Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 777
1.
Обложка
Автор:
Томтосова Ангелина

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Серия, номер выпуска: Авторы - дети

Количество страниц: 32 с.

Якутская народная сказка, украшенная красочными рисунками Ангелины Томтосовой, ученицы 8-го класса МОБУ СОШ N 5 г. Якутска, учит добру, уважению старших, ценить, почитать родителей
2.

Количество страниц: 14 с.

Дмитрий Федосеевич Наумов создал в своих произведениях особый социальный и духовный "микрокосм" в образе якутской деревеньки Чараннах, так как, по его мнению, национальная идентичность народа саха формируется именно в сельской местности. Рассказы писателя демонстрируют целый ряд внутри жанровых разновидностей, начиная с основных типов малой прозы – собственно рассказа, новеллы, очерка, – и кончая синтетическими и гибридными формами малых эпических жанров. В новеллистике Д. Наумова представлены сатирические рассказы, направленные против бюрократов, карьеристов, любителей зеленого змия. Во многих из них присутствует бытовой комизм, а в ряде рассказов писателя ощущаются черты известной в мировой литературе так называемой "озорной" традиции, которая нередко граничит с "черным" юмором. У Д. Наумова юмор носит мягкий, "намекающий" характер, и его смысл скрыт в иносказаниях, подтексте. Целый цикл рассказов посвящен животным: в бестиарий автора входят лошади, коровы, собаки, кошки, даже поросята. Писатель демонстрирует незаурядное мастерство в создании массовых сцен и выявлении "коллективного сознательного". В то же время его художественная антропология содержит немало ярких индивидуализированных образов. Во многих рассказах Д. Наумова ощущается его талант как драматурга. Если новеллистика писателя демонстрирует разные типы малой прозы, то жанровые обозначения его драматургических произведений ограничиваются лишь двумя определениями: "пьеса" в значении "драма" и "комедия". Единственное драматическое произведение, которое не сопровождается авторским жанровым определением, – это "Осень". Судя по краткой начальной ремарке, соблюдению принципа "трех единств", отсутствию внешних событий, минимуму действующих лиц, это психологическаямонодрама. В своих комедиях, как и в рассказах, Д. Наумов использовал целую систему поэтических средств и приемов, начиная с таких, как литературные аллюзии, поэтика имен, анималистическая образность, и кончая речевым самораскрытием героев. В них для усиления иронического контекста упоминаются персонажи С. С. Яковлева–Эрилик Эристина бедный Хачыгыр, Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона самодур Макар, "великий комбинатор" Остап Бендериз произведений И. Ильфа и Е. Петрова, адаптируются стихотворения С. Р. Кулачикова–Элляя. Наконец, Д. Наумов, сам блестящий знаток родного языка, с полным правом бросает камень в огород сторонников излишней "якутизации" языка народа саха.
In his works, Dmitry Naumov created a special social and spiritual “microcosm” in the image of the Yakut village Charannaakh, since, in his opinion, the national identity of the Sakha people is formed precisely in rural areas. The writer's stories demonstrate a number of intra-genre varieties, starting with the main types of short prose – the actual story, short story, essay – and ending with synthetic and hybrid forms of short epic genres. Naumov's short stories feature satirical stories directed against bureaucrats, careerists, and lovers of the “green serpent”. Many of them contain everyday comedy, and in a number of the writer’s stories one can feel the features of the so-called “mischievous”tradition known in world literature, which often borders on “black” humor. Naumov’s humor is of a soft,“hinting” nature, and its meaning is hidden in allegories and subtext. A whole series of stories is dedicated to animals: the author’s bestiary includes horses, cows, dogs, cats, even piglets. The writer demonstrates extraordinary skill in creating crowd scenes and identifying the “collective consciousness.” At thesame time, his artistic anthropology contains many vivid individualized images. In many of Naumov’sstories one can feel his talent as a playwright. If the writer’s short stories demonstrate different types ofshort prose, then the genre designations of his dramatic works are limited to only two definitions – “play”in the sense of “drama” and “comedy”. The only dramatic work that is not accompanied by an author's genre definition is “Autumn.” Judging by the brief initial remark, adherence to the principleof “three unities,” the absence of external events, and the minimum of characters, this is a psychological monodrama. In his comedies, as in his stories, Naumov used a whole system of poetic means andtechniques, starting with such as literary allusions, poetics of names, animalistic imagery, and ending with the verbal self-disclosure of the characters. To enhance the ironic context, they mention the characters of S.S. Yakovlev-Erilik Eristin, poor Khachygyr, D. K. Sivtsev-Suorun Omollooa autocrat Makar, the “great strategist” Ostap Bender from the works of I. Ilf and E. Petrov, and adaptEllyai’s poems. Finally, Naumov himself is a brilliant expert on the native language, rightfully throws a stone at supporters of excessive “Yakutization” of the language of the Sakha people.

