Бурцева Марина Анатольевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии, Кафедра "Восточные языки и страноведение" ; 677027, г. Якутск, ул. Белинского, 58, каб. 717 ; e-mail: ma.burseva@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Литературоведение, сравнительное литературоведение.

ID Автора: РИНЦ AuthorID: 566149

Деятельность: С 2009 г. работает в СВФУ им. М. К. Аммосова. Защитила кандидатскую диссертацию на тему "Традиции мировой классики в творчестве П. П. Ойунского: шекспировские мотивы и образы" (2012).

Документы 1 - 10 из 12
1.

Количество страниц: 14 с.

Дмитрий Федосеевич Наумов создал в своих произведениях особый социальный и духовный "микрокосм" в образе якутской деревеньки Чараннах, так как, по его мнению, национальная идентичность народа саха формируется именно в сельской местности. Рассказы писателя демонстрируют целый ряд внутри жанровых разновидностей, начиная с основных типов малой прозы – собственно рассказа, новеллы, очерка, – и кончая синтетическими и гибридными формами малых эпических жанров. В новеллистике Д. Наумова представлены сатирические рассказы, направленные против бюрократов, карьеристов, любителей зеленого змия. Во многих из них присутствует бытовой комизм, а в ряде рассказов писателя ощущаются черты известной в мировой литературе так называемой "озорной" традиции, которая нередко граничит с "черным" юмором. У Д. Наумова юмор носит мягкий, "намекающий" характер, и его смысл скрыт в иносказаниях, подтексте. Целый цикл рассказов посвящен животным: в бестиарий автора входят лошади, коровы, собаки, кошки, даже поросята. Писатель демонстрирует незаурядное мастерство в создании массовых сцен и выявлении "коллективного сознательного". В то же время его художественная антропология содержит немало ярких индивидуализированных образов. Во многих рассказах Д. Наумова ощущается его талант как драматурга. Если новеллистика писателя демонстрирует разные типы малой прозы, то жанровые обозначения его драматургических произведений ограничиваются лишь двумя определениями: "пьеса" в значении "драма" и "комедия". Единственное драматическое произведение, которое не сопровождается авторским жанровым определением, – это "Осень". Судя по краткой начальной ремарке, соблюдению принципа "трех единств", отсутствию внешних событий, минимуму действующих лиц, это психологическаямонодрама. В своих комедиях, как и в рассказах, Д. Наумов использовал целую систему поэтических средств и приемов, начиная с таких, как литературные аллюзии, поэтика имен, анималистическая образность, и кончая речевым самораскрытием героев. В них для усиления иронического контекста упоминаются персонажи С. С. Яковлева–Эрилик Эристина бедный Хачыгыр, Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона самодур Макар, "великий комбинатор" Остап Бендериз произведений И. Ильфа и Е. Петрова, адаптируются стихотворения С. Р. Кулачикова–Элляя. Наконец, Д. Наумов, сам блестящий знаток родного языка, с полным правом бросает камень в огород сторонников излишней "якутизации" языка народа саха.
In his works, Dmitry Naumov created a special social and spiritual “microcosm” in the image of the Yakut village Charannaakh, since, in his opinion, the national identity of the Sakha people is formed precisely in rural areas. The writer's stories demonstrate a number of intra-genre varieties, starting with the main types of short prose – the actual story, short story, essay – and ending with synthetic and hybrid forms of short epic genres. Naumov's short stories feature satirical stories directed against bureaucrats, careerists, and lovers of the “green serpent”. Many of them contain everyday comedy, and in a number of the writer’s stories one can feel the features of the so-called “mischievous”tradition known in world literature, which often borders on “black” humor. Naumov’s humor is of a soft,“hinting” nature, and its meaning is hidden in allegories and subtext. A whole series of stories is dedicated to animals: the author’s bestiary includes horses, cows, dogs, cats, even piglets. The writer demonstrates extraordinary skill in creating crowd scenes and identifying the “collective consciousness.” At thesame time, his artistic anthropology contains many vivid individualized images. In many of Naumov’sstories one can feel his talent as a playwright. If the writer’s short stories demonstrate different types ofshort prose, then the genre designations of his dramatic works are limited to only two definitions – “play”in the sense of “drama” and “comedy”. The only dramatic work that is not accompanied by an author's genre definition is “Autumn.” Judging by the brief initial remark, adherence to the principleof “three unities,” the absence of external events, and the minimum of characters, this is a psychological monodrama. In his comedies, as in his stories, Naumov used a whole system of poetic means andtechniques, starting with such as literary allusions, poetics of names, animalistic imagery, and ending with the verbal self-disclosure of the characters. To enhance the ironic context, they mention the characters of S.S. Yakovlev-Erilik Eristin, poor Khachygyr, D. K. Sivtsev-Suorun Omollooa autocrat Makar, the “great strategist” Ostap Bender from the works of I. Ilf and E. Petrov, and adaptEllyai’s poems. Finally, Naumov himself is a brilliant expert on the native language, rightfully throws a stone at supporters of excessive “Yakutization” of the language of the Sakha people.

