Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 372
1.

Ответственность: ответственный редактор доктор исторических наук М. М. Хатылаев

Издательство: Наука

Год выпуска: 2003

Количество страниц: 178 с.

В монографии впервые освещаются процессы количественных и качественных изменений в городском населении Якутии в условиях интенсивного промышленного освоения (конец 50-х — 80-е гг. XX в.) во всех видах движения этого населения — естественного, миграционного, социального, а также выявляются общее и особенное в региональном аспекте. На основе показателей естественного, но в большей степени механического движения населения, условий труда и быта рассматривается проблема влияния интенсивного промышленного освоения на демографическую и социально-экономическую ситуацию в республике

Лаппарова, Ирина Федоровна.
Городское население Якутии в условиях интенсивного промышленного освоения : (конец 50-х - 80-е гг. XX в.) = Urban population of Yakutia in the intensive industrial development : историко-демографический аспект / И. Ф. Лаппарова ; ответственный редактор доктор исторических наук М. М. Хатылаев ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт проблем малочисленных народов Севера. - Новосибирск : Наука, 2003. - 163. [5] с.

3.

Количество страниц: 8 с.

В статье представлены результаты эмпирического исследования полоролевых стереотипов школьников восьмых классов, обучающихся в классах с раздельным и совместным обучением. Применялся следующий блок методик: опросник "Я женщина / мужчина" Л. Н. Ожиговой для определения когнитивного компонента половой идентичности в структуре развития личности, позволяющий изучить не только особенности личности, но и степень подверженности полоролевым стереотипам; полоролевой опросник С. Бем, способствующий выявлению степени андрогинности, маскулинности, фемининности личности. На обследуемой выборке установлено различие в стереотипах мужчин / женщин подростков, проходящих раздельное и смешанное обучение в школе. Данный факт может свидетельствовать о более резком разграничении полоролевых характеристик у школьников 14-16 лет, проходящих обучение в однородной по признаку пола группе, и о наличии у них более чётких представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях. Школьники, обучающиеся в классах со смешанным обучением, имеют более андрогинные полоролевые стереотипы. И, наоборот, подростки, обучающиеся в классах с раздельной формой обучения, имеют более выраженные полоролевые стереотипы: мальчики – более маскулинные, девочки – более фемининные. В статье даны рекомендации и обозначены перспективы исследования, в частности изучения взаимосвязи содержания стереотипов и представлений о половых ролях родителей, значимых взрослых, мотивации родителей выбора той или иной формы обучения для ребенка, то есть включением в анализ более широкого контекста социализации (семья, ближайшее окружение, СМИ, в частности, интернет).
The article presents the results of an empirical study of gender stereotypes of eighth-grade schoolchildren studying in single-gender and co-educational classes. The following set of methods was used: the questionnaire "I am a woman / a man" by Ozhigova to determine the cognitive component of gender identity in the structure of personality development, which allows studying not only personality traits, but also the degree of susceptibility to gender stereotypes; the gender role questionnaire by Bem, which helps to identify the degree of androgyny, masculinity, and femininity of a personality. The sample examined revealed a difference in the stereotypes of male / female adolescents studying in single-gender and co-educational classes at school. This fact may indicate a sharper distinction between gender characteristics in 14-16-year-old schoolchildren studying in a gender-homogeneous group and that they have clearer ideas about the different sexes, their social functions and characteristics. Schoolchildren studying in classes with mixed education have more androgynous gender role stereotypes. And, conversely, teenagers studying in classes with single-gender education have more pronounced gender role stereotypes: boys are more masculine, girls are more feminine. The article provides recommendations and outlines the prospects for research, in particular, the study of the relationship between the content of stereotypes and ideas about the gender roles of parents, significant adults, the motivation of parents to choose one or another form of education for a child, that is, the inclusion in the analysis of a broader context of socialization (family, immediate environment, media, in particular the Internet).

Мельникова, Н. М. Специфика полоролевых стереотипов подростков в условиях раздельного обучения / Н. М. Мельникова, С. И. Афанасьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 159-166. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-159-166
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-159-166

4.

Количество страниц: 11 с.

