Ноева Саргылана Еремеевна (1979)

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Документы 1 - 10 из 23
1.

Количество страниц: 12 с.

Активное обращение к дискурсу холода как научной проблеме отмечается в науке в последние несколько лет, что обусловлено в какой-то степени трансформацией картины мира современного человека, отчасти осознанием хрупкости баланса мира в глобализирующемся пространстве. В то же время неразработанность методологии, заключающаяся в отсутствии концептуальной, информационной базы, отдельного инструментария, создает трудности в реализации данной проблемы. В связи с этим тема, представленная в рамках данной статьи, имеет, несомненно, глубокий научный потенциал и новизну в контексте проблемы геокультуры Севера. Цель исследования - изучение концепта холод в контексте геокультурного ландшафта Якутии как смысловой структуры, которая проявляется в константности образов, универсалий, обладающих культурно-исторической, ментальной общностью и объединенных в единую художественную систему. Автор обращает особое внимание на рецепцию концепта холод в аспекте бинарных позиций свой-чужой, где свой представлен ассоциативным рядом родной, близкий, светлый, безопасный и участвует в формировании уникальных характеристик национального мира. Основное внимание уделяется инициальным свойствам холода, формирующим границы якутского мира и участвующим в оформлении специфической ментальной картины саха, что достаточно ярко отражается в образах, инициирующих героев П. А. Ойунского. Помимо этого предметом исследования также являются специфика холода и его роль в актуализации уникального геокультурного качества города Якутска как самого холодного, самого далекого города, "города на краю". Методами в статье послужили системный, структурный методы исследования. Изучение данного концепта в литературоведческом аспекте способствует выявлению специфики индивидуального стиля, авторской позиции, особенностей конструирования национальной картины мира.
In recent years, an active appeal to the discourse of cold as a scientific problem has been observed in science, which is partly due to some extent to the transformation of the worldview of modern man, partly to the awareness of the fragility of the world balance in a globalising space. At the same time, the lack of development of the methodology, which consists in the absence of a conceptual, informational base, separate tools, creates difficulties in implementation this problem. In this regard, the topic presented in this article undoubtedly has great scientific potential and novelty in the context of the problem of geo-culture of the North. The purpose of the study is to study the concept of cold in the context of the geo-cultural landscape of Yakutia as a semantic structure, which manifests itself in the constancy of images, universals with cultural, historical, mental community and united in a single artistic system. The author pays special attention to the reception of the concept of cold in the aspect of binary positions of one's own and another's, where one's own is represented by an associative series of native, close, bright, safe, and participates in the formation of unique characteristics of the national world. The main attention is paid to the initial properties of cold, which form the borders of the Yakut world and participating in the design of a specific mental picture of Sakha, which is quite clearly reflected in the images of the initiating heroes of P.A. Oyunsky. In addition, the subject of the study is also the specifics of cold and its role in the actualisation of the unique geo-cultural quality of the city of Yakutsk as the coldest, most distant city, “the city on the edge”. The methods used in the article were systemic, structural research methods. Results. The study of this concept in the literary aspect helps to identify the peculiarities of the individual style, the author's position, and the peculiarities of constructing a national picture of the world.

Ноева, С. Е. Поэтика холода в якутской прозе начала ХХ века: холод как граница якутского мира / С. Е. Ноева (Карманова) ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 147-158. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-147-158
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-147-158

3.

Количество страниц: 7 с.

The article attempts to study the images of inverted space in the prose of Platon Oyunsky. Special attention is paid to the initial images of the artistic chronotope, forming a scheme of inversion: this is the underwater and lower worlds, the urban space in the writer's stories. The author of the article also highlights the image of the border, which forms a specific character of the Yakut world, also asserting the exceptional image of the initiating hero. The scholarly paradigm of this study also includes the issue of the body (clothing) as the main component of the image of the “I” of an urban person, defining the boundaries of his/her social sphere. В статье предпринимается попытка исследования образов перевернутого пространства в прозе П. А. Ойунского. Особое внимание уделяется инициальным образам художественного хронотопа, образующим схему перевернутости - это подводный и нижний миры, пространство города в рассказах писателя. Автор статьи выделяет также особым вниманием образ границы, формирующей специфический характер якутского мира, также утверждающей исключительный образ инициирующего героя. В научную парадигму данного исследования включается и проблема тела (одежды) как основного составляющего образа “Я” городского человека, определяющего границы его социальной сферы.

Ноева, С. Е. Boundaries of being: The images of inverted space in the prose of the Yakut writer Platon Oyunsky / С. Е. Ноева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2023. - N 2 (10). - С. 20-26. - DOI: 10.25587/litteraesvfu.2023.66.67.003
DOI: 10.25587/litteraesvfu.2023.66.67.003

4.

Количество страниц: 11 с.

Цель исследования - выявление поэтических особенностей геокультурной модели "Дьоллоох Дьокуускай" (Счастливого Якутска), формирующейся в 50-80-ых гг. ХХ в. Задачами статьи являются выявление художественных элементов, складывающихся в единый текст Счастливого Якутска; определение качественных характеристик геокультурной модели "города-университета"; актуализация идеи созидания как основного лейтмотива национальной прозы 50-80-ых гг. ХХ в. Новизна исследования заключается в изучении модели "города в городе" - города-университета, студенческого городка Сэргэлээх, объединяющем в своем едином смысловом спектре структурные уровни Счастливого Якутска: эволюцию героя, мотив мечты, концепт счастья и молодости и др. Достаточно интересно интерпретируется в спектре национально-поэтической образности концепт белого теплохода, который может быть интерпретирован как олицетворение мечты человека в узком смысле и как образ советского абсолютизма, торжественного и мощного, в широком понятии. В результате определены поэтические особенности городской культурной модели "города-университета" как основной хронотопической системы в модели Счастливого Якутска; выявлены место и роль героя прозы 50-80-ых гг. ХХ в., сознание которого чрезвычайно отзывчиво к модификациям окружающего ландшафта.