Бурцев, А. А. Проблематика и поэтика произведений Дмитрия Наумова / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2024. - N 1 (13). - С. 5-18. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-5-18
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-5-18

2.

Количество страниц: 8 с.

Роман Е. Слепцовой-Куорсуннаах "Вселенская буря", посвященный трагическим судьбам национальной интеллигенции, анализируется в предлагаемой статье с точки зрения художественной специфики. По жанровой природе это синтетическое произведение, сочетающее черты романа эпопейного типа с семейной хроникой, имеющей документальную основу. Хотя повествование в романе строится вокруг клана Оросиных, его отличительной особенностью является изображение сложной полифонии индивидуальных судеб и характеров, которые не сливаются в единую массу, а порождают реальное многообразие. Так, крупным планом возникают образы таких исторических фигур, как В. В. Никифоров-Кюлюмнюр, А. И. Софронов-Алампа, П. А. Ойунский, В. Д. Давыдова. Изображение реальных перипетий их частной жизни не только подтверждает романный характер произведения Куорсуннаах, но и свидетельствует о присутствии в нем черт психологической "жанровой генерализации". В этом отношении удачным представляется, как показано в статье, использование автором среди способов освоения художественного материала литературных аллюзий и реминисценций. The article analyses the artistic specificity in the novel "The Universal Storm" by Elena Sleptsova-Kuorsunnakh, dedicated to the tragic fate of the Sakha intelligentsia. By its genre nature, this is a synthetic work that combines the features of an epic novel with a document-based family chronicle. Although the narrative in the novel is built around the Orosin clan, its distinctive feature is the depiction of a complex polyphony of individual destinies and characters that do not merge into a single mass, but give rise to real diversity. The article features the images of such historical figures as Vasily Nikiforov, Anepodist Sofronov, Platon Oyunsky, and Vera Davydova. The depiction of the real The article analyses the artistic specificity in the novel "The Universal Storm" by Elena Sleptsova-Kuorsunnakh, dedicated to the tragic fate of the Sakha intelligentsia. By its genre nature, this is a synthetic work that combines the features of an epic novel with a document-based family chronicle. Although the narrative in the novel is built around the Orosin clan, its distinctive feature is the depiction of a complex polyphony of individual destinies and characters that do not merge into a single mass, but give rise to real diversity. The article features the images of such historical figures as Vasily Nikiforov, Anepodist Sofronov, Platon Oyunsky, and Vera Davydova. The depiction of the real.

Бурцев, А. А. Функционирование литературных аллюзий и реминисценций в романе Е. Слепцовой-Куорсуннаах "Вселенская буря" / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева ; Северо- Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2023. - N 2 (10). - С. 5-12. - DOI: 10.25587/litteraesvfu.2023.11.57.001
DOI: 10.25587/litteraesvfu.2023.11.57.001

3.

Количество страниц: 12 с.

