Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 2918
1.
Авторы:
Оловин Борис Александрович, Медведев Борис Александрович

Ответственность: Губанов Б. А. (Редактор)

Издательство: Наука. Сибирское отделение

Год выпуска: 1980

Количество страниц: 52 с.

Оловин, Борис Александрович.
Динамика температурного поля плотины Вилюйской ГЭС / Б. А. Оловин, Б. А. Медведев ; ответственный редактор Б. А.Губанов ; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Институт мерзлотоведения. - Новосибирск : Наука. Сибирское отделение, 1980. - 48 с.

2.
Автор:
Гайдаенко Евгений Исидорович

Издательство: Институт мерзлотоведения СО РАН

Год выпуска: 1979

Количество страниц: 40 с.

Гайдаенко, Евгений Исидорович.
Временные рекомендации по проектированию и устройству буронабивных свай в вечномерзлых грунтах / Е. И. Гайдаенко ; Академия наук СССР, Сибирское отделение, Институт мерзлотоведения. - Якутск : Институт мерзлотоведения СО РАН, 1979. - 34 с.

3.
Автор:
Сеченов Иван Михайлович

Издательство: Издательство Академии Наук СССР

Год выпуска: 1956

Серия, номер выпуска: Т. 2

Количество страниц: 954 с.

4.
Автор:
Демин Александр Иосифович

Ответственность: ответственный редактор Н. И. Салтыков

Издательство: Издательство Академии наук СССР

Год выпуска: 1963

Количество страниц: 116 с.

Демин, Александр Иосифович.
Вопросы лиманного орошения лугов на местном стоке в условиях Центральной Якутии / А. И. Демин ; ответственный редактор Н. И. Салтыков ; Академия наук СССР, Институт мерзлотоведения. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1963. - 111 с.

5.

Количество страниц: 8 с.

Пространственный анализ внутрирайонной транспортной доступности поселений в арктических районах Республики Саха (Якутия) средствами ГИС является актуальной задачей и может стать необходимой опорой для процессов принятия управленческих решений и планирования устойчивого развития данных территорий. Цель исследования - выполнить пространственный анализ внутрирайонной транспортной доступности поселений отдаленных арктических районов РС (Я) на примере Анабарского и Нижнеколымского улусов. На основе сетевого ГИС анализа и рассчитанных коэффициентов густоты транспортной сети, проведена оценка транспортной доступности территорий исследования по-зимнему и летнему сценариям. Автомобильная и речная сети были построены на основе данных из открытых картографических источников: OpenStreetMaps, Google Earth Engine, атласа автомобильных дорог РС (Я). На основе спутниковых изображений Landsat 5, 8 и Sentinel 2 были дешифрированы и оцифрованы не официальные (неформальные) дороги и автозимники, играющие важную роль в коммуникациях между поселениями. Для осуществления сетевого анализа и построения карты изохрон временной доступности поселений использованы программы QGIS и ArcGIS. Созданные карты наглядно показывают доступность населенных пунктов по временному интервалу. Проведенные исследования позволили определить, что дистанционное зондирование и геоинформационные системы являются ключевыми инструментами для пространственного анализа транспортной инфраструктуры. С их помощью можно проводить сетевой анализ различного уровня сложности, а также строить графы транспортной сети значительно упрощая процедуру подсчета. В работе протестирован метод позволяющий выделять неофициальные дороги в Арктике, а представленные методы ГИС анализа и моделирования можно использовать для последующей более глубокой сетевой аналитики и теории графов для усовершенствования методики изучения транспортной доступности РС (Я).
A spatial analysis of intra-regional transport accessibility of settlements in the Arctic districts of the Sakha Republic (Yakutia) by GIS is an urgent task and can become a necessary support for the processes of decision-making and planning of sustainable development of these territories. The purpose of the study is to perform a spatial analysis of intra- regional transport accessibility of settlements in remote Arctic regions of Yakutia on the example of Anabarsky and Nizhnekolymsky districts. On the basis of the GIS network analysis and calculated coe cients of density of the transport network, the assessment of transport accessibility of the study areas according to winter and summer scenarios was carried out. The automobile and river networks were built on the basis of data from open cartographic sources: OpenStreetMaps and Google Earth Engine, the atlas of highways of the Sakha Republic (Yakutia). On the basis of satellite images of Landsat 5, 8 and Sentinel 2, non- o cial (informal) roads that play an important role in communications between settlements were decrypted and digitized. QGIS and ArcGIS programs were used to perform network analysis and build a map of time availability of the settlements using isochronous method. The created maps clearly show the availability of settlements by time interval. The conducted research made it possible to determine that remote sensing and geoinformation systems are key tools for a spatial analysis of transport infrastructure. Using this tools, it is possible to conduct network analysis of various levels of complexity, as well as build graphs of the transport network, greatly simplifying the counting procedure. The paper tested a method that allows to identify uno cial roads in the Arctic, and the presented methods of GIS analysis and modeling that can be used for further deeper network analytics and graph theory to improve the methodology for studying the transport accessibility of the Republic of Sakha (Yakutia).

