Ларионова Анна Семеновна (1955)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Отдел фольклора и литературы ; 677027, г. Якутск, ул. Петровского, 1 ; e-mail: degerenan@mail.ru ; http://igi.ysn.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р искусствоведения

Область научных интересов: Якутская народная музыка, олонхо

ID Автора: SPIN-код: 4261-1214, AuthorID: 118716

Деятельность: В 1981-1986 гг. - преподаватель теоретических дисциплин в Якутском музыкальном училище, в 1987-1990 гг. - старший редактор Гостелерадио ЯАССР, в 1991 г. - главный специалист по общереспубликанским мероприятиям ЦКиИ при Министертсве культуры ЯАССР. С 1991 г. работает в Институте гуманитарных исследований.

Документы 1 - 10 из 25
2.

Издательство: Наука

Год выпуска: 2000

Количество страниц: 162 с.

В монографии приведено комплексное исследование песенной лирики народа саха и дана ее жанрово-тематическая классификация. Изучена связь дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами и рассмотрена региональная стилистика песенной культуры якутов. Впервые представлены классификационная таблица, нотные расшифровки и карта региональных исполнительских стилей
3.

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 40 с.

Ларионова, А. С. Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения : специальность 17.00.02 / Ларионова Анна Семеновна ; Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. – Новосибирск : [б. и.], 2005. – 38 с.

4.

Издательство: ИГИиПМНС СО РАН

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 272 с.

В сборник вошли материалы конференции, посвященной 80-летию со дня рождения известного якутского фольклориста, переводчика, общественного деятеля П. Е. Ефремова. Статьи сборника группируются по четырем основным разделам, отражающим вопросы оценки вклада П. Е. Ефремова в научное изучение фольклора коренных народов Якутии, языка и фольклора коренных народов Северо-Западной Якутии и Таймыра, этнокультурного взаимодействия и этичности, текстологии фольклора. В приложении к сборнику публикуется биобиблиографический указатель П. Е. Ефремова
5.

Ответственность: Ларионова Анна Семеновна (Автор обозрения, рецензии), Радченко Наталья Николаевна (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 488 с.

В монографии на основе историко-театроведческого метода театр впервые рассматривается не только как один из просветительских институтов воздействия на общество, но и как инструмент укрепления власти. На этом фоне представлен процесс зарождения и формирования профессиональной театральной культуры Якутии, проанализировано развитие театра в пореформенный период XIX в., в 1920-1930-е гг. и в годы перестройки. Прослежено влияние государственной политики на формирование репертуара. Установлена взаимосвязь театра со зрительской аудиторией. Тем самым подтвержден тезис: театр нельзя отделить от государства, власти, общества, а государство, власть, общество — от театра.

Театр. Политика. Общество: Русский драматический театр в Якутии в политическом и социокультурном пространстве (1891-2000 гг.) / В. К. Крылова. – Новосибирск: Наука, 2019. – 478, [2] с. – ISBN 978-5-02-038806-2

6.

Количество страниц: 11 с.

Цель. В статье раскрыты особенности творческого самовыражения значимых моментов жизни в искусстве и эпосе народа Саха. Методология. В работе используются специальные и общие методы научного познания - анализа и сопоставления культурологических особенностей выражения прекрасного народов Саха. Результаты. Мифология послужила первичным материалом для воплощения эпической красоты олонхо. В произведениях художников выражены особые символы, открывающие смыслы, живущие в бессознательных глубинах души человека. Речь идет о мистической идентификации индивида или группы с тем или иным животным или растением, например с конем, одним из первоэлементов якутской культуры. Конь, являясь первым другом эпического богатыря, обладает магическими свойствами, оберегающими жизнь и покой обитателей Срединного мира. Олонхо-эпос представляет собой синкретичный жанр, и поэтому наряду с эпическим повествованием песни занимают довольно значительный объем. В музыкально-песенном коде отражена символика песенного воплощения тотемного животного, образа Мирового древа или эпического богатыря. Практически все запевы песен исполняются в стиле якутского традиционного пения. Другой особенностью творческого самовыражения художников является историко-этнографическая направленность тематики. Исторические композиции связаны со старым, романтическим образом города Якутска и его окрестностей. В нем бережно сохраняются неповторимые черты уклада жизни народа. Прекрасные образы прошлого отражены не только в художественных полотнах известных художников, но и в национальной опере. Выводы. Искусство прекрасно, так как представляет собой совершенное выражение художественного познания и творчества.