На долю народного писателя Якутии Василия Назаровича Егорова-Тумарчи выпала насыщенная удивительными событиями, интересная судьба, о которой он поведал в автобиографическом произведении "Дух предков" ("Өбүгэ тыына"), состоящем из двух книг: "Ожулунцы" ("Одьулууннар", 2010), "Веление рока" ("Халбас харата", 2015). Что касается собственно художественного творчества, то оно до сих пор изучено еще недостаточно. В монографии Е. Г. Винокурова раскрыты жизненный путь, взгляды и общественная деятельность писателя [2]. Современная критика располагает также рядом юбилейных статей, рецензий и воспоминаний, которые содержат справедливые суждения о значении творчества писателя, о его вкладе в развитие индустриальной темы в национальной литературе [1]. Много внимания уделяется публицистическим произведениям автора, в которых затрагиваются проблемы народного хозяйства, образования и культуры [3]. Но все же работ, посвященных анализу собственно мастерства писателя, принципов создания художественных образов, стиля и языка, почти нет. Наша задача - попытаться восполнить этот пробел, и на материале художественных произведений Тумарчи, прежде всего романов "Проклятый камень", "Возвышение", "Нить жизни", раскрыть его мастерство как художника слова.

Бурцев, А. А. Художественное творчество В. Егорова-Тумарчи / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2022. - N 2 (06). - С. 5-16.

4.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : научный журнал. - 2021, N 3 (83).

Количество страниц: 12 с.

Бурцев, А. А. Мастерство В. Гольдерова-новеллиста / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2021. – N 3 (83). – С. 45-56. - DOI: 10.25587/SVFU.2021.83.3.002
DOI: 10.25587/SVFU.2021.83.3.002

5.

Количество страниц: 6 с.

Бурцев, А. А. Поэтика фантастического в "Невыдуманном антиромане" Владимира Федорова / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2022. - N 1 (05). - С. 5-9.

6.

Количество страниц: 14 с.

Бурцев, А. А. Художественное творчество народного писателя Якутии П. Н. Харитонова-Ойуку / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2021. - N 3 (03). - С. 5-17.

7.

Количество страниц: 14 с.

Бурцев, А. А. В. Е. Васильев-Харысхал как прозаик и драматург / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2021. - N 1 (01). - С. 5-18.

8.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается воплощение циклического инварианта сюжетной схемы в рассказе Н. Лугинова "Тойбол", входящего в состав повести "Таас Тумус". Развитие сюжетной линии произведения соответствует ключевым элементам циклической модели: перед нами последовательно разворачиваются фазы отправки в "чужой мир" (воспоминания старика Тойбола), столкновения со смертью (череда смертей близких и эпизод, редуцированный до смертельной схватки с огромной рыбой), а также возвращение героя к прежнему состоянию (новая надежда на встречу с дочерью). Исследование произведений якутской литературы на основании классических сюжетных схем подтверждает тезис о развитии национальных литератур в русле мировой литературной традиции и позволяет, с одной стороны, полнее раскрыть их общечеловеческий пафос, с другой - подчеркнуть их идейно-художественное своеобразие.
The article discusses the embodiment of the cyclical plot invariant in N. Luginov’s story "Toybol" - a chapter of the novella “Taas Tumus” (“The Stone Cape”). The storyline demonstrates the key elements of the cyclical plot: there are the subsequent phases of sending the reader to “the alien world” (old Tobol’s memories), collision with death (a series of deaths of beloved people, the episode reduced to mortal combat with the giant fish), as well as return of the main character to the previous state (new hope for the meeting with his daughter). The study of classical Yakut literature works from the perspective of classical story line proves the statement that ethnical literature develops within the world literature tradition. On the one hand, it allows revealing the universal humanistic message of national literature, and on the other hand, to emphasize its conceptual and artistic peculiarity.

Бурцева, М. А. Циклическая фабульная модель в рассказе Н. Лугинова "Тойбол" / Бурцева Марина Анатольевна, Бурцев Анатолий Алексеевич // Вестник Бурятского государственного университета. – 2016. – Вып. 5. – С. 191-198. – DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198.
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-191-198

9.

Издательство: Бичик

Год выпуска: 2009

Количество страниц: 220 с.

В работе с новых методологических позиций рассматриваются вершинные образцы современной якутской поэзии. В поле зрения авторов - национальное своеобразие и общечеловеческий пафос творчества крупнейших якутских поэтов