Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 10
- Книга (5258)
- Газета (31)
- Журнал (260)
- Автореферат диссертации (573)
- Изоиздание (4)
- Аудиоиздание (24)
- Видеоиздание (222)
- Картографическое издание (3)
- Неопубликованный документ (612)
- Нотное издание (15)
- Фотография (17)
- Статья (3309)
- Библиографический указатель (84)
- Словарь (9)
- Календарь (8)
- Брошюра (107)
- Буклет (28)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (10)
- Грампластинка (14)
- Веб-архив (1644)
- Чукотский (8)
- Долганский (2)
- Английский (159)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (11)
- Эвенский (52)
- Французский (16)
- Немецкий (6)
- Хантыйский (1)
- Киргизский (1)
- Корейский (1)
- Мансийский (1)
- Нанайский (1)
- Ненецкий (4)
- Нганасанский (2)
- Нивхский (1)
- Старорусский (10)
- Польский (4)
- Русский (10454)
- Латинская графика (75)
- Испанский (1)
- Таджикский (1)
- Тунгусский (2)
- Турецкий (5)
- Узбекский (1)
- Якутский (1403)
- Юкагирский (12)
- Не указан (4)
- Литературно-художественные издания (579)
- Официальные издания (1170)
- Научные издания (4405)
- Научно-популярные издания (2144)
- Информационные издания (2337)
- Справочные издания (50)
- Учебные издания (960)
- Производственно-практические издания (31)
- Массово-политические издания (532)
- Изобразительное издание (22)
Автор:
Заглавие:
Кычым: [парадное конское убранство]
Год выпуска: 2022
Кычым - элемент конского убранства покрывающий круп лошади. Имеет трапециевидную форму, из красного и черного сукна. Украшен вышивкой из бисера, отделан металлическими бляшками, по краю красное и черное сукно. Автор изделия народный мастер Местникова Розалия Ивановна. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Автор:
Заглавие:
Чорон: [деревянный сосуд]
Год выпуска: 2014
Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами
Автор:
Заглавие:
Сарыы этэрбэс = Торбаза
Год выпуска: 2013
Торбаса женские, сшиты из оленьей ровдуги. Голенище высокое и широкое, носок круглый. Подошва из толстой кожи, на щиколотках пришиты кожаные ремешки. Верхняя часть торбасов богато расшита бисером и украшена металлическими вставками. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Автор:
Заглавие:
Чороон: [деревянный сосуд]
Год выпуска: 2013
Большой деревянный кумысный кубок из цельного дерева березы, выполненный долблением и резьбой вручную. Имеет три ножки, оформленные в форме конского копыта, декорированные геометрической резьбой. Тулово имеет изъящную традиционную веретенообразную форму, нарядно орнаментировано пятью горизонтальными раппортными поясками, выполненными тонкой геометрической и трехгранновыемчатой резьбой. Поясок в середине тулова выполнен рельефным растительным орнаментом. Отделка поясков выполнена безупречно и орнаменты находятся на одном уровне с поверхностью тулова, что подчеркивает законченность и чистоту линий. Сосуд выварен и имеет красновато-коричневый свет. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Заглавие:
Дьабакалаах бууктаах сон
Год выпуска: 2015
Количество страниц: 1 с.
Женский национальный комплект состоящий из пальто и шапки. Бууктаах сон - верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Основные цвета бууктаах сон - красный и зеленый. Шапка дьабака имеет конусообразную форму, состоит из нескольких обязательных частей: передняя меховая часть, задняя с меховой вставкой с свисающими декоративными лентами, в верхней части шапки имеется навершие. Авторы изделий народные мастера Гуляева Дария Васильевна и Илларионова Галина Владимировна. Экспонаты принадлежат Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Автор:
Логинова Наталья Афанасьевна
Год выпуска: 2021
Количество страниц: 1 с.
