Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 213
1.

Ответственность: Михайлова Анна Викторовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматриваются основные аспекты понятия эмоционального интеллекта. Рассматриваются важные исторические моменты становления эмоционального интеллекта как отдельного подразделения в психологии личности. Конкретизируется существующие и наиболее популярные направления в изучении эмоционального интеллекта человека. Выявлено влияние эмоционального интеллекта на выбор профессии. На основании анализа связей эмоционального интеллекта с выбираемыми старшеклассниками типами профессий и сферами профессиональной деятельности, их профессиональными предпочтениями выявлены те виды профессиональной деятельности, в выборе которых серьезную роль может играть эмоциональный интеллект.
The article deals with the main aspects of the concept of emotional intelligence. Important historical moments of the formation of emotional intelligence as a separate subdivision in personality psychology are considered. The existing and most popular directions in the study of human emotional intelligence are specified. The influence of emotional intelligence on the choice of profession was revealed. Based on the analysis of the relationship of emotional intelligence with the types of professions and areas of professional activity chosen by high school students, their professional preferences, those types of professional activity were identified, in the choice of which emotional intelligence can play a serious role.

Никитина, Л. И.
Влияние эмоционального интеллекта на выбор профессии / Л. И. Никитина ; научный руководитель А. В. Михайлова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Финансово-экономический институт // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 270-273.

2.

Количество страниц: 10 с.

В данной статье описаны особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях с младшим подростком, проживающих на территории Республика (Саха) Якутия. Описаны основные субъективные образы, характеристики и психологические особенности перцепции участников детско-родительских отношений. В исследовании приняло участие 106 семей. Возраст детей - младшие подростки от 11 до 14 лет. Возраст родителей от 32 до 61 года. В качестве психологического инструментария использовался проективный метод "Семья животных". Методом обработки и анализа данных выступил контент-анализ, использовался метод частотности упоминания. В качестве статистической обработки данных использовался непараметрический критерий Краскела - Уоллиса для K - независимых выборок и описательный метод: таблицы сопряженности. В результатах исследования показано, что для подростков и их родителей характерно сохранение традиционной иерархичности в структуре детско-родительских отношений, сохранение традиционности образов ребенка и родителя. Для младших подростков характерна двойственность в отношении к родителям. Двойственность выражается в сохранение образа родителя как главенствующего в данных отношениях, при этом показано, что стремление к равноправности и детоцентризму наблюдается у более 50% младших подростков. Для отцов и матерей характерна традиционная система детско-родительских отношений. Матери более склонны к смещению к детоцентризму в сравнении с отцами. Матери и младшие подростки чаще демонстрируют тревожность, беспокойство и внутренний конфликт в ситуациях диагностики детско-родительских отношений. Отцы, напротив, характеризуются уверенностью и субъективной удовлетворённостью при диагностики детско-родительских отношений.
This article describes the perceptions of parent-child relationships in families with young adolescents living in the Republic of Sakha (Yakutia). It describes the key subjective images, characteristics, and psychological aspects of the participants’ perceptions of parent-child relationships. A total of 106 families participated in the study. The children were young adolescents, aged 11 to 14. The parents ranged in age from 32 to 61. The Animal Family projective method was used as a psychological tool. A context analysis was used for data processing and analysis, using the frequency of mention method. For statistical processing of data, the nonparametric Kruskal-Wallis test for K-independent samples and the descriptive method: contingency tables were used. The study results show that adolescents and their parents tend to maintain a traditional hierarchy in the structure of parent-child relationships, preserving traditional images of child and parent. Younger adolescents are characterized by ambivalence in their attitudes toward their parents. Duality is expressed in the persistence of the parent’s image as dominant in these relationships, while a desire for equality and child-centrism was observed in over 50% of young adolescents. Fathers and mothers are characterized by a traditional system of parent-child relationships. Mothers are more prone to a shift toward child-centrism than fathers. Mothers and young adolescents are more likely to display anxiety, worry, and internal conflict when assessing parent-child relationships. Fathers, on the other hand, are characterized by confidence and subjective satisfaction when assessing parent-child relationships.

Васягина, Н. Н. Психологические особенности восприятия детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших подростков / Н. И. Васягина, Е. В. Градинар ; Уральский государственный педагогический университет, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 3 (39). - С. 80-89. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-80-89
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-3-80-89

3.

Количество страниц: 11 с.

