Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 10
1.

Год выпуска: 2022

Кычым - элемент конского убранства покрывающий круп лошади. Имеет трапециевидную форму, из красного и черного сукна. Украшен вышивкой из бисера, отделан металлическими бляшками, по краю красное и черное сукно. Автор изделия народный мастер Местникова Розалия Ивановна. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
2.

Год выпуска: 2014

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Чем больше ярусов, тем почётнее кубок. В отдельных случаях чорон может инкрустироваться серебром или медными сплавами
3.

Год выпуска: 2013

Торбаса женские, сшиты из оленьей ровдуги. Голенище высокое и широкое, носок круглый. Подошва из толстой кожи, на щиколотках пришиты кожаные ремешки. Верхняя часть торбасов богато расшита бисером и украшена металлическими вставками. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
4.

Год выпуска: 2013

Большой деревянный кумысный кубок из цельного дерева березы, выполненный долблением и резьбой вручную. Имеет три ножки, оформленные в форме конского копыта, декорированные геометрической резьбой. Тулово имеет изъящную традиционную веретенообразную форму, нарядно орнаментировано пятью горизонтальными раппортными поясками, выполненными тонкой геометрической и трехгранновыемчатой резьбой. Поясок в середине тулова выполнен рельефным растительным орнаментом. Отделка поясков выполнена безупречно и орнаменты находятся на одном уровне с поверхностью тулова, что подчеркивает законченность и чистоту линий. Сосуд выварен и имеет красновато-коричневый свет. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
5.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Женский национальный комплект состоящий из пальто и шапки. Бууктаах сон - верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Основные цвета бууктаах сон - красный и зеленый. Шапка дьабака имеет конусообразную форму, состоит из нескольких обязательных частей: передняя меховая часть, задняя с меховой вставкой с свисающими декоративными лентами, в верхней части шапки имеется навершие. Авторы изделий народные мастера Гуляева Дария Васильевна и Илларионова Галина Владимировна. Экспонаты принадлежат Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
6.
Автор:
Логинова Наталья Афанасьевна

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

Таҥалай сон - ритуальная одежда с укороченным меховым рукавом, сшитая из стриженой шкуры оленя, кокеткой, отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером. Автор изделия Логинова Наталья Афанасьевна. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
7.

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

У эвенков была очень популярна парка (утепленная куртка) – верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей. В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией. Основным материалом для верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серо-коричневого цвета, темно-белого цвета, реже – белого цвета. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
8.
Автор:
Оконешникова Марфа Васильевна

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Бууктаах сон - нарядная зимняя меховая шуба якутской невесты для езды верхом на лошади. Женские пальто такого покроя изготавливались из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто "сагынньях", комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется "кытыылаах". Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от "оноолоох" тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
9.
Автор:
Неизвестный мастер

Количество страниц: 1 с.

Воронка для кумысного бидона - приспособление для переливания кумыса через узкое отверстие. Имеет форму полого конуса. Верхняя часть воронки украшена якутским орнаментом. Предположительная дата изготовления - вторая половина XIX века. Автор неизвестен. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
10.
Предметом исследования является традиционная одежда эвенков - коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие: - Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе; - Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий; - Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды.
The subject of this research is traditional garments of the Evenki - an indigenous ethnic community of the North. The Evenki are widely scattered due to the nomadic lifestyle. At the same time, they preserve the sustainable ethnocultural cluster united as a single nation. The article examines winter outfitting of the Evenki, as well as analyzes the functionality of its elements, decorativeness and aesthetics. The classic winter garment consists of six parts fastened between each other with leather laces. It is meant for keeping them warm, and was created for convenience during the time of hunting or other activities. The Evenki retained and continue to develop such functional significance in their current daily activities. The clothing embroidery used to have sacred meaning and carried a specific information load that must be considered in making the modern traditional clothing. The research methodology is based on the analysis of literary sources, examination of the object of research from the perspective of historical-ethnographic value, practical implication and aesthetic value. The following conclusions were made: the functionality of garments of the nomadic peoples of the North is an important factor that requires comprehensive and systemic analysis for the purpose of its utilization in the current living conditions in Arctic region; traditional clothing of the Evenki is first and foremost meant for heat conservation and convenience during hunting and other activities; this functional significance is being preserved in the modern life activities; the décor used to carry sacred meaning, which must be taken into account in making the modern traditional garments.