Обутов, К. А. Пространственный анализ внутрирайонной транспортной доступности с использованием сетевого ГИС-анализа (на примере Анабарского и Нижнеколымского улусов) / К. А. Обутов, А. Н. Саввинова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Науки о земле. - 2023. - N 4 (32). - C. 111-118. - DOI: 10.25587/2587-8751-2023-4-111-118
DOI: 10.25587/2587-8751-2023-4-111-118

6.
Авторы:
Белокрылов Иван Дмитриевич, Ефимов Андриан Иванович

Ответственность: Граве Н. А. (Редактор)

Издательство: Издательство Академии наук СССР

Год выпуска: 1960

Количество страниц: 82 с.

Белокрылов, Иван Дмитриевич.
Многолетнемерзлые породы зоны железорудных и угольных месторождений Южной Якутии / И. Д. Белокрылов, А. И. Ефимов ; Академия наук СССР, Совет по изучению производительных сил Северо-Восточное отделение Института мерзлотоведения им. В. А. Обручева ; ответственный редактор Н. А. Граве. - Москва : Издательство Академии наук СССР, 1960. - 73, [1] с.

7.
Обложка

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 107 с.

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и ФОП НОО, предназначена для кочевых школ и образовательных организаций, расположенных в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
8.

Количество страниц: 6 с.

Большое количество заторфованных грунтов на территории Российской Федерации, особенно в Арктической зоне, обуславливает необходимость изучения их температурного режима и теплофизических свойств. В этой работе приводятся экспериментальные данные по определению пористости, теплопроводности и количества незамерзшей воды песчаных грунтов с различной степенью содержания торфа. Экспериментальные исследования проводились на образцах с нарушенной структурой, которые были представлены слаборазложившимся торфом, среднезернистым речным песком и их различными смесями. Установлено, что степень заторфованности влияет на такие физические величины, как пористость, теплопроводность и количество незамерзшей воды. Для талых заторфованных песчаных грунтов при увеличении степени заторфованности значение пористости увеличивается. Как для талых, так и для мерзлых заторфованных песчаных грунтов теплопроводность с увеличением степени заторфованности уменьшается. При этом теплопроводность для мерзлых грунтов выше, чем для талых. Количество незамерзшей воды также зависит от степени заторфованности грунта и при ее увеличении уменьшается. Измеренные теплофизические свойства заторфованного песчаного грунта могут быть использованы при моделировании температурного режима в зоне распространения мерзлых и талых торфяных грунтов.
The large amount of peaty soils on the territory of the Russian Federation, especially in the Arctic zone, necessitates the study of their temperature regime and thermophysical properties. The paper presents the results of an experimental study of the thermal conductivity and amount of unfrozen water in sandy soils with varying degrees of peat content. Experiments were carried out on samples with a damaged structure, which were represented by slightly decomposed peat, medium-grained river sand and their various mixtures. It has been established that the degree of peat content affects such physical values as porosity, thermal conductivity and the amount of unfrozen water. For thawed peaty sandy soils, as the degree of peat content increases, the porosity value increases. For both thawed and frozen peaty sand soils, thermal conductivity decreases with increasing degree of peat content. Moreover, the thermal conductivity for frozen soils are higher than for thawed soils. The amount of unfrozen water also depends on the degree of peat in the soil and decreases as it increases. The measured thermophysical properties of peaty sand soil can be used to model the temperature regime in the area of frozen and thawed peat soils.

Теплофизические свойства торфов и заторфованных песчаных грунтов / Протодьяконова Н. А., Степанов А. В., Тимофеев А. М. [и др.] ; Институт физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова // Успехи современного естествознания. - 2024. - N 1. - С. 52-57. - DOI: 10.17513/use.38207
DOI: 10.17513/use.38207

9.

Количество страниц: 6 с.

