Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 11
1.
Автор:
Салищев Константин Алексеевич

Издательство: АН СССР

Год выпуска: 1934

Серия, номер выпуска: АН СССР. Труды Совета по изучению производительных сил. Серия якутская. Вып. 17

Количество страниц: 15 с.

3.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассмотрена эколого-географическая оценка устойчивости ландшафтов особо охраняемых природных территорий на примере ресурсного резервата "Куолума-Чаппанда" Таттинского улуса Республики Саха (Якутия). В заповедном деле впервые предложена методика оценивания критериев ландшафтов по балльной системе - по географической доступности в километрах ООПТ, по продолжительности безморозного периода - основного фактора производительности ландшафта, по лесистости участков ООПТ - основного фактора размножения диких животных, по площади ООПТ по квадратным километрам - основного фактора воспроизводства популяций диких животных. Далее по таблице по данным участков ООПТ выставляются баллы, и по их результатам ООПТ классифицируются на следующие классы устойчивости ландшафтов: 1-й класс - экологически высокоустойчивые ландшафты ООПТ; 2-й класс - экологически устойчивые ландшафты ООПТ; 3-й класс - экологически среднеустойчивые ландшафты ООПТ; 4-й класс - экологически малоустойчивые ландшафты ООПТ; 5-й класс - экологически подверженные ландшафты ООПТ. Ресурсный резерват "Куолума-Чаппанда" расположен в Алдано-Амгинском междуречье. Климат резко континентальный с суровой зимой и теплым летом. Таежная растительность представлена в основном лишайниково-бруснично-багульниковым лиственничным лесом. Вегетационный период незначителен. По результатам оценки устойчивости ландшафтов ООПТ ресурсный резерват "Куолума-Чаппанда" имеет следующие данные. Общий балл ресурсного резервата составляет 14 баллов, он относится к экологически среднеустойчивым ландшафтам ООПТ. По оценке резерват имеет средние размеры и находится довольно близко к населенным пунктам, что может быть использовано в развитии туризма. По лесистости резерват относится к сплошным лесным участкам. По продолжительности безморозного периода территория резервата относится к менее средним, как и по всей части Центральной Якутии. По географической доступности относится к средней доступности.
The article considers an ecological and geographical assessment of the stability of landscapes of specially protected natural areas on the example of the Kuoluma-Chappanda resource reserve of the Tattinsky ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). For the first time in the reserve business, a methodology was proposed for assessing landscape criteria according to a point system - according to geographic accessibility in kilometers of protected areas, according to the duration of the frost-free period - the main factor in landscape productivity, according to the forest cover of protected areas - the main factor in the reproduction of wild animals, according to the area of protected areas in square kilometers. Further, according to the table, points of protected areas are set and, according to their results, they are classified into the following classes of sustainability of landscapes of protected areas: class 1 - ecologically highly stable landscapes of protected areas; Class 2 - ecologically sustainable landscapes of protected areas; 3rd class - ecologically medium-stable landscapes of protected areas; Class 4 - ecologically unstable landscapes of protected areas; Class 5 - ecologically prone landscapes of protected areas. The resource reserve is located in the Aldan-Amga interfluve. The climate is sharply continental with severe winters and warm summers. The taiga vegetation is represented mainly by lichen-lingonberry-ledum larch forest. The growing season is short. According to the results of the assessment of the sustainability of landscapes of protected areas, the Kuoluma-Chappanda resource reserve has the following data. The total score of the resource reserve is 14 points and belongs to the ecologically moderately stable landscapes of protected areas. According to the assessment, the reserve is of medium size and is located quite close to settlements, which can be used in the development of tourism. In terms of forest cover, the reserve belongs to continuous forest areas. In terms of the duration of the frost-free period, the territory of the reserve is less than average, as well as throughout the entire part of Central Yakutia. In terms of geographic accessibility, it belongs to medium accessibility.

Николаев, А. А. Эколого-географическая оценка устойчивости ландшафтов особо охраняемых природных территорий на примере ресурсного резервата "Куолума-Чаппанда" / Николаев А. А. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Успехи современного естествознания. - 2023. - N 11. - С. 89-94. - DOI: 10.17513/use.38148
DOI: 10.17513/use.38148

4.

Количество страниц: 3 с.

Экспедиция "Челюскина" была трагедией, но стала героическим триумфом, который продолжает восхищать через многие годы. Люди, связанные с "Челюскинской эпопеей", сумели из драматической ситуации выйти победителями. Тема освоения Арктики с героизмом и мужеством отечественных полярников – пример для многих поколений в России.