В статье рассматривается вопрос этнической идентичности у лиц с акцентуациями характера в условиях современного полиэтничного общества, акцентируя внимание на связи между акцентуациями и типами этнической идентичности. Этническая идентичность, являясь важной составляющей социальной идентичности, играет ключевую роль в межэтническом взаимодействии и социальном поведении. Ее утрата может вызвать негативные эмоциональные реакции и спровоцировать деструктивные формы поведения. Акцентуации характера могут проявляться через различные дисгармоничные типы этнической идентичности, что подчеркивает необходимость их изучения. Исследование охватило 160 студентов в возрасте до 25 лет, из которых 80 человек с разными акцентуациями характера составили экспериментальную группу. Для изучения акцентуаций характера использовался модифицированный Тест личностных акцентуаций (ТЛА) Дворщенко В. П., основанный на Патодиагностическом опроснике Личко А. Е., а этническая идентичность оценивалась с помощью методики "Типы этнической идентичности" Солдатовой Г. У. и Рыжовой С. В. Сравнение двух групп - экспериментальной (с акцентуациями характера) и контрольной (без акцентуаций) - показало значительные различия в типах этнической идентичности. Акцентуации характера, будучи выраженными чертами личности, оказывают влияние на поведение и самовосприятие, что нашло отражение в результатах исследования. Наиболее распространенными акцентуациями оказались истероидный (61,25%), шизоидный (25%) и эпилептоидный типы (22,5%), что свидетельствует о высокой представленности данных типов в экспериментальной группе. В группе студентов с акцентуациями характера доминировала этническая индифферентность, в то время как у студентов без акцентуаций преобладала позитивная этническая идентичность. Статистический анализ, проведенный с использованием углового преобразования Фишера, подтвердил значимые различия между группами. В экспериментальной группе процент студентов с позитивной этнической идентичностью оказался существенно ниже (ϕ=3,18, р≤0,01), тогда как этническая индифферентность была значительно выше (ϕ=1,73, р=0,05). Эти результаты демонстрируют, что студенты с акцентуациями характера проявляют меньший интерес к вопросам этнической идентичности и чаще склонны к этнической индифферентности. Таким образом, исследование подчеркивает важность учета акцентуаций характера при анализе типов этнической идентичности.
The article deals with the problem of ethnic identity in individuals with character accentuation in the context of modern multi-ethnic society. As a key component of social identity, ethnic identity affects interethnic interaction and social behavior. Loss of ethnic identity can lead to negative emotional reactions and destructive behaviors. Just as character accentuations manifest themselves in the form of disharmonic types of ethnic identity. The study covered 160 students under the age of 25. The experimental group consisted of 80 respondents with different accentuations of character. The study of character accentuations was carried out with the help of the Dvorchenko Test of Personal Accentuations (TPA), a modified version of the Patodiagnostic questionnaire by Lichko. Ethnic identity was studied using the methodology “Types of Ethnic Identity” by Soldatova and Ryzhova. The results showed that among individuals with character accentuations, the most common are the hysteric (61.25%), schizoid (25%) and epileptoid types of accentuation (22.5%). Ethnic indifference prevails in this group, while positive ethnic identity dominates students with no character accentuations. Statistical analysis using the Fisher angular transformation confirmed significant differences between the groups. For the positive ethnic identity parameter in the control sample, the incidence was higher than in accentuated (φ=3.18, p 0.01). While the type of ethnic indifference is significantly higher in the group of individuals with character accents (φ=1.73, p=0.05). The data analysis indicates that individuals with character accentuations show a low level of interest in issues of ethnic identity and are inclined to ethnic indifference. These findings underscore the need to take into account psychological characteristics in the analysis of ethnic identity.

Сидорова, Т. Н.
Особенности этнической идентичности у лиц с акцентуациями характера / Т. Н. Сидорова, Е. В. Афанасьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". 2024. - N 3 (35). - C. 74-84. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-3-74-84
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-3-74-84

5.

Количество страниц: 2 с.

Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании ребенка. От условий воспитания в семье зависит уровень тревожности ребёнка. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

Сакердонова, А. С. Влияние стиля семейного воспитания на уровень тревожности детей / Сакердонова А. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Педагогический институт // Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей: современные вызовы, проблемы, опыт : материалы II Республиканской научно-практической конференции с российским участием, посвященной Десятилетию Детства Российской Федерации / [автор-составитель Л. П. Ефремова ; научный редактор М. М. Прокопьева ; редакционная коллегия: Л. П. Ефремова, А. Е. Сергучев, М. М. Прокопьева, В. В. Находкин ; рецензенты: М. Д. Гермогенова, О. П. Шилова]. - Якутск : ЦНС Интерактив плюс, 2019. - С. 271-272.

