Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 326
1.

Количество страниц: 2 с.

Васильева, Д. Е.
Сыромятников Георгий Саввич / Д. Е. Васильева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015, N 1 (10). - С. 47-48.

2.

Количество страниц: 3 с.

Петров, П. П. М. С. Иванов-Багдарыын Сюлбэ : 08.11.1928-25.03.2017 : [ветеран педагогического труда, фольклорист, публицист] / П. П. Петров ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 136-138.

3.

Количество страниц: 3 с.

Мыреева, А. Н. Вклад в якутское литературоведение / А. Н. Мыреева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 132-134.

4.

Количество страниц: 2 с.

Слепцов, П. А. Рецензия на второе издание "Сурук-бичик. Оҕо ааҕар кинигэтиниин" С. А. Новгородова / П. А. Слепцов, Н. М. Васильева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 131-132.

5.

Количество страниц: 5 с.

Цель исследования - выявить особенности художественного воплощения национального менталитета в произведениях А. Сыромятниковой. В статье на материале творчества якутской писательницы Анастасии Сыромятниковой рассматривается отражение национального образа мира в сюжетах произведений, их поэтике. Научная новизна заключается в том, что автором впервые предпринята попытка рассмотреть литературное наследие писательницы с точки зрения отражения в нём национального мировидения, в том числе с привлечением книги для детей. Полученные результаты показали, что национальный менталитет передан А. Сыромятниковой во многих ракурсах. Это изображение природы северного края, обычаев и традиций народа саха, его верований и этнопсихологии.
The paper aims to identify specificity of artistic representation of national mentality in the Yakut writer Anastasiya Syromyatnikova’s works. The researcher shows how national worldview is represented at the level of poetics and at the level of the plot. Scientific originality of the study lies in the fact that the writer’s literary heritage is for the first time considered from the viewpoint of national worldview representation. The research material includes, among other works, a children’s book. The findings indicate that A. Syromyatnikova reveals different aspects of national mentality: beauty of northern nature, customs and traditions of the Sakha people, native beliefs and ethnic psychology.

Пашкевич, О. И. Национальный образ мира в творчестве Анастасии Сыромятниковой / О. И. Пашкевич ; Якутский институт водного транспорта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - T. 13, N 11. - С. 63-67. - DOI: 10.30853/filnauki.2020.11.14
DOI: 10.30853/filnauki.2020.11.14

6.

Количество страниц: 6 с.

Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом читателей к творчеству В. Н. Гаврильевой, а также необходимостью осмысления и анализа ее произведений с позиции новых эстетических и методологических требований времени. Цель исследования - выполнить сравнительно-сопоставительный анализ журнальной (1970 г.) и книжной (1971 г.) редакций рассказа "Красная Шапочка и Серый Волк, а также история о том, как старик Баһылайка чуть не "поумнел", и еще о Манчаары, который тайно увел Кэрэ Кэтириис" якутской писательницы Валентины Гаврильевой. Статья посвящена выявлению поправок и способов усовершенствования произведения, анализу динамики роста мастерства автора в связи с подготовкой к изданию сборника ҺШиповникһ и обучением в Литературном институте. Данный рассказ является единственным произведением в творчестве писательницы, у которого нами установлено две редакции. В этом плане сравнительно-сопоставительный анализ произведений В. Н. Гаврильевой выполняется впервые, что может указывать на научную новизну исследования. В заключении работы выявлены идейно-композиционные доработки автора, а именно коррективы художественного замысла и частей композиции, изменение имен персонажей. Результаты данного исследования могут быть применены в дальнейшем изучении истории развития прозы в якутской литературе, поэтики творчества якутской писательницы В. Н. Гаврильевой.
The relevance of the research is due to the increased interest of readers in the work of Yakut writer Valentina Gavrilyeva, as well as the need to comprehend and analyze her works from the perspective of new aesthetic and methodological requirements of the time. The purpose of the study is to perform a comparative analysis of the magazine (1970) and book (1971) editions of the story "Little Red Riding Hood and the Gray Wolf, as well as the story of how the old man Bahylayka almost "got smarter" and about Manchaary, who secretly took Care of Katie" by Gavrilyeva. The article is devoted to identifying amendments and ways to improve the work, analyzing the dynamics of the growth of the author's skill in connection with the preparation for the publication of the collection "Rosehip" and studying at the Literary Institute. This story is the only work in the work of the writer, which we have established two editions. In this regard, a comparative analysis of the works by Gavrilyeva is performed for the rst time, which may indicate the scholarly novelty of the study. At the end of the work, the author's ideological and compositional improvements were revealed, namely, adjustments to the artistic idea and parts of the composition, changes in the names of characters. The results of this study can be applied in the further study of the history of the development of prose in Yakut literature, the poetics of the work of Yakut writer Valentina Gavrilyeva.