Для эффективного обогащения золотосодержащих концентратов и шлихов с высоким содержанием магнитных минералов в лаборатории обогащения полезных ископаемых Института горного дела Севера Сибирского отделения Российской академии наук предложен способ обогащения в отсадочной машине с магнитной системой. В предложенном способе в отсадочной машине осуществляется комбинация гравитационного обогащения и магнитной сепарации. Важнейшим фактором процесса эффективного извлечения золота из шлиховых продуктов обогащения с содержанием железного скрапа и минералов с высокой магнитной восприимчивостью в отсадочной машине является постоянная разрыхленность формирующейся естественной постели. В дальнейшем способ был усовершенствован и разработан электроимпульсный источник для создания полюсопеременного магнитного поля, позволяющего обеспечить разрыхленное состояние постели. Разработана физико-математическая модель на основании уравнения типа Фоккера - Планка по определению вероятности прохождения через толщу постели частиц при условии требуемого состояния разрыхленности. Апробация модели показывает, что полученные расчеты коррелируются с результатами экспериментов на отсадочной машине с электромагнитной установкой при условиях отсадочного процесса: частоте отсадочного цикла 210 мин-1, высоте постели 80 мм, амплитуде 6 мм и длительности импульсов полюсопеременного магнитного поля с 0,1 с.
For the effective enrichment of gold-containing concentrates and heavy concentrate with a high content of magnetic minerals, a beneficiation method in a jigging machine with a magnetic system has been proposed in the laboratory of the Laboratory mineral processing of the Institute of Mining of the North SB RAS. In the proposed method, a combination of gravitational enrichment and magnetic separation is carried out in a jigging machine. The most important factor in the process of effective extraction of gold from concentrate enrichment products containing iron scrap and minerals with high magnetic susceptibility in a jigging machine is the constant loosening of the forming natural bed. Subsequently, the method was improved and an electric pulse source was developed to create a pole-alternating magnetic field, which makes it possible to ensure a loosened state of the bed. A physical and mathematical model has been developed based on a Fokker - Planck type equation to determine the probability of particles passing through the thickness of a bed under the condition of the required state of loosening. Approbation of the model shows that the obtained calculations correlate with the results of experiments on a jigger with an electromagnetic installation under the conditions of the jiggering process: jigger cycle frequency 210 min-1, bed height 80 mm, amplitude 6 mm and pulse duration of the pole-alternating magnetic field from 0,1 sec. The work was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (topic No. 0297-2021-0022, Unified state information system for recording the results of research and development work No. 122011800089-2) using the equipment of the Center for Collective Use of the Federal research center ҺYakut Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciencesһ (grant No. 13.TSKP.21.0016).

Слепцова, Е. С. Физико-математическая модель проницаемости тяжелых частиц через магнитную постель отсадочной машины с полюс опеременным магнитным полем / Слепцова Е. С., Яковлев Б. В., Матвеев А. И. ; Институт горного дела Севера им. Н. В. Черского // Успехи современного естествознания. - 2023. - N 12. - С. 218-223. - DOI: 10.17513/use.38195
DOI: 10.17513/use.38195

10.

Количество страниц: 6 с.

Исследование направлено на решение актуальной проблемы стабилизации температурного режима площадок строительства и эксплуатации инженерных сооружений в условиях криолитозоны Республики Саха (Якутия) и изменяющегося климата. Применяемый в настоящий момент метод охлаждения грунта с помощью сезонно действующих охлаждающих устройств требует, при всей его эффективности, продолжительного времени воздействия и значительно задерживает сроки строительства, что в ряде случаев неприемлемо. С целью оценки эффективности и перспективности технологии быстрой заморозки грунта с применением твердого диоксида углерода (сухой лед) для охлаждения вечномерзлых грунтов был выполнен натурный эксперимент. Для проведения эксперимента был оборудован полигон на одной из строительных площадок г. Якутска с обустройством охладительной и термометрических скважин. Во время эксперимента велась регистрация температурного поля грунта и температуры внутри охладительной скважины. В результате проведенных экспериментов получены фактические данные по распределению температуры в грунте в зависимости от температуры и расстояния от охладительной скважины в процессе охлаждающего воздействия и после него. Полученные результаты дают основания для оценки испытанной технологии как перспективной в условиях многолетнемерзлых грунтов Якутии.
The study is aimed at solving the urgent problem of stabilizing the temperature regime of construction sites and operation of engineering structures in the permafrost zone of the Republic of Sakha (Yakutia) and a changing climate. The currently used method of soil cooling using seasonally operating cooling devices, despite its effectiveness, requires a long exposure time and significantly delays construction time, which in some cases is unacceptable. In order to evaluate the effectiveness and prospects of the technology of rapid soil freezing using solid carbon dioxide (dry ice) for cooling permafrost soils, a full-scale experiment was carried out. To conduct the experiment, a test site was equipped at one of the construction sites in Yakutsk with the installation of cooling and thermometric wells. During the experiment, the temperature field of the soil and the temperature inside the cooling well were recorded. As a result of the experiments, actual data were obtained on the distribution of temperature in the soil depending on the temperature and distance from the cooling well during the cooling effect and after it. The results obtained provide grounds for assessing the tested technology as promising in the conditions of permafrost soils in Yakutia.

Экспериментальные исследования процесса охлаждения грунта с применением твердого диоксида углерода в условиях криолитозоны Якутии / Большев К. Н., Степанов А. В., Малышев А. В. [и др.] ; Институт физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова, Якутский государственный проектный научно-исследовательский институт строительства // Успехи современного естествознания. - 2023. - N 12. - С. 204-209. - DOI: 10.17513/use.38193
DOI: 10.17513/use.38193