Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 72
1.

Количество страниц: 10 с.

Актуальность темы обусловлена тем, что деятельность Якутского отдела Императорского православного палестинского общества и в целом православных организаций на рубеже XIX–XX вв. до сих пор остается малоизученной. Исследование исторического опыта такого религиозного коммуникативного сообщества в многонациональном Ленском крае имеет огромное научное и общественное значение, а также позволяет установить характер взаимоотношений не только между государством и Православной Церковью, но и между институтом священнослужителей и прихожанами. Интерес представляет также деятельность религиозных интеллектуалов — авторов текстов, в том числе и на якутском языке, и энтузиастов-просветителей, благодаря усилиям которых успешно функционировали данные объединения. Якутский отдел Императорского православного палестинского общества стал первым региональным объединением в Российской империи, организованным по инициативе епископа Якутского и Вилюйского Мелетия (Михаила Козьмича Якимова) (1835–1900) и губернатора Якутской области В. Н. Скрыпицына. Особое внимание в статье уделено поездкам из Ленского края в Грецию и Палестину якутского паломника Петра Фрументьевича Андросова (1834–1901)

Антонов, Е. П. Якутский отдел Императорского православного палестинского общества (1893–1917 гг.) как коммуникативное сообщество / Е. П. Антонов // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 16-23.
DOI: 10.24412/2686-9497-2021-11-12-57-66

2.

Количество страниц: 16 с.

Антонов, Е. П. Взгляды П. А. Ойунского на религию : (публикация документа) / Е. П. Антонов, кандидат исторических наук, исполняющий обязанности заведующего отделом ИГИ АН РС (Я) // Якутский архив. – 2003. – N 3-4 (11). – С. 49-64.

3.

Количество страниц: 8 с.

Антонов, Е. П. Роль православия в развитии просвещения и формировании интеллигенции Якутии / Е. П. Антонов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. – 2015. – N 11. – С. 30-37.

4.

Количество страниц: 8 с.

В статье представлены результаты социологических исследований, проведенных в рамках подготовки этнологической экспертизы в Садынском эвенкийском национальном наслеге Мирнинского района Республики Саха (Якутия). В частности, выявлены религиозные предпочтения жителей наслега с использованием качественных и количественных методов. Показано как исторические события влияли на религиозные процессы, происходящие в сообществе садынских эвенков. Автор заключает, что среди эвенкийского населения наблюдается религиозная маргинальность, так как данное сообщество находится на границе трех культур: традиционной эвенкийской, языческой якутской и православной русской.

Астахова, И. С. Религиозная ситуация в эвенкийских поселениях Якутии (на примере Садынского эвенкийского национального наслега) / И. С. Астахова // Гуманитарные науки в Якутии: исследования молодых ученых. - 2020. - С. 112-118.

5.
Автор:
Бондарев Виталий Александрович

Количество страниц: 11 с.

В публикации на примере колхозной деревни Дона, Кубани и Ставрополья анализируется отношение сельского населения к православной обрядности как свидетельство результативности антирелигиозной политики в Советском Союзе в 1930-х гг. Актуальность заявленной темы обусловлена наличествующими в историографии лакунами: в научной литературе недостаточно подробно освещен вопрос приверженности сельского населения православной традиции в 1930-х гг. Принимая во внимание цель исследования, автор статьи ставит перед собой следующие задачи: обозначить мотивы усиления антирелигиозной работы в СССР в эпоху Һвеликого переломаһ; выявить причины, в той или иной мере затруднявшие реализацию антирелигиозных инициатив большевиков и снижавшие их результативность; установить и рассмотреть конкретные проявления религиозных настроений и сохранения православной обрядности в колхозной деревне 1930-х гг. Проведенное исследование позволило достичь ряда результатов: отмечены причины серьезной активизации антирелигиозной работы, ее направления и методы в СССР в указанный период времени; на основе широкого круга источников, центральными элементами которого выступают архивные документы и материалы, установлены факторы, в той или иной мере препятствовавшие мероприятиям большевиков по борьбе с религией и Церковью и способствовавшие сохранению религиозных воззрений в колхозной деревне; выявлены сферы сельской жизни на Юге России, отличавшиеся наличием православной обрядности, а также степень приверженности таковой со стороны жителей села

Бондарев, В. А. Православная обрядность в колхозной деревне 1930-х гг. (на материалах Юга России) / В. А. Бондарев // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 16-23.
DOI: 10.24412/2686-9497-2021-11-12-67-77

6.