Андросова, Т. Л. Сопоставительный анализ двух редакций рассказа В. Гаврильевой о Красной Шапочке и Сером Волке, Манчаары и Кэрэ Кэтириис / Т. Л. Андросова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 3 (15). - С. 53-58. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-53-58
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-53-58

7.

Количество страниц: 7 с.

Исследование языковых и стилистических особенностей произведений как в научном, так и в практическом плане является актуальным для стимулирования дальнейшего развития и совершенствования стилистических возможностей языка писателя. Изучение языкового богатства поэтических произведений одного из основоположников якутской советской литературы, поэта, прозаика, драматурга и филолога Платона Алексеевича Слепцова-Ойунского (1893-1939), его стилистических и художественно-изобразительных средств дает возможность не только оценить произведения поэта, но и помогает изучению якутского литературного языка, также состояния искусства слова первой половины ХХ столетия. В поэзии П. А. Ойунского раскрываются богатые изобразительные возможности, художественные формы лексики якутского языка. Материалом для изучения языка его поэзии послужили тексты произведений из книги ҺИзбранные произведенияһ (том 1, 1992). Нами рассмотрено около 80 поэтических произведений П. Ойунского, примерно 5636 стихотворных строк. В исследовании использованы метод сплошной выборки, описательный метод. В поэзии П. А. Ойунского широко использованы семантические, лексические и стилистические инновации общехудожественных средств выразительности. Чуткость к языку, свойственная поэту, наглядно проявляется в разнообразной реализации языковых средств. На основе анализа сделан вывод о том, что особенный, героический стиль поэта создан посредством использования им неологизмов, парных, удвоенных слов, синонимов, антонимов.
The study of the linguistic and stylistic features of works, both in scholarly and practical terms, is relevant for stimulating the further development and improvement of the stylistic capabilities of the writer's language. The study of the linguistic richness of the poetic works by Platon Alekseevich Sleptsov-Oyunsky (1893-1939), one of the founders of Yakut Soviet literature, poet, prose writer, playwright and philologist, and his stylistic and artistic-visual means makes it possible not only to deeply and comprehensively evaluate the poet's works, but also helps to study the Yakut literary language, as well as the state of the art of the word of the rst half of the twentieth century. In the Oyunsky’s poetry, the rich pictorial possibilities and artistic forms of the Yakut vocabulary are revealed. The language of Oyunsky's poetic works forms a peculiar style of the writer, which determines the ideas, thoughts of the poet, his mood. The material for studying the language of Oyunsky's poetry was the texts of the poet's poetic works from the book "Selected Works" (volume 1, 1992). The study used the method of continuous sampling and the descriptive method. Based on the analysis, it is concluded that the special, heroic, revolutionary style of the poet was created through his use of neologisms, paired, doubled words, synonyms, antonyms. Sensitivity to language, characteristic of the poet, is clearly manifested in the diverse implementation of linguistic means. In the Oyunsky’s poetry, semantic, lexical and stylistic innovations of general artistic means of expression are widely used.

