Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 18
1.

Количество страниц: 6 с.

В современном мире вопросы межкультурного взаимодействия становятся все более актуальными и важными. Для построения эффективного диалога между представителями различных культур необходимо учитывать этические аспекты этого процесса. Данная статья посвящена исследованию этического подхода к межкультурному взаимодействию и его роли в содействии взаимопониманию и уважению между культурными группами. В ходе анализа рассматриваются основные вопросы, которые могут быть полезными при взаимодействии между представителями различных культур. Особое внимание уделяется вопросу культуры в коммуникативном аспекте и раскрытию подходов к изучению культурных процессов в контексте межкультурной коммуникации. В исследовании выявляются основные этические принципы и аспекты этического подхода к межкультурному взаимодействию, лежащие в основе коммуникации между различными этнокультурами и их влияния на формирование гармоничных отношений между культурными сообществами. Результаты исследования помогут развить более осознанный подход к взаимодействию между различными культурами и поспособствуют развитию межкультурного диалога на основе принципов взаимоуважения, понимания и сотрудничества.
In the modern world, issues of intercultural interaction are becoming increasingly relevant and important. To build an effective dialogue between representatives of different cultures, it is necessary to take into account the ethical aspects of this process. This article explores an ethical approach to intercultural interaction and its role in promoting mutual understanding and respect between cultural groups. The analysis examines key issues that may be useful in interactions between representatives of different cultures. Particular attention is paid to the issue of culture in the communicative aspect and to the disclosure of approaches to the study of cultural processes in the context of intercultural communication. The study identifies the basic ethical principles and aspects of the ethical approach to intercultural interaction that underlie communication between different ethnic cultures and their influence on the formation of harmonious relations between cultural communities. The results of the study will help develop a more conscious approach to interaction between different cultures and contribute to the development of intercultural dialogue based on the principles of mutual respect, understanding and cooperation.

Корякина, А. А. Этический подход к межкультурному взаимодействию / А. А. Корякина ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Экономика. Социология. Культурология". - 2024. - N 2 (34). - C. 23-28. - DOI: 10.25587/2587-8778-2024-2-23-28
DOI: 10.25587/2587-8778-2024-2-23-28

2.

Количество страниц: 7 с.

В статье проводится анализ выступлений спикеров пленарного заседания Кантовского конгресса, прошедшего в Калининграде, в апреле 2024 года в связи с 300-летним юбилеем мыслителя. Пленарное заседание вел заместитель председателя правительства РФ Чернышенко Дмитрий Николаевич, который не просто давал слово для выступления спикерам, но и своими вопросами и комментариями к выступлениям широко раскрыл содержание нового этапа развития человечества, а также цель, задачи и в целом проблематику, разрешение которой представляет собой необходимое и достаточное условие нормального функционирования и развития человеческой цивилизации. Выступления спикеров Могилевского К. И., Алиханова А. А., Федорова А. А., Анисимова Н. Ю., Пищулина А. Ю., Аветисяна А. И., а также международного эксперта Санджоя Джоши из Индии показали, что современные задачи, стоящие перед человечеством, исключительно сложны и требуют объединения усилий всего прогрессивного человечества. В этом контексте представляет огромный интерес гипотеза, сформулированная ректором БФУ, профессором Федоровым А. А., ориентирующаяся не только на со развитие человека и искусственного интеллекта, но и на появление совершенно автономного от мира человека третьего мира - мира искусственного интеллекта. Не менее актуальны вопросы, поставленные директором Федерального центра гуманитарных практик РГГУ Пищулиным А. Ю., так как отличительная особенность современной цифровой технологии состоит в том, что создается кризис доверия тому, что тысячелетиями служило верой и правдой человеку.
The article analyzes the speeches of the speakers at the plenary session of the Kant Congress, held in Kaliningrad in April 2024 in connection with the 300th anniversary of the thinker. The plenary session was chaired by Deputy Prime Minister of Russia Dmitry Chernyshenko, who not only gave the floor to speak, but also revealed the content of the new stage of human development with his questions and comments to them widely. As well as the goal, objectives and, in general, the problems of resolution, which represent a necessary and sufficient condition for the normal functioning and development of human civilization. The speeches of the speakers - Mogilevsky D.N., Alikhanov A.A., Fedorov A.A., Anisimov N.Y., Pishchulin A.Yu., Avetisyan A.I., as well as international expert Sandajoy Joshi from India showed that the modern tasks facing humanity are extremely complex and require the combined efforts of all progressive humanity. In the context, the hypothesis formulated by Professor Fedorov, the Head of the Baltic Federal University, is of great interest, focusing not only on the co-development of man and artificial intelligence, but also on the emergence of a third world person completely autonomous from the world - the world of artificial intelligence. No less relevant are the questions posed by the director of the Federal Centre for Humanitarian Practices of the Russian State University for the Humanities A.Yu. Pishchulin, because a distinctive feature of modern digital technology is that it creates a crisis of confidence in what has served people faithfully for thousands of years.