Ноева, С. Е. Поэтика "Счастливого Якутска" ("Дьоллоох Дьокуускай") в якутской прозе 50–80-ых гг. ХХ в. / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - N 1 (31). - С. 63-73.
DOI: 10.25587/SVFU.2023.24.54.007

5.

Количество страниц: 3 с.

Приведен сравнительный анализ образов пространства и времени в романах народного писателя Якутии Софрона Данилова. При анализе основных аспектов художественной концепции С. Данилова (хронотопа, архетипики, системы персонажей, романного мышления) в их объективно-логической связи прослеживаются жанрово-стилевое своеобразие поэтики, пути эволюции писательского стиля и становление типов хронотопа в якутской романистике.

Ноева, С. Е. Эволюция образов пространства и времени в романах Софр. П. Данилова / С. Е. Ноева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Наука и образование. - 2008. - N 3 (51). - С. 88-90.

6.

Ответственность: Романова Лидия Николаевна (Редактор), Мыреева Анна Николаевна (Автор обозрения, рецензии), Егорова Саргылана Ивановна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: ИГИиПМНС СО РАН

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 154 с.

Монография посвящена изучению репрезентативности образов геотопики в якутском романе на примере художественных произведений В. С. Соловьева-Болот Боотура, В. С. Яковлева-Далана, И. М. Гоголева-Кындыла. Анализируя литературную ситуацию якутской прозы ХХ века–начала ХХI века в контексте геопоэтического дискурса (в т.ч. рассматриваемые в его аспекте архетипика, симметрия пространства, локальная мифология, хронотоп и т.д.), в которой раскрываются несколько уровней этнокультурных типов сознания, автор выявляет геопоэтический ландшафт якутского романа в качестве значительного аспекта, имеющего прямую обусловленность от общественно-культурного контекста и отразившего в своем развитии качественные и количественные изменения в модификации якутского романа. Для специалистов-филологов, аспирантов, студентов и широкого круга читателей, интересующихся якутской литературой.

Ноева, С. Е. Поэтика геокультурного ландшафта в якутском романе II-ой половины XX века : монография / С. Е. Ноева ; ответственный редактор кандидат филологических наук Л. Н. Романова ; Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2017. - 1 файл (123, [1] с.; 906 Кб)

7.

Количество страниц: 10 с.

Цель данной статьи – изучение репрезентации элементов карнавальной смеховой культуры, активно реализуемых в романе-дилогии народного писателя Якутии Софр. П. Данилова "Киһи биирдэ олорор" ("Человек живет только раз" 1973, 1975). Неожиданно интересная интерпретация, предпринятая в отношении рецепции литературного материала о Гражданской войне в Якутии, связана с художественной перспективой исследования данной темы в аспекте известной концепции карнавала, предложенной М. М. Бахтиным в работе "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса", что представляет актуальность данного материала. В контексте данного исследования особую, претендующую на новизну трактовку получает интерпретация категории перевернутости, активно участвующей в организации художественного романного хронотопа при моделировании бинарных пар запад–восток, город–село, красные–белые, свой–чужой и пр. Автор статьи рассматривает функционирование категории перевернутости в качестве одной из эффективных средств отражения культурных универсалий, получающих актуализацию в текстах литературы: бинарных позиций жизни-смерти, любвиненависти, вечности-забвения и др. Репрезентация темы Гражданской войны, точнее, легендарной ледовой осады в местности Сасыл Сысыы между отрядами Ивана Строда и белого генерала Анатолия Пепеляева, в аспекте системы карнавальности подразумевает рассмотрение системы художественных средств и приемов, отражающих трансформацию литературного героя – героя нового типа, переступающего экзистенциональные границы старого пространства и создающего новый культурный мир. Потому проблемы, затрагиваемые в пределах данной статьи, касаются вопросов самоидентификации, специфики ментального ландшафта, определения рубежей маргинальности в художественном тексте и составляют перспективу дальнейших исследований по данной теме

Ноева, С. Е. Карнавальный способ мировосприятия в романе Софр. П. Данилова "Человек живет только раз" / C. Е. Ноева (Карманова) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2022. – N 1 (87). – С. 87-96
DOI: 10.25587/SVFU.2022.18.84.009

8.

Источник: Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова : научный журнал. - 2021, N 3 (83).

Количество страниц: 13 с.

Ноева, С. Е. Особенности поэтики и структуры городского текста в якутском геокультурном ландшафте / С. Е. Ноева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2021. – N 3 (83). – С. 93-105. – DOI: 10.25587/SVFU.2021.83.3.007
DOI: 10.25587/SVFU.2021.83.3.007

9.

Количество страниц: 12 с.

Карманова (Ноева), С. Е. "Город на костях": апокалиптические образы и мотивы Якутска в аспекте городского текста = Yakutsk as existential threshold in Yakut prose of the XX century / С. Е. Карманова (Ноева) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2020. — N 2 (31). — С. 122-133
DOI: 10.25693/SVGV.2020.31.2.015