николаев А. И., Слепцова К. Ю. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024, N 2 (34). - С. 50-57. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-2-50-57
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-2-50-57

10.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье рассматривается проблема развития кадрового потенциала муниципальной молодежной политики. Автор исследует качественный состав кадрового потенциала молодежной политики, а также анализирует реализацию Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации на муниципальном уровне.
This article deals with the problem of the development of the personnel potential of the municipal youth policy. The author examines the qualitative composition of the personnel potential of youth policy, and also analyzes the implementation of the Concept of the development of the personnel potential of youth policy in the Russian Federation at the municipal level.

Семенова, Л. Н.
Пути развития кадрового потенциала муниципальной молодежной политики / Л. Н. Семенова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Аргуновские чтения - 2023 : материалы IX Международной конференции (workshop), посвященной обсуждению "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г.). - Якутск : НБ РС (Я), 2023. - (Культура Арктики ; вып. 14). - С. 444-447.