Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 13350
1.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается вклад этнографа В.Н. Васильева в изучение культуры эвенкийского народа. На основе анализа научных материалов установлено, что одним из направлений деятельности известного собирателя духовной и материальной культуры народов Сибири и Дальнего Востока Виктора Николаевича Васильева было изучение эвенкийской культуры. Первоначально данная малоизученная проблема была отражена в отчете, написанном на основе материалов, собранных им во время Хатангской экспедиции в 1905 г. В 1930 г. был опубликован "Предварительный отчет о работах среди алдано-майских и алдано-охотских тунгусов в 1926-1928 гг.", и была подготовлена большая научная монография "Тунгусы Алдано-Майского и Аяно-Охотского районовһ (953 л.). Эти работы были написаны В.Н. Васильевым в результате его экспедиционной поездки, организованной Комиссией Академии наук по изучению производительных сил Якутской АССР, к алдано-майским и алдано-охотским эвенкам в 1926-1928 гг. В "Предварительном отчете о работах среди алдано-майских и алдано-охотских тунгусов в 1926- 1928 гг.", написанной в форме путевых заметок, автор осветил разные стороны жизни, быта и культуры эвенков, а также рассмотрел их социально-экономическое положение в сложный период 1920-х годов. В конце своей работы он ставит перед центральными органами власти вопросы улучшения условий жизни алдано-майских и алдано-охотских тунгусов. Эти труды и другие свидетельствуют о том, что В.Н. Васильев был талантливым полевым исследователем, который стремился возродить и развивать самобытную культуру эвенков и других народов Сибири и Дальнего Востока. Рукопись монографии В. Н. Васильева еще не опубликована. Глубокое и всестороннее изучение культуры народов Сибири и Дальнего Востока В.Н. Васильевым было обусловлено тем, что Виктор Николаевич сам родился и вырос в мультикультурной среде Якутии, где представители разных народностей тесно контактировали друг с другом в материальном и духовном плане, преодолевая суровые условия северного края.
The article considers the contribution of ethnographer V.N. Vasiliev to the study of the Evenki people. Based on the analysis of scientific and archival materials, it was established that one of the main areas of research of the famous collector of the spiritual and material culture of the peoples of Siberia and the Far East Viktor Nikolayevich Vasiliev was the coverage of Evenki culture. Initially, this little-studied problem was reflected by him in a report written on the basis of materials that were collected during the Hatang expedition in 1905. In 1930 he published the scientific work “Preliminary Report on Works among the Aldano-May and Aldano-Okhotsk Tungus in 1926-1928” and a large scientific monograph was prepared "Tunguses of Aldan-Maisky and Ayano-Okhotsk regions” (953 1.), In which a description was given of the Aldano-May Evenks and the Aldano-Okhotsk Evenks from a cultural, socio-economic point of view. These works were written in V.N. Vasiliev as a result of his expeditionary trip of 1926-1928, organized by the Commission of the Academy of Sciences for the Study of Productive Yakut Autonomous Soviet Socialist Republic, Aldano-May and Aldano-Okhotsk Evenks. The manuscript of Vasiliev’s monograph has not yet been published. In the "Preliminary Report on Works among the Aldano-May and Aldano-Okhotsk Tungus in 1926-1928”, written in the form of travel notes, the author highlighted different aspects oflife, life and culture of the Evenks, and also examined their socio-economic situations in a difficult period of 20. 20. At the end of his work, he raises with the central authority's questions of improving the living conditions of the Aldano-May and Aldano-Okhotsk Tungus. These works and others indicate that V.N. Vasiliev was a talented field researcher who sought to revive and develop the original culture of the Evenks and other peoples of Siberia and the Far East. The deep and comprehensive study of the culture of the peoples of Siberia and the Far East V.N. Vasiliev was due to the fact that Viktor Nikolaevich himself was born and grew up in the multicultural environment of Yakutia, where representatives of different nationalities closely contacted each other materially and spiritually, overcoming the harsh conditions of the northern region.
2.

Количество страниц: 5 с.

