Тематические подборки
Издания подборки 1 - 10 из 56
1.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье проанализированы основные особенности исполнения эпоса эвенов. В эпической традиции эвенов сосуществуют до настоящего времени песенно-прозаический и прозаический эпос, а ранее был и собственно песенный эпос. Весь эпос эвенов назывался нимкан. Но для разграничения песенного, песенно-прозаического и прозаического эпоса эвены употребляют слово нимкан с дополнительными словами-определениями. Эпос, исполняемый песенно, называют икэ-нимкан (песня-нимкан); песенно-прозаический эпос - икэякэн нимкан (нимкан с песней)-, собственно прозаический - нимкан, а короткие сказки - урумкун нимкан (короткий нимкан). Исполнение эпоса было приурочено к определенному месту и времени и было привязано к годовому циклу - имело сезонность. Эвенский эпос нимкан обладал развитой специализацией исполнения. Эпос исполнял Һпрофессиональныйһ сказитель при наличии помощника эдъимҥи, исполняющего функцию защиты, призванного своими действиями ограждать исполнителя и слушателей от злых духов (ариҥкая). Наличие такого помощника было обусловлено тем, что, по поверьям эвенов, бодрствование злых духов начинается в темное время суток, т.е. именно в тот момент, когда идет активное исполнение эпоса. У эвенов большое значение в ритуале исполнения эпоса имела аудитория, которая являлась активным коллективным слушателем.
This article analyzes the main features of the execution of the Even epic. The work is based on the study of the epic heritage, the personalities of the performers of the song, song prose and prose epic. The epic heritage of any nation, connected with its linguistic baggage and being a part of spiritual culture, requires a multilateral analysis, taking into account the significance of the creative person. The performance of the epic was timed to a specific place and time and was tied to the annual cycle - it had seasonality. The Even epic nimkan possessed a developed specialization of performance. The epic was performed by a "professional" storyteller with an assistant ediyimi performing a defense function, called upon to protect the performer and listeners from evil spirits (arimkal) by his actions. The presence of such an assistant was due to the fact that, according to the Evens, the wakefulness of evil spirits begins in the dark, i.e. precisely at the moment when the active fulfillment of the epic is underway. Among the Evens, the audience, which was an active collective listener, was of great importance in the ritual of performing the epic.

Петрова, В. А.
Аудитория и ее влияние на творческое мастерство исполнителя эвенского эпоса / Петрова В. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 293-296. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.056
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.056

2.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматриваются мифологические образы в героических сказаниях (нимнгаканах) известного эвенкийского сказителя Н.Г. Трофимова, представляющего локальную эпическую традицию эвенков рода Бута. Нимнгакан - архаический эпос, основанный на мифологических воззрениях, и это отразилось в характере и функциях героев, появлении мифологических персонажей. Целью исследования является характеристика образов небесных светил, божеств неба и земли, духов-хозяев природы. Перечисленные мифологические персонажи помогают богатырям среднего мира преодолеть препятствия и одолеть врага. Для решения поставленных задач автором использованы типологический и сравнительный методы. Результат работы требует дальнейшего сопоставительно-сравнительного исследования с другими локально-эпическими традициями эвенков.
The article discusses the mythological images in the heroic legends (nimngakans)Of the famous Evenk storyteller N.G. Trofimov, representing the local epic tradition of the Evenks Of the Buta clan. Nimngakan is an archaic epic based on mythological views, and this is reflected in the character and functions of the heroes, the appearance of mythological characters. The aim of the study is to characterize the images of the heavenly bodies, the deities of heaven and earth, the spirits of the masters of nature. The listed images help the heroes of the middle world toovercome obstacles and overcome the enemy. To solve the set tasks, the author used typological and comparative methods. The result of the work requires further comparative and comparative research with other local epic traditions of the Evenks.

Яковлева, М. П. Классификация мифологических персонажей в эвенкийских героических сказаниях Н. Г. Трофимова / Яковлева М. П. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 288-293. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.055
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.055

5.

Количество страниц: 5 с.

Предпринимается попытка анализа функциональных свойств эпических запевов в фольклоре эвенков. На примерах из текстов эвенкийского эпоса проанализирована родоплеменная идентификация в запевах его героев. В результате исследования получены выводы о высокой информативности эвенкийских эпических запевов в историческом плане.
The article attempts to analyze functional features of the epic opening songs in the Evenki folklore. Tribal identification in the opening songs of the heroes of the Evenki epos is analyzed on the examples of the texts of the Evenki epos. As a result of investigation, conclusions are obtained about the high informative status of Evenki epic opening songs in the historical respect.

Варламов, А. Н. Родоплеменная идентификация в запевах героев эвенкийского эпоса / А. Н. Варламов ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2010. - N 1 (1). - С. 73-77.

6.

Издательство: Институт филологии СО РАН

Год выпуска: 2007

Количество страниц: 112 с.

В сборнике представлены статьи, посвященные изучению несказочной прозы, эпоса и обрядового фольклора сибирских народов. В статьях исследуются алтайские и хакасские мифы, произведения героического эпоса алтайцев, хакасов, эвенков, якутов и бурят, а также обрядовый фольклор и традиционные ритуалы манси, алтайцев, якутов и эвенов. В сборнике рассматриваются вопросы поэтики мифа и народного эпоса," природа ритуала и методики его исследования, а также современное состояние фольклора сибирских народов по новым экспедиционным данным. Книга рассчитана на специалистов по фольклору, этнографии, народной культуре Сибири и всех, кто интересуется традициями и народным творчеством сибирских этносов
9.

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 176 с.

В сборнике представлены тезисы докладов Международной научной конференции "Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика", организованной под патронатом ЮНЕСКО. В тезисах освещены проблемы перевода и издания памятников эпического наследия, современного бытования эпического творчества, рассматриваются вопросы изучения эпоса в контексте этнической истории, феномен эпических сказителей, музыка, язык и поэтика национальных эпосов
10.

Год выпуска: 2024

В Саха театре 15 марта 2024 года в честь 75-летия состоялся творческий вечер носителя двух культур, талантливого исполнителя эвенкийского и якутского эпосов, нимнгакалана, ведущего артиста Театра Олонхо, стипендиата Ил Дархана, Заслуженного артиста РС(Я) Валентина Гаврильевича Исакова