Охлопкова, Н. В. Особенности языка поэтических произведений П. А. Ойунского / Н. В. Охлопкова, С. В. Иванова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 3 (15). - С. 46-52. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-46-52
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-46-52

8.

Количество страниц: 11 с.

В статье рассматривается поэтика пейзажа поздней прозы К. Паустовского. Новизна и актуальность исследования обусловлены тем, что в статье уточняются и детализируются особенности прозы писателя 1940-1960-х гг. в контексте пейзажной поэтики. При анализе использования пейзажа в структуре произведений К. Г. Паустовского выявлено, что в поздней прозе пейзажные описания не являются просто вставками или декорациями, а тесно взаимосвязаны с общей композицией произведений, влияя на их художественную целостность. Паустовский мастерски вписывает пейзажные описания в структуру своих произведений, используя их как важный элемент сюжета и атмосферы. Пейзажи часто служат не только красочным фоном для действия, но и выполняют функцию исторического контекста, философической глубинной наполненности содержания произведений, символического отображения внутреннего состояния персонажей и ключевых тем произведения. Кроме того, природные описания могут выполнять функцию структурных элементов, связывая отдельные части произведения и создавая гармоничный ритм повествования. Таким образом, пейзажи в поздних рассказах Паустовского становятся неотъемлемой частью общей композиции текста, способствуя углублению смысла и эмоциональной напряженности произведения.
The article examines the poetics of the landscape of Konstantin Paustovsky's late prose. The novelty and relevance of the research is due to the fact that the article claries and details the features of the writer's prose of the 1940s and 1960s in the context of landscape poetics. When analyzing the use of landscape in the structure of Paustovsky's works, it was revealed that in late prose landscape descriptions are not just inserts or decorations, but are closely interrelated with the overall composition of the works, affecting their artistic integrity. Paustovsky masterfully ts landscape descriptions into the structure of his works, using them as an important element of the plot and atmosphere. Landscapes often serve not only as a colorful background for action, but also perform the function of historical context, philosophical depth of the content of the works, symbolic representation of the inner state of the characters and the key themes of the work. In addition, natural descriptions can serve as structural elements, linking individual parts of the work and creating a harmonious rhythm of the narrative. Thus, the landscapes in Paustovsky's later stories become an integral part of the overall composition of the text, contributing to the deepening of the meaning and emotional tension of the work.

Ощепкова, А. И. Поэтика пейзажа поздней прозы К. Паустовского / А. И. Ощепкова, Д. Д. Кривобок ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им.М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 3 (15). - С. 35-45. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-35-45
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-35-45

9.

Количество страниц: 9 с.

В статье в контексте геопоэтического дискурса города / села интерпретируется образ “железного города” в якутской прозе, степень и характер восприятия которого может способствовать отражению особенностей национального мировосприятия, динамики ментального ландшафта в литературе. В контексте заявленной темы особое значение имеет рассмотрение образа героя прозы, сознание которого чрезвычайно отзывчиво к модификациям времени и окружающего ландшафта (нового пространства города как шумного, интересного, пугающего). Выявление границ и рубежей пространства в контексте хронотопической системы акцентирует интерес к лиминальному (промежуточному) хронотопу дороги как особому хронотопическому комплексу, также железным образам, белому теплоходу, самолету, поезду и пр. Процесс эволюции героя пути, раскрывающегося в полной мере именно в пространстве дороги, наиболее наглядно отражает проблему самоидентификации человека в огромном урбанистическом пространстве. Подобный ракурс исследования способствует раскрытию жанрово-стилевой эволюции якутской литературы как развивающейся динамичной системы, и, что немаловажно, выявлению уникальных художественных маркеров авторского стиля, а также образа писателя в качестве оригинального носителя национального самосознания.
The article interprets the image of the “iron city” in Yakut prose in the context of the geopoetic discourse of the city/village, the degree and nature of perception of which can contribute to the re ection of the peculiarities of the national worldview and the dynamics of the mental landscape in literature. In the context of the stated theme, the consideration of the image of the prose hero, whose consciousness is extremely responsive to the modi cations of time and the surrounding landscape (the new space of the city as noisy, interesting, frightening) is of special importance. The identication of the boundaries and borders of space in the context of the chronotopic system accentuates interest in the liminal (intermediate) chronotope of the road as a special chronotopic complex, also iron images, white motor ship, airplane, train, and so on. The process of evolution of the hero of the road, which is fully revealed in the space of the road,most clearly re ects the problem of human self identication in a huge urban space. Such a perspective of research contributes to the disclosure of genre and style evolution of Yakut literature as a developing dynamic system, and, importantly, to the identication of unique artistic markers of the author's style, as well as the image of the writer as an original carrier of national identity.