В статье в качестве дискурса анализируются исследования современных ученых по проблеме формирования ценностей в современной России с учетом реалий времени, геополитических изменений и трансформационных процессов, отражающиеся на ценностных основах молодежи. Представлен опыт просветительских и образовательных организаций Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию ценностных основ семьи и семейного воспитания, таких как республиканский семейный чемпионат, посвященный Году семьи и детства; хоровая деятельность, раскрывающая самобытность русской ямщицкой культуры; социальная помощь и психолого-педагогическая поддержка кочевых семей; опыт этнопедагогического воспитания и взаимодействия с семьей школ города Якутска; комплекс мероприятий, направленный на поддержку, консультирование, укрепление молодых студенческих семей Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Авторы акцентируют внимание на том, что, именно молодое поколение представляет будущее развитие страны в контексте сохранения культурной и национальной идентичности, в основе которой духовно-нравственные и моральные ценности. В связи с чем проведено эмпирическое исследование по изучению семейных ценностей у студентов СВФУ. В опросе (анкетировании) приняли участие студенты педагогических направлений, в количестве 220 респондентов. По результатам исследования установлены: положительное отношение к институту семьи, предпочтение юридически зарегистрированного брака, оптимальный возраст для создания семьи, планируемое количество детей, приоритет семейных ценностей среди студентов, таких как любовь, здоровье, образование, взаимопомощь и взаимоуважение, трудолюбие и ответственность, справедливость и честность, уважение к старшим и традициям семьи.
As a discourse, the article analyzes the research of modern scholars on the problem of value formation in modern Russia, taking into account the realities of the time, geopolitical changes and transformational processes that affect the value foundations of youth. The experience of educational and educational organizations of the Sakha Republic (Yakutia) on the preservation and development of the value foundations of family and family education, such as: the republican family championship dedicated to the Year of Family and Childhood; choral activities revealing the identity of the Russian yamschik coachmen culture; social assistance and psychological and pedagogical support for nomadic families; experience of ethnopedagogic education and interaction is presented with a family of schools in Yakutsk; a set of measures aimed at supporting, advising, and strengthening young student families of the Teacher Training Institute of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. The author focuses on the fact that it is the younger generation that represents the future development of the country in the context of preserving cultural and national identity, which is based on spiritual, moral and moral values. In this connection, an empirical study was conducted on the study of family values among the NEFU students. The survey (questionnaire) was attended by students of pedagogical fields, in the number of 220 respondents. The results of the study revealed: a positive attitude towards the institution of the family, preference for a legally registered marriage, the optimal age for starting a family, the planned number of children, the priority of family values among students such as: love, health, education, mutual assistance and mutual respect, hard work and responsibility, justice and honesty, respect for elders and family traditions.

Алексеева, И. С. Традиционные и семейные ценности в представлении студентов / И. С. Алексеева, С. А. Филин ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - N 4 (36). - С. 7-17. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-7-17
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-7-17

5.

Ответственность: Боякова Сардана Ильинична (Редактор), Подойницына Ирина Ивановна (Автор обозрения, рецензии), Антонов Егор Петрович (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: ИГИиПМНС СО РАН

Год выпуска: 2021

Сборник научных статей подготовлен на основе материалов Всероссийской научнопрактической конференции "Социально-экономическое развитие Северо-востока России в XIX - начале XXI вв.: исторический опыт, дискуссии, новые подходы", состоявшейся 2021 сентября 2021 г., где были представлены проблемы экономического и социокультурного развития Крайнего Севера и Дальнего Востока в широкой исторической ретроспективе и перспективе. Издание адресовано специалистам по истории, этнографии, экономике, социологии, студентам и преподавателям, всем интересующимся историей и современным состоянием социально-экономического развития северных территорий.

Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в XIX - начале XXI вв.: исторический опыт, дискуссии, новые подходы : сборник научных статей / ответственный редактор доктор исторических наук С. И. Боякова ; [cоставитель А. И. Архипова ; рецензенты: И. И. Подойницына, Е. П. Антонов]. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2021. - 1 файл (153 с.; 5,8 Мб). - ISBN: 978-5-902198-58-1

6.
Автор:
Михайлова Тамара Михайловна

Издательство: Academia

Год выпуска: 1999

Количество страниц: 188 с.

7.

Количество страниц: 7 с.