Таҥалай сон - ритуальная одежда с укороченным меховым рукавом, сшитая из стриженой шкуры оленя, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером. Автор изделия Логинова Наталья Афанасьевна. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Автор:
Заглавие:
Таба тириититтэн куртка
Год выпуска: 2021
Количество страниц: 1 с.
Подборки
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Национальная одежда,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Домашнее оленеводство в семейных традициях,
- Общественные науки. Образование,
- iYakutia > Хранители традиций > Эвенки,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
У эвенков была очень популярна парка (утепленная куртка) – верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей. В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией. Основным материалом для верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серо-коричневого цвета, темно-белого цвета, реже – белого цвета. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Автор:
Оконешникова Марфа Васильевна
Заглавие:
Пальто Бууктаах ("Кытыылаах сон")
Год выпуска: 2013
Количество страниц: 1 с.
Бууктаах сон - нарядная зимняя меховая шуба якутской невесты для езды верхом на лошади. Женские пальто такого покроя изготавливались из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто "сагынньях", комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется "кытыылаах". Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от "оноолоох" тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
Автор:
Неизвестный мастер
Количество страниц: 1 с.
Подборки
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- Прикладные науки. Медицина. Ветеринария. Техника. Сельское хозяйство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Воронка для кумысного бидона - приспособление для переливания кумыса через узкое отверстие. Имеет форму полого конуса. Верхняя часть воронки украшена якутским орнаментом. Предположительная дата изготовления - вторая половина XIX века. Автор неизвестен. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
Автор:
Подборки
- Марфусалова Венера Петровна > Труды и статьи,
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Эвенки,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Предметом исследования является традиционная одежда эвенков - коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие: - Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе; - Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий; - Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды.
The subject of this research is traditional garments of the Evenki - an indigenous ethnic community of the North. The Evenki are widely scattered due to the nomadic lifestyle. At the same time, they preserve the sustainable ethnocultural cluster united as a single nation. The article examines winter outfitting of the Evenki, as well as analyzes the functionality of its elements, decorativeness and aesthetics. The classic winter garment consists of six parts fastened between each other with leather laces. It is meant for keeping them warm, and was created for convenience during the time of hunting or other activities. The Evenki retained and continue to develop such functional significance in their current daily activities. The clothing embroidery used to have sacred meaning and carried a specific information load that must be considered in making the modern traditional clothing. The research methodology is based on the analysis of literary sources, examination of the object of research from the perspective of historical-ethnographic value, practical implication and aesthetic value. The following conclusions were made: the functionality of garments of the nomadic peoples of the North is an important factor that requires comprehensive and systemic analysis for the purpose of its utilization in the current living conditions in Arctic region; traditional clothing of the Evenki is first and foremost meant for heat conservation and convenience during hunting and other activities; this functional significance is being preserved in the modern life activities; the décor used to carry sacred meaning, which must be taken into account in making the modern traditional garments.
The subject of this research is traditional garments of the Evenki - an indigenous ethnic community of the North. The Evenki are widely scattered due to the nomadic lifestyle. At the same time, they preserve the sustainable ethnocultural cluster united as a single nation. The article examines winter outfitting of the Evenki, as well as analyzes the functionality of its elements, decorativeness and aesthetics. The classic winter garment consists of six parts fastened between each other with leather laces. It is meant for keeping them warm, and was created for convenience during the time of hunting or other activities. The Evenki retained and continue to develop such functional significance in their current daily activities. The clothing embroidery used to have sacred meaning and carried a specific information load that must be considered in making the modern traditional clothing. The research methodology is based on the analysis of literary sources, examination of the object of research from the perspective of historical-ethnographic value, practical implication and aesthetic value. The following conclusions were made: the functionality of garments of the nomadic peoples of the North is an important factor that requires comprehensive and systemic analysis for the purpose of its utilization in the current living conditions in Arctic region; traditional clothing of the Evenki is first and foremost meant for heat conservation and convenience during hunting and other activities; this functional significance is being preserved in the modern life activities; the décor used to carry sacred meaning, which must be taken into account in making the modern traditional garments.