Ноева, С. Е. Образ “железного города” в якутской прозе ХХ века / С. Е. Ноева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 2 (14). - С. 19-27. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-19-27
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-19-27

10.

Количество страниц: 9 с.

Тема любви и красоты является ключевой в творчестве Сергея Москвитина. По мнению Москвитина, поэзия, красота, любовь - три кита, на которых держится вся планета [1]. При этом понятия "женщина", "красота", "вдохновенье" неразделимы для автора. Женщина тождественна с любовью, автор обожествляет ее, принижая себя. Образ женщины в творчестве Москвитина слегка размытый, не конкретизирован в отличие от пейзажной лирики, где тщательно описана каждая деталь. Вместе с тем пейзажная лирика и любовная лирика неразделимы: через призму описания природы можно угадывать настроение автора, какие-то вехи в биографии. Например, когда начинаются романтические отношения с дамой сердца, описание природы позитивно, когда происходят размолвки, героя и героиню терзают сомнения, природа, природные явления вторят этим чувствам. Автору не чужда чувственная сторона взаимоотношений мужчины и женщины. Тем не менее в творчестве преобладает платоническая любовь. Описание интимных сцен дополняется всегда в обязательном порядке воспеванием любви, любимой женщины, что в полной мере передает уважительное отношение к героине. Автор делает акцент на том, что женщины бывают разные, но каждая прекрасна и достойна любви, своего поэта, воспевающего ее красоту. Автор ценит не только внешнюю красоту, но и больше красоту душевную. Любовную лирику Москвитина отличает автобиографичность, она выражена стихотворениями, посланиями любимой женщине, о чем свидетельствуют сделанные исследователями выводы.
The theme of love and beauty is key in the work of Sergei Moskvitin. According to Moskvitin, poetry, beauty and love are the three pillars on which the entire planet rests. At the same time, the concepts of “woman”, “beauty”, “inspiration” are inseparable for the author. Woman is identical with love, the author dei es her, belittling himself. The image of a woman is slightly blurry and not specied in Moskvitin’s works, unlike landscape lyrics, where every detail is carefully described. At the same time, landscape lyrics and love lyrics are inseparable: through the prism of describing nature, one can guess the author’s mood, some milestones in the biography. For example, when a romantic relationship with a lady begins, the description of nature is positive; when disagreements occur, the hero and heroine are tormented by doubts, nature and natural phenomena echo these feelings. The author is no stranger to the sensual side of the relationship between a man and a woman. However, platonic love predominates in creativity. The description of intimate scenes is always complemented by the chanting of love, the beloved woman, which fully conveys a respectful attitude towards the heroine. The author emphasizes that women are different, but each is beautiful and worthy of love, its own poet who sings of her beauty. The author appreciates not only external beauty, but more spiritual beauty. Moskvitin's love lyrics are autobiographical; they are expressed in poems and messages to the woman he loves, as evidenced by the conclusions drawn by the researchers.

Куличкина, М. В. Тема любви и красоты в творчестве С. Москвитина / М. В. Куличкина, Е. А. Антонова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2024, N 3 (15). - С. 10-18. - DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-10-18
DOI: 10.25587/2782-6635-2024-3-10-18