Проблема реструктуризации моногородов является сегодня для России чрезвычайно острой в социальном, экономическом, политическом плане. Это проблема, прежде всего, социокультурных институтов и качества социокультурной среды. Суть проблемы заключается в устаревшей технико-технологической базе, неразвитости малого и среднего бизнеса, низком уровне и качестве жизни, слабой мобильности человеческого капитала. невостребованности инноваций. Прежде чем говорить о инновационном развитии, выводящем к цивилизационному фронтиру, необходимо освоить передовые практики, заложить инфраструктуру, делающую возможным реализацию инновационных проектов. Любой инвестиционный проект должен быть привлекательным, учитывать возможные риски, прежде всего в социокультурной среде. Поэтому проблема моногородов, особенно в российских условиях, – это, прежде всего, проблема реализации внятной социальной политики, системно развертываемой на корпоративном и региональном уровнях. Исследование социального самочувствия населения в условиях трансформации северных монопоселений позволит оптимизировать отношения с местными органами власти и общественностью, создаст предпосылки конструктивного общественного диалога и консолидации общества. Обобщение такого опыта даст конкретную технологию, выявляющую возможные потенциалы для формирования городов нового поколения.
The problem of restructuring of monocity is extremely acute for Russia today. This is a problem fi rst of all, social and cultural institutions and quality of social and cultural environment. Its essence lies in the obsolete technological base, lack of development of small and medium business, the low level and quality of life, the weak mobility of human capital, the lack of demand innovation. Research on the social well-being of the population in the conditions of transformation of the North mono-settlements will allow to optimize relations with local authorities and the public, will create the preconditions for a constructive public dialogue and consolidation of the society. A generalization of such experience will give a specific technology that identifi es possible potentials for the formation of new generation cities.

Ермолаев, Т. С. Северный моногород: контуры исследовании / Т. С. Ермолаев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 66-72.

8.

Количество страниц: 2 с.

В статье дается рецензия на монографию Л. В. Намруевой, посвященной вопросу этнической социализации молодежи Калмыкии. Автор – В. Намруева, кандидат социологических наук, доцент, заведующая отделом социально-политических и экологических исследований КИГИ РАН.

Винокурова, Д. М. Рецензия на монографию Л. В. Намруевой "Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000–2010-х гг.)" / Д. М. Винокурова, А. Г. Томаска ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 2 (15). - С. 115-116.

9.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена современным формам и практикам конструирования мемориального пространства на уровне локальных / местных сообществ Республики Саха (Якутия). На основе эмпирических материалов, собранных во время полевых исследований в Чурапчинском улусе (сентябрь 2016 г.), автор анализирует многообразие мест памяти и исторических нарративов, тесно связанных общими представлениями и воспоминаниями о прошлом; каналы трансляции социальной и исторической памяти: топографические точки, имеющие символический контекст; меморативные монументы и комплексы. Особо выделена тема насильственного переселения жителей Чурапчинского улуса в заполярные районы Якутии в годы Великой Отечественной войны (1942-1944 гг.), отношение к которому в настоящее время образует форму травматической памяти членов современного социума.
The article is devoted to the modern forms and practices of constructing memorial space at the level of local communities in the Sakha Republic (Yakutia). On the basis of empirical material collected during field research in Churapcha ulus in September, 2016, the author analyzes the wide variety of places of memory and historical narratives closely connected by common beliefs and memories of the past; channels of broadcasting social and historical memory: topographical points having a symbolic context; memorative monuments and complexes. Special emphasis is put on the subject of forced resettlement of Churapcha ulus residents into the polar regions of Yakutia during the Great Patriotic War in 1942-1944, the relationship to which at the present time forms traumatic memory for the members of modern society.

Игнатьева, В. Б. Чурапча на девяти холмах: топография и нарративы коллективной памяти / В. Б. Игнатьева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 4 (17). - С. 48-52.

10.

Количество страниц: 4 с.

Предметом обсуждения являются места памяти, формирующие идентичности молодежи в региональных и локальных сообществах, создающие образы будущего региона. Описываются некоторые отдельные особенности региона: промышленное развитие, социально-демографические характеристики. Приводится функциональный анализ места памяти - карьера "Мир", признанного локальным сообществом алмазодобывающего региона. Автор приходит к предположению о возникновении проблем в преемственности поколений. Однако разрыв поколений в данном случае характеризует социальную детерминированность, избирательный характер памяти и особенности социально-политического и социокультурного пространства. Это явление "символично по определению, поскольку, благодаря событию или опыту, пережитому небольшим числом лиц, оно характеризует большинство, которое в нем не участвовало".
The subject of discussion is the question of formation of youth identity in regional and local communities in light of memory forming the future image of the region. It describes some of the individual characteristics of the region: industrial development, socio-demographic characteristics. A functional analysis of the memory place of the Mir mine, as recognized by the local community of the main diamond-mining region Mirny, is carried out. The author identified conceptions of memory places differing between generations. However, the generation gap in this case is characterized by social determinism, the selective nature of memory and features of the socio-political and socio-cultural space, "... but it is also symbolic, since it characterizes, by referring to events or experiences shared by a small minority, a larger group that may not have participated in them".

Томаска, А. Г. Место памяти и идентичность молодежи Мирнинского района Республики Саха (Якутия) / А. Г. Томаска ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2016, N 4 (17). - С. 52-55.