Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов = Digital ecosystems of project activities in the university: a model for developing soft skills in students
Обложка

Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов = Digital ecosystems of project activities in the university: a model for developing soft skills in students

Статья в журнале

Русский

378

10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

цифровая экосистема; проектная деятельность; высшее образование; soft skills; формирование навыков; педагогический эксперимент; образовательная платформа; онлайн-коммуникация; модель; цифровизация образования; digital ecosystem; project activities; higher education; skills development; pedagogical experiment; educational platform; online communication; model; digitalization of education

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова = Vestnik of North-Eastern Federal Univercity: электронное научное периодическое издание. – 2025

Проблема недостаточной сформированности soft skills у выпускников вузов, особенно в условиях ускоряющейся цифровизации образования, является важной для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке труда. Настоящее исследование посвящено решению вопроса повышения эффективности формирования у студентов таких ключевых неспециализированных навыков, как коммуникация, критическое мышление, креативность и командная работа, востребованных современными работодателями. Цель исследования - разработка и эмпирическая апробация модели цифровой экосистемы проектной деятельности (далее - ЦЭПД), ориентированной на целенаправленное формирование указанных soft skills. В качестве материалов исследования использовались данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы, экспертной оценки разработанной модели ЦЭПД, а также результаты педагогического эксперимента. Применялись методы педагогического моделирования, статистического анализа данных для оценки эффективности внедрения ЦЭПД. Предлагаемая модель ЦЭПД представляет собой интегрированную цифровую среду, объединяющую образовательные платформы, инструменты онлайн-коммуникации и облачные сервисы, обеспечивающие возможность эффективной совместной работы над учебными проектами. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали статистически значимое улучшение показателей развития soft skills (коммуникативных навыков, критического мышления, креативности и умения работать в команде) у студентов, вовлеченных в проектную деятельность в рамках разработанной ЦЭПД, по сравнению с контрольной группой. Сделан вывод о целесообразности и перспективности внедрения цифровых экосистем проектной деятельности в образовательный процесс вузов. Практическая значимость исследования заключается в предоставлении модели ЦЭПД, которая может быть использована для повышения качества подготовки студентов и их адаптации к требованиям современного рынка труда, а также для дальнейшего развития цифровых инструментов поддержки проектной деятельности в высшем образовании.
The problem of insufficiently developed soft skills among university graduates, particularly in the context of accelerating digitalization of education, is crucial for ensuring competitiveness in the modern labor market. This research addresses the issue of improving the effectiveness of developing in students such key non-specialized skills as communication, critical thinking, creativity, and teamwork, which are in demand by contemporary employers. The aim of the study is to develop and empirically test a model of a digital project activity ecosystem (hereinafter referred to as DPAE), focused on the targeted development of the aforementioned soft skills. The research materials included data obtained from an analysis of scientific and methodological literature, expert evaluation of the developed DPAE model, as well as the results of a pedagogical experiment. Methods of pedagogical modeling and statistical data analysis were applied to assess the effectiveness of the DPAE implementation. The proposed DPAE model is an integrated digital environment that combines educational platforms, online communication tools, and cloud services, providing opportunities for effective collaboration on educational projects. The results of the experimental study demonstrated a statistically significant improvement in soft skills development indicators (communication skills, critical thinking, creativity, and teamwork) among students involved in project activities within the developed DPAE, compared to the control group. The study concludes that the implementation of digital project activity ecosystems in the educational process of universities is appropriate and promising. The practical significance of the research lies in providing a DPAE model that can be used to improve the quality of student training and their adaptation to the requirements of the modern labor market, as well as for further development of digital tools to support project activities in higher education.

Яковлева, Л. А.
Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов / Л. А. Яковлева ; Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 44-54. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-44-54
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

Войдите в систему, чтобы открыть документ

Вам будет интересно