Бурцев, А. А. Проблематика и поэтика произведений Дмитрия Наумова / А. А. Бурцев, М. А. Бурцева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2024. - N 1 (13). - С. 5-18. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-5-18
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-1-5-18

3.

Количество страниц: 12 с.

Активное обращение к дискурсу холода как научной проблеме отмечается в науке в последние несколько лет, что обусловлено в какой-то степени трансформацией картины мира современного человека, отчасти осознанием хрупкости баланса мира в глобализирующемся пространстве. В то же время неразработанность методологии, заключающаяся в отсутствии концептуальной, информационной базы, отдельного инструментария, создает трудности в реализации данной проблемы. В связи с этим тема, представленная в рамках данной статьи, имеет, несомненно, глубокий научный потенциал и новизну в контексте проблемы геокультуры Севера. Цель исследования - изучение концепта холод в контексте геокультурного ландшафта Якутии как смысловой структуры, которая проявляется в константности образов, универсалий, обладающих культурно-исторической, ментальной общностью и объединенных в единую художественную систему. Автор обращает особое внимание на рецепцию концепта холод в аспекте бинарных позиций свой-чужой, где свой представлен ассоциативным рядом родной, близкий, светлый, безопасный и участвует в формировании уникальных характеристик национального мира. Основное внимание уделяется инициальным свойствам холода, формирующим границы якутского мира и участвующим в оформлении специфической ментальной картины саха, что достаточно ярко отражается в образах, инициирующих героев П. А. Ойунского. Помимо этого предметом исследования также являются специфика холода и его роль в актуализации уникального геокультурного качества города Якутска как самого холодного, самого далекого города, "города на краю". Методами в статье послужили системный, структурный методы исследования. Изучение данного концепта в литературоведческом аспекте способствует выявлению специфики индивидуального стиля, авторской позиции, особенностей конструирования национальной картины мира.
In recent years, an active appeal to the discourse of cold as a scientific problem has been observed in science, which is partly due to some extent to the transformation of the worldview of modern man, partly to the awareness of the fragility of the world balance in a globalising space. At the same time, the lack of development of the methodology, which consists in the absence of a conceptual, informational base, separate tools, creates difficulties in implementation this problem. In this regard, the topic presented in this article undoubtedly has great scientific potential and novelty in the context of the problem of geo-culture of the North. The purpose of the study is to study the concept of cold in the context of the geo-cultural landscape of Yakutia as a semantic structure, which manifests itself in the constancy of images, universals with cultural, historical, mental community and united in a single artistic system. The author pays special attention to the reception of the concept of cold in the aspect of binary positions of one's own and another's, where one's own is represented by an associative series of native, close, bright, safe, and participates in the formation of unique characteristics of the national world. The main attention is paid to the initial properties of cold, which form the borders of the Yakut world and participating in the design of a specific mental picture of Sakha, which is quite clearly reflected in the images of the initiating heroes of P.A. Oyunsky. In addition, the subject of the study is also the specifics of cold and its role in the actualisation of the unique geo-cultural quality of the city of Yakutsk as the coldest, most distant city, “the city on the edge”. The methods used in the article were systemic, structural research methods. Results. The study of this concept in the literary aspect helps to identify the peculiarities of the individual style, the author's position, and the peculiarities of constructing a national picture of the world.

Ноева, С. Е. Поэтика холода в якутской прозе начала ХХ века: холод как граница якутского мира / С. Е. Ноева (Карманова) ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 147-158. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-147-158
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-147-158

4.

Год: 2024

Наум Трифонович Слепцов — один из немногих участников Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., живущих сейчас. Он — человек с удивительной судьбой, сумевший вопреки всем и всему достойно и счастливо прожить жизнь, он — свидетель многих исторических событий, человек, живший в балагане с земляным полом и встретивший своё столетие в окружении родных, близких, друзей и земляков в здравии и в ясном уме. Его книга—это путь длиной в сто лет, это мысли, накопленные за век. В этой книге автор говорит об истине, основе жизни человека, о самом главном — о том, как ЖИТЬ жизнь. Посвящается будущему поколению
8.
Автор:
Андросова Татьяна

Источник: Чолбон. - 2022. - N 8, атырдьах ыйа. - C. 60-65.

Количество страниц: 6 с.

О творчестве писателя Валентины Гаврильевой