В статье, подготовленной при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта ө 20-09-00257 А "Хатанго - Анабарский регион в XX - начале XXI вв.: антропология культурного ландшафта" рассмотрены традиционные хозяйственные занятия коренных народов Анабарского региона как один из показателей в системе традиционного сельского культурного ландшафта Якутии. Внимание уделено периоду изменяющейся действительности рубежа XX-XXI вв., осуществлена попытка на основе впервые вводимых в научный оборот источников показать взгляд коренного населения Анабара на перспективы и проблемы традиционного хозяйства в этот сложный период.
The article, prepared with the financial support of the RFBR in the framework of project No. 20-09-00257 a "Khatango-Anabar region in the XX-early XXI centuries: anthropology of the cultural landscape”, examines the traditional economic activity of indigenous peoples of the Anabar region as one of the indicators in the system of rural cultural landscape of Yakutia. Special attention is paid to the period of the turn of the XX-XXI centuries. On the basis of previously unused sources, the prospects and problems of the traditional economy ofthe indigenous population of Anabar in this difficult period are shown.

Санникова, Я. М.
Традиционные хозяйственные занятия коренного населения Анабарского региона Якутии на рубеже XX - XXI вв. в контексте исследования культурного ландшафта / Санникова Я. М. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 166-170. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.030
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.030

3.

Количество страниц: 5 с.

Филиппова, В. В.
Эвенкийское население Хатанго-Анабарского региона: динамика численности и расселения в XX-XXI вв. / Филиппова В. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 162-166. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.029
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.029

5.

Количество страниц: 6 с.

В данной статье производится попытка выявления в мифологии народов циркумполярного мира категории образов, которые почерпнуты из находок останков мамонта. Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре северных народов. Мамонтовая фауна всегда так или иначе влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток и в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов, которые частично сохранились до наших дней. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора и систематизации данных о роли мамонта в фольклоре народов циркумполярного мира. Источниками исследования послужат фольклорные и этнографические данные, описывающие образ мамонта в духовной культуре народов Севера, а также вовлекаются архивные данные из Музея антропологии и этнографии и Русского географического общества. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления народов Севера о мамонте весьма необычны, они имеют некоторые сходства: среда обитания, часто внешний облик. Основой возведения вокруг него образов являются бивни и иногда шерсть. Внешне мамонт синкретичен, он сочетает в себе признаки водного и сухопутного зверя, при этом полностью его морфология остается неизвестна: бивни часто принимают за рога, наличие хобота почти ни у кого не отмечается. В целом мамонт представляется нам опасным и иногда зловредным зверем; отношение к нему у народов Севера особое: он участвует в процессе создания мира, является сильным духом-помощником у шамана, выступает часто в легендах в роли отрицательных существ иногда даже хтонического характера.
This article attempts to identify in the mythology of the peoples of the circumpolar world the category of images that are drawn from the finds of mammoth remains. The object of research is the image of the mammoth in the spiritual culture of the Northern peoples. Mammoth fauna has always influenced the life of people in one way or another, whether it is social, economic or even political, and of course it has left its imprint in the spiritual life of society as myths, legends and fantastic images that have partially survived to our days. To date, there are scattered data on the representation of different peoples about the mammoth fauna. As a rule, these myths are written comprehensively with the entire spectrum of folklore of a particular ethnic group and were not considered in a single context. The novelty of this research is an attempt to collect and systematize data on the role of the mammoth in the folklore of the peoples of the cir cumpolar world. The research sources are folklore and ethnographic data describing the image of the mammoth in the spiritual culture of the peoples of the North, as well as archival data from the Museum of anthropology and Ethnography and the Russian geographical society. According to the results of the study, it can be concluded that the ideas of the peoples of the North about the mammoth are very unusual, they have some similarities: the habitat, often the appearance. The basis for the construction of images around it are tusks and sometimes wool. Externally, the mammoth is syncretic, it combines the characteristics of an aquatic and land animal, while its morphology remains completely unknown, tusks are often mistaken for horns, and the presence of a trunk is almost never noted. In General, the mammoth seems to us a dangerous and sometimes malicious beast, the attitude to it among the peoples of the North is special, it participates in the process of creating the world, is a strong spirit-assistant to the shaman, often acts in legends as negative beings, sometimes even of a chthonic nature.

Яковлева, К. М.
Растительный орнамент в якутских украшениях: красота со смыслом / Яковлева М. К., Михайлова С. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 152-157. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.027
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.027

6.

Количество страниц: 5 с.