Саввинов, А. С. Размышления после Кантовского конгресса, посвященного 300-летию мыслителя / А. С. Саввинов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия. - 2024. - 2 (34). - C. 71-77. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-71-77
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-2-71-77

3.

Количество страниц: 6 с.

Стресс наиболее распространен в наши дни. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. В данной статье на основе анализа изученной литературы, представлены причины предэкзаменационного стресса старших школьников. Стресс дезорганизует деятельность школьника, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо знать не только причины, но и методы, способствующие снижению предэкзаменационного стресса.

Мамедова, Л. В. Стресс и способы борьбы с ним в предэкзаменационный период / Л. В. Мамедова ; Северо-Восточный федеральный институт имени М. К. Аммосова, Технический институт (филиал) // Инновации в науке. - 2016. - N 57-2. - C. 70-75.

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается психолого-педагогическая программа "Мой мир", направленная на психическое развитие детей среднего дошкольного возраста. Представлена структура занятий. Кратко описываются игровые методы, используемые на занятиях.

Мамедова, Л. В. Психолого-педагогическая программа "Мой мир" как средство психического развития детей среднего дошкольного возраста / Л. В. Мамедова, М. Ю. Ковалева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Технический институт (филиал) // Инновации в науке. - 2015. - N 41. - C. 101-105.

5.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье рассмотрены причины агрессии в вербальном общении детей. Раскрывается роль родителей и педагогов в процессе формирования и устранения агрессивности в речи.

Сергучева, А. М. Способы устранения вербальной агрессии у детей начальных классов / В. П. Марфусалова, А. М. Сергучева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 4 (15). - C. 177-179.

6.

Количество страниц: 2 с.

Цель исследования – определить характер влияния идеомоторного представления на предстартовую готовность к построению стратегии борьбы. В исследовании использованы методы интерактивной беседы, включенного наблюдения с использованием адаптированной методики "Поведенческие реакции в соревновательной деятельности". Респондентами выборочно явились 20 борцов вольного стиля. Беседа состояла из трех вопросов: первый вопрос носил уточняющий характер и был направлен на выявление общей осведомленности в приемах вольной борьбы, второй вопрос – на выявление собственных приемов борьбы в экстремальных ситуациях соревновательного характера за определенный промежуток времени (15 с); третий вопрос был предназначен для определения, насколько спортсмен в экстремальных ситуациях соревнования владеет стратегией ведения борьбы с определенным количеством выполняемых приемов, т.е. прогнозирует психическую надежность спортсмена. На основании полученных результатов авторами делается вывод, что тренировочный процесс в какой-то своей части психологически должен быть максимально приближен к тем условиям соревнований, в которые попадает спортсмен при ответственном выступлении. План схватки нужно продумывать заранее, однако не следует его излишне детализировать, наметив лишь свои основные задачи.

Находкин, В. В. Влияние идеомоторных представлений на соревновательный результат борцов / В. В. Находкин, М. Г. Колодезникова, А. Н. Семенов // Теория и практика физической культуры. — 2019. — N 10 (976). — С. 27-28.

7.

Количество страниц: 2 с.