Количество страниц: 31 с.

Статья посвящена жизненному пути и деятельности по организации грекокатолических общин в России бывшего священника Нижегородской епархии Русской Православной Церкви Алексия Зерчанинова. За годы служения клирик был неоднократно преследуем как царским правительством, так и советскими властями, однако его деятельность привела к некоторому росту количества грекокатолических общин в первые два десятилетия ХХ в. Зерчанинов часто смешивал восточный и западный обряды в своих богослужениях, за что подвергался резкой критике со стороны церковного руководства и других священников. Благодаря недавно опубликованным документам, образ Алексия Зерчанинова существенно дополняется, что позволяет сделать более глубокое исследование его личности, мировоззрения и характера

Бочков, П. В. Жизненный путь и деятельность прелата Алексия Зерчанинова, бывшего священника Русской Православной Церкви, организатора русских униатских общин / П. В. Бочков // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 65-95.
DOI: 10.24412/2686-9497-2022-15-16-65-95

7.

Количество страниц: 4 с.

Боякова, С. И. Миссионерская деятельность Русской православной церкви на Северо-Востоке Азии в XIX - начале XX века / С. И. Боякова, кандидат исторических наук, руководитель центра ИГИ АН РС (Я) // Якутский архив. – 2003. – N 3-4 (11). – С. 134-137.

8.

Количество страниц: 4 с.

Готовя умершего к погребению, якуты как будто собирали его в дальнюю поездку. На это указывает одевание покойного в походную одежду, снабжение его запасом пищи, сменной одеждой и т. д. Влиятельные умершие отправлялись в последний путь в сопровождении лошади и слуги. Мир мертвых был где-то на Западе и был устроен так же, как социокультурное устройство земной жизни живых.
Yakuts served the deceased as for a distant journey: dressed in road clothes, supplied with a food reserve, changing clothes, etc. The influential deceased went to a final journey accompanied by a horse and the servant. The world of the dead was somewhere in the West and was arranged in the same way as the sociocultural arrangement of earthly life of the living.

Бравина, Р. И. Представления якутов о загробном мире : (по фольклорным, этнографическим и археологическим источникам) / Р. И. Бравина // Интеграция археологических и этнографических исследований. — Иркутск : Иркутский государственный технический университет ; Омск : Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН, 2013. — Т. 2. — С. 163-166.

9.

Количество страниц: 6 с.

Цель исследования - определение специфики эвенкийских антропонимических традиций, связанных с шаманизмом. Научная новизна обусловлена темой исследования - в публикации впервые рассматривается шаманский антропонимикон эвенков в сюжетах о шаманах различных жанров эвенкийского фольклора и исторических документах. На основе шаманской лексики различных групп эвенков, опубликованной в изданиях словарей тунгусо-маньчжурских языков, приводятся значения имен фольклорных персонажей и исторических лиц, представляющие собой дословные или образные характеристики служителей древнего культа. В результате проведенного исследования автор приходит к заключению о том, что антропонимические традиции эвенков свидетельствуют о большой роли шаманизма в этнической среде: в именах эвенкийских шаманов отражены уникальные характеристики и функциональные обязанности служителя культа; шаманский антропонимикон эвенков демонстрирует специфику словообразования в агглютинативных языках и является отражением мировоззренческих и социальных традиций эвенков.

Варламов, А. Н. Шаманский антропонимикон в сюжетах эвенкийского фольклора и исторических документах / А. Н. Варламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, N 11. – С. 3515-3520
DOI: 10.30853/phil20220595

10.

Ответственность: Секова Юлия Александровна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Варламова, Т. Ю. Якутский и бурятский шаманизм: сходства и отличия / Т. Ю. Варламова ; научный руководитель Ю. А. Секова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 15 (33). - C. 168-170.