6.
Автор:

Количество страниц: 2 с.

В статье рассмотрены общие закономерности определения психологических особенностей ребенка по его художественным произведениям. А также представлен конкретный пример описания состояния ребенка, написавшего картину "Северное сияние".

Попова, В. И. Психологическая характеристика ребенка по его рисункам / Попова В. И. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей: современные вызовы, проблемы, опыт : материалы II Республиканской научно-практической конференции с российским участием, посвященной Десятилетию Детства Российской Федерации / [автор-составитель Л. П. Ефремова ; научный редактор М. М. Прокопьева ; редакционная коллегия: Л. П. Ефремова, А. Е. Сергучев, М. М. Прокопьева, В. В. Находкин ;рецензенты: М. Д. Гермогенова, О. П. Шилова]. - Якутск : ЦНС Интерактив плюс, 2019. - С. 265-266.

7.

Количество страниц: 2 с.

Рассмотрены теоретические основы семьи как микросреда социализации личности ребенка.

Макарова, Т. А. Семья как микросреда социализации личности ребенка / Макарова Т. А. ; Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта // Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей: современные вызовы, проблемы, опыт : материалы II Республиканской научно-практической конференции с российским участием, посвященной Десятилетию Детства Российской Федерации / [автор-составитель Л. П. Ефремова ; научный редактор М. М. Прокопьева ; редакционная коллегия: Л. П. Ефремова, А. Е. Сергучев, М. М. Прокопьева, В. В. Находкин ; рецензенты: М. Д. Гермогенова, О. П. Шилова]. - Якутск : ЦНС Интерактив плюс, 2019. - С. 242-243.

8.

Количество страниц: 4 с.

В статье представлены теоретические основы танцетерапии.

Павлова, Т. Н. Танцетерапия как разгрузка психоэмоционального состояния ребенка / Павлова Т. Н. ; МБУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мохсоголлохский центр помощи детям, оставшихся без попечения родителей" // Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей: современные вызовы, проблемы, опыт : материалы II Республиканской научно-практической конференции с российским участием, посвященной Десятилетию Детства Российской Федерации / [автор-составитель Л. П. Ефремова ; научный редактор М. М. Прокопьева ; редакционная коллегия: Л. П. Ефремова, А. Е. Сергучев, М. М. Прокопьева, В. В. Находкин ; рецензенты: М. Д. Гермогенова, О. П. Шилова]. - Якутск : ЦНС Интерактив плюс, 2019. - С. 254-257.

9.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается проблема социализации детей дошкольного возраста в условиях центра помощи.

Михайлова, Н. П. Социализация дошкольников в условиях детского дома / Михайлова Н. П. ; МКУ "Центр помощи и комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Берегиня" // Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей: современные вызовы, проблемы, опыт : материалы II Республиканской научно-практической конференции с российским участием, посвященной Десятилетию Детства Российской Федерации / [автор-составитель Л. П. Ефремова ; научный редактор М. М. Прокопьева ; редакционная коллегия: Л. П. Ефремова, А. Е. Сергучев, М. М. Прокопьева, В. В. Находкин ; рецензенты: М. Д. Гермогенова, О. П. Шилова]. - Якутск : ЦНС Интерактив плюс, 2019. - С. 244-247.

10.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье рассмотрены проблемы межличностных конфликтов в подростковом возрасте. В результате анализа автор выявляет причины и типичные способы реагировании в межличностном конфликте среди подросткового возраста.

Евдокарова, Т. В. Межличностный конфликт в подростковом возрасте / Евдокарова Т. В. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Система социально-психолого-педагогического сопровождения детей и семей: современные вызовы, проблемы, опыт : материалы II Республиканской научно-практической конференции с российским участием, посвященной Десятилетию Детства Российской Федерации / [автор-составитель Л. П. Ефремова ; научный редактор М. М. Прокопьева ; редакционная коллегия: Л. П. Ефремова, А. Е. Сергучев, М. М. Прокопьева, В. В. Находкин ; рецензенты: М. Д. Гермогенова, О. П. Шилова]. - Якутск : ЦНС Интерактив плюс, 2019. - С. 240-242.