Рассматриваются особенности боевой готовности спортсменов-подростков к соревнованиям. Обсуждаются возможные способы и методы ее повышения. Успешность выступления на соревнованиях зависит от многих внешних и внутренних факторов. Максимальный результат спортсмен может показать, находясь в оптимальном боевом состоянии. Цель нашего исследования состояла в изучении уровня оптимального боевого состояния спортсменов. Методами исследования были выбраны "Шкала самооценки тревоги", "ШкаҤла мотивационного состояния", методика "Потребность в достижениях", методика "Мотивы спортивной деятельности", тест М. Люшера. Разработана программа психологического сопровождения спортсменов. Для анализа динамики психического состояния были проведены диагностические работы до и после реализации экспериментальной программы. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного до и после выполнения психологической подготовки. Авторы приходят к выводу, что в подготовке спортсменов важную роль играет психологическое сопровождение их тренировочной и соревновательной подготовки. Уровень оптимального боевого состояния спортсменов может зависеть от степени их мастерства. Оптимальное боевое состояние – также от степени значимости соревнований спортсменов. В ходе исследования доказано, чем чаще спортсмен будет принимать старты на различных соревнованиях, тем выше вероятность того, что он сможет иметь оптимальную боевую готовность, т.е. легче и быстрее в него погружаться, развивая в себе оптимальный уровень тревожности и мотивации.

Платонов, Д. Н. Особенности боевой готовности юных спортсменов к соревнованиям / Д. Н. Платонов, З. Н. Платонова // Теория и практика физической культуры. — 2019. — N 10 (976). — С. 20-21.

8.

Количество страниц: 2 с.

Автор проводит философский анализ будущего такой части философии как биоэтика. По мнению автора, дальнейшее скачкообразное развитие биологических технологий ставит перед человечеством различные проблемы, часть которых невозможно решить, без разрешения нравственных аспектов развития данной науки.

Старостин, В. П. Философские размышления о будущем биоэтики / В. П. Старостин // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. - 2019. - N 2 (4). - С. 39-40.

9.

Количество страниц: 8 с.

Раскрывается значение образования в разные исторические эпохи. В начале XXI в. на передовую позицию вышли технические знания, в то же время гуманитарное образование отошло на второй план, что связано с интенсивным развитием промышленного производства. Показана необходимость проведения мониторинга с целью выявления потребностей республики в кадрах гуманитарного и технического профиля.
The article uncovers the meaning of education in different historical epochs. The beginning of the 21st century witnessed the advancement of technical knowledge to the forefront while liberal education in humanities has taken a back seat which is due to the intensive development of industrial production. We show the need for conducting monitoring with the goal of revealing the demands of the republic for the staff in humanities and the technical staff.

Тобуков, П. З. О проблемах образования в Республике Саха (Якутия): философские размышления=On education problems in the Sakha Republic (Yakutia): philosophical ponderings / П. З. Тобуков // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – N 2 (5). – С. 43-49.

10.

Количество страниц: 8 с.

Для составления общей картины био-, антропо-, этно-, психогенезов нужно учитывать влияние социокультурных и наследственных факторов в онтогенезе и филогенезе. Информация является общим атрибутом этих, взаимосвязанных друг с другом процессов. Мы объясняем влияние априорных когнитивных структур на жизнедеятельность отдельно взятого индивида и общества тем, что они упорядочивают в определенные модели информацию, содержащуюся в трех слоях психики (Я, Оно, Сверх-Я), тем самым детерминируя стереотипы поведения личности.
To make a general picture of bio-, antro-, ethno-, psychogenesis one should take into consideration the fluency of sociocultural and hereditary factors in the ontogenesis and philogenesis. The information is the general attribute of these interdependent processes. We explain the fluency a priori cognitive structures on the vital activity of one individual and the society by they regulate in the definite models the information which consists in three layers of psychics (Ego, Id, Super-Ego) determining the stereotypes of the conduct of personality.

Скрябин, А. А. Эпистемо-гносеологический анализ теории пассионарности=Epistemic-gnoseological analysis of the theory of passionarity / А. А. Скрябин // Вестник Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. – 2005. – Т. 2, N 2. – С. 127-133.