Атласова, С. С. 90 лет экспедиции Челюскина: следы в Якутии / С. С. Атласова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - 2N 2 (32). - С. 80-82.

5.

Количество страниц: 4 с.

В публикации затрагиваетcя тема познавательной активноcти учащихcя на уроках географии. Раccмотрены методичеcкие уcловия развития познавательной активноcти учащихcя на оcнове иcпользования коcмичеcких cнимков. Проведен педагогичеcкий экcперимент c целью определения эффективноcти методичеcких уcловий.

Андреева, А. В. Методические условия развития познавательной активности учащихся на основе использования космических снимков (на примере курса "География Якутии") / А. В. Андреева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // XXV Лаврентьевские чтения, посвященные 30-летию Академии наук РС (Я) : материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Якутск, 10-13 апреля 2023 г. / [редакционная коллегия: И. Е. Егоров, Н. П. Лазарев]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (275 с. ; 24,0 Мб). - С. 118-121.

6.

Количество страниц: 8 с.

Ширина, Д. А. К вопросу о деятельности Русского географического общества в Якутии: экспедиция Р. К. Маака=To the question of the activities of the Russian geographical society in Yakutia: R. K. Maak's expedition / Д. А. Ширина // Академические исследования в Якутии: "территория историка" : сборник статей, посвященных юбилею профессора Д. А. Шириной. – Якутск : Алаас, 2016. – С. 150-157.

7.
Автор:
Кулаковский П. П.

Ответственность: Иванова Светлана Алексеевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена проектированию туристско- рекреационных зон Верхоянского хребта (на примере бассейна реки Белянка). Приводится теоретический пример проектирования туристско-рекреационной зоны.

Кулаковский, П. П. Проектирование туристско-рекреационных зон Верхоянского хребта (на примере бассейна реки Белянка) / Кулаковский П. П. ; научный руководитель Иванова С. А. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт естественных наук // Республиканская молодежная научно-практическая конференция, посвященная празднованию 150-летия со дня рождения В. К. Арсеньева, Якутск, 19 октября 2022 г. : сборник научных трудов / [редакционная коллегия: Ю. Г. Данилов, Ж. Ф. Дегтева, С. А. Иванова и др.]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (85 с. ; 2,5 Мб). - С. 58-61.

8.

Количество страниц: 10 с.

Раскрывается концепция национально-регионального компонента геоэкологического образования, ориентированная на гуманитарную, социальную и деятельностностную парадигмы образования; выявляются научно-методические подходы к ее реализации в средней школе: а) экологизация образовательных учреждений (формирование экологически ориентированной школы), понимаемая как придание экологических аспектов всей педагогической системе школы и б) система геоэкологического краеведения, охватывающая, по возможности, всех школьников и реализуемая путями основного и дополнительного образования.
Conception of the national-regional component is directed to humane, social and active paradigms of education. Scientific methods of its realization at secondary schools revealed: a.ecolozation of educational institution institutions (setting up ecologically oriented schools, in which the whole pedagogical system in connected with ecological aspects); b.system of geo-ecological study of local lore including all the children, as far as possible. It can be realized by compulsory or optional education.

Кривошапкина, О. М. Концепция национально-регионального компонента геоэкологического образования и пути ее реализации в Республике Саха (Якутия)=Conception of the national-regional component of geo-ecological education and its realization in the Republic of Sakha (Yakutia) / О. М. Кривошапкина // Вестник Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. – 2005. – Т. 2, N 2. – С. 95-104.

9.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассмотрены подходы к оценке преобразованности ландшафтов, дан анализ современной структуры ландшафтов и оценка их преобразованности в районе п. Батагай.
The article considers approaches to evaluation of transformation of landscapes, the analysis of the modern structure of landscapes and their transformation near the settlement Batagay.

Горохов, А. Н. Степень преобразованности ландшафтов Северо-Восточной Якутии / А. Н. Горохов, кандидат биологических наук ; НИИ прикладной экологии Севера ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова" // Вторая Якутская комплексная экспедиция: начало пути : сборник материалов республиканской научно-практической конференции. – Якутск : Издательский центр СВФУ, 2017. – С. 203-208.

10.

Количество страниц: 8 с.

Ширина, Д. А. Отечественная академия наук и Якутская комплексная экспедиция=National academy of sciences and the Yakut complex expedition / Д. А. Ширина // Академические исследования в Якутии: "территория историка" : сборник статей, посвященных юбилею профессора Д. А. Шириной. – Якутск : Алаас, 2016. – С. 144-150.