В данной статье производится попытка выявления в мифологии народов циркумполярного мира категории образов, которые почерпнуты из находок останков мамонта. Объектом исследования выступает образ мамонта в духовной культуре северных народов. Мамонтовая фауна всегда так или иначе влияла на жизнь людей, будь то социальная, экономическая или даже политическая сфера жизни, и конечно же она оставила свой отпечаток и в духовой жизни общества в качестве мифов, легенд и фантастических образов, которые частично сохранились до наших дней. На сегодняшний день имеются разрозненные данные о представлении разных народов о мамонтовой фауне. Как правило эти мифы записаны комплексно со всем спектром фольклора того или иного этноса и объемно не рассматривались в едином контексте. Новизной данного исследования является попытка сбора и систематизации данных о роли мамонта в фольклоре народов циркумполярного мира. Источниками исследования послужат фольклорные и этнографические данные, описывающие образ мамонта в духовной культуре народов Севера, а также вовлекаются архивные данные из Музея антропологии и этнографии и Русского географического общества. По итогам исследования можно прийти к выводам, что представления народов Севера о мамонте весьма необычны, они имеют некоторые сходства: среда обитания, часто внешний облик. Основой возведения вокруг него образов являются бивни и иногда шерсть. Внешне мамонт синкретичен, он сочетает в себе признаки водного и сухопутного зверя, при этом полностью его морфология остается неизвестна: бивни часто принимают за рога, наличие хобота почти ни у кого не отмечается. В целом мамонт представляется нам опасным и иногда зловредным зверем; отношение к нему у народов Севера особое: он участвует в процессе создания мира, является сильным духом-помощником у шамана, выступает часто в легендах в роли отрицательных существ иногда даже хтонического характера.
This article attempts to identify in the mythology of the peoples of the circumpolar world the category of images that are drawn from the finds of mammoth remains. The object of research is the image of the mammoth in the spiritual culture of the Northern peoples. Mammoth fauna has always influenced the life of people in one way or another, whether it is social, economic or even political, and of course it has left its imprint in the spiritual life of society as myths, legends and fantastic images that have partially survived to our days. To date, there are scattered data on the representation of different peoples about the mammoth fauna. As a rule, these myths are written comprehensively with the entire spectrum of folklore of a particular ethnic group and were not considered in a single context. The novelty of this research is an attempt to collect and systematize data on the role of the mammoth in the folklore of the peoples of the cir cumpolar world. The research sources are folklore and ethnographic data describing the image of the mammoth in the spiritual culture of the peoples of the North, as well as archival data from the Museum of anthropology and Ethnography and the Russian geographical society. According to the results of the study, it can be concluded that the ideas of the peoples of the North about the mammoth are very unusual, they have some similarities: the habitat, often the appearance. The basis for the construction of images around it are tusks and sometimes wool. Externally, the mammoth is syncretic, it combines the characteristics of an aquatic and land animal, while its morphology remains completely unknown, tusks are often mistaken for horns, and the presence of a trunk is almost never noted. In General, the mammoth seems to us a dangerous and sometimes malicious beast, the attitude to it among the peoples of the North is special, it participates in the process of creating the world, is a strong spirit-assistant to the shaman, often acts in legends as negative beings, sometimes even of a chthonic nature.

Федорова, А. Р.
О некоторых представлениях народов циркумполярного мира о мамонте / Федорова А. Р. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 148-152. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.026
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.026

7.
Автор:
Бойко Владимир Иванович

Издательство: Наука, Сибирское отделение

Год выпуска: 1987

Количество страниц: 180 с.

Работа посвящена изучению закономерностей развития отношения к труду у народностей Севера в процессе их перехода от патриархально-родового строя к социализму и в настоящее время. Рассматриваются теоретические проблемы исследования отношения к труду: анализируются сущность и специфика данного отношения, определяются его место в системе общественных отношений и наиболее значимые детерминанты. На основе обобщения результатов социологических исследований и данных статистики определяются состояние и основные направления изменения отношения к труду у народностей Севера в условиях интенсивного промышленного освоения региона их традиционного расселения. Характеризуются социально-профессиональная структура занятых в общественном производстве, их ориентация на виды труда, производственное поведение и удовлетворенность трудом
8.

Год выпуска: 1998

Дата: т. 2 (июль-сентябрь 1998 года)

Номер (№): 3

Количество страниц: 100 с.

9.

Количество страниц: 2 с.

Мурзин, Юрий Андреевич.
Всю жизнь в поисках отца : [о Андрее Николаевиче Игуменове, Алданский район] / Ю. А. Мурзин // Наука и техника в Якутии. - 2024. - N 1 (46). - С. 71-72.
DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-1-71-72

10.

Количество страниц: 2 с.

Мурзин, Юрий Андреевич.
Карандаш профессора Некрасова / Ю. А. Мурзин ; Институт мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН. - (Это интересно) // Наука и техника в Якутии. - 2023. - N 2 (45). - С. 71-72.
DOI: 10.24412/1728-516Х-2023-2-71-72