Борисова, А. А. Образно-символические средства выражения прекрасного в культуре саха / А. А. Борисова, А. С. Ларионова// Культура и цивилизация. - 2016. - N 3. - С. 176-186.

7.

Количество страниц: 10 с.

Ларионова, А. С. Мобильные параметры структуры текста в песнях стиля джиэрэтии ырыа олонхо В. О. Каратаева "Могучий Эр Соготох" / А. С. Ларионова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 5 (25). - С. 34-42.
DOI: 10.25587/q2298-4531-1771-p

8.

Количество страниц: 8 с.

В статье исследуется своеобразный жанр якутского фольклора поэма- тойук. Он отличается масштабностью и многоэпизодностью. Музыкальная часть поэм- тойуков вплоть до настоящего времени еще не изучена, хотя музыкальная составляющая тойуков славлений и песен- тойуков новеллического характера исследована в большей степени. Тем не менее, вплоть до настоящего времени отсутствуют также самостоятельные научные изыскания тойуков -славлений и песен- тойуков новеллического характера, как в филологическом, так и в музыковедческом аспектах. Выявлено, что существует единственная нотная запись поэмы- тойука "Суоhалдьыйа Толбонноох" в исполнении С.А. Зверева, зафиксированная первым профессиональным якутским композитором М.Н. Жирковым во время Вилюйской фольклорной экспедиции 1943 г. Данная запись хранится в фондах М.Н. Жиркова Национальной библиотеки РС(Я) им. А.С. Пушкина и еще не была введена в научный оборот. Проведено текстологическое сравнение вербальной части поэмы- тойука в записи М.Н. Жиркова с опубликованным фольклорным текстом в 4 части "Якутские народные поэмы- тойуки" из серии "Саха народнай ырыалара" ("Якутские народные песни"). Исполнителем этих двух вариантов является известный якутский народный певец С.А. Зверев, только опубликованная поэма- тойук записана А.А. Саввиным во время Вилюйской экспедиции в 1938 г. Сравнение показало, что текст, записанный через 5 лет не претерпел значительных изменений, а М.Н. Жирковым были продолжены традиции полевых исследований Вилюйской экспедиции Саввина-Боло 1938 г. как в плане выбора репертуара, так и в плане выбора исполнителей.

Ларионова, А. С. Специфика музыки традиционного жанра поэмы-тойука народа саха / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2018. - Т. 8, N 5A. - С. 97-104.

9.

Количество страниц: 8 с.

В статье изучены особенности полевых исследований по якутскому музыкальному фольклору ведущего этномузыковеда России Э.Е. Алексеева, который начал эту работу в 60-е гг. XX в. За этот период им записан большой объем образцов традиционной песенности народа саха, включающий разнообразные жанры и стили якутской песенности. Им во время экспедиций, проведенных в различных регионах Якутии, записаны фрагменты якутского героического эпоса олонхо и якутские народные песни в исполнении известных олонхосутов (исполнитель олонхо) и певцов. Все собранные им материалы в настоящее время хранятся в аудиовизуальном архиве Гарвардского университета (г. Кэмбридж, США) и в фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург, Россия). Кроме традиционной методологии при проведении экспедиционной работы Э.Е. Алексеев вводит экспериментальные полевые исследования при записи фольклорных образцов. Так, помимо апробированной записи музыкального фольклора, им проводилась специальная экспериментальная запись обрядового песнитанца осуохай. Для точной нотной фиксации многоголосной гетерофонической музыки песни-танца, была проведена запись каждого участника танца в отдельности. Также он записал имитации исчезнувших образцов якутского традиционного пения. Таким образом, Э.Е. Алексеев заложил новую экспериментальную методологию в полевой исследовательской работе.

Ларионова, А. С. Особенности полевых исследований в Якутии ведущего российского этномузыковеда Э. Е. Алексеева / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2017. - Т. 7, N 5A. - С. 288-295.

10.

Количество страниц: 9 с.

В статье исследуются термины стилей и жанров якутской традиционной песенности в контексте "Якутско-русского словаря" под редакцией П. А. Слепцова. В них представлены переводы стилей якутского пения дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. Термин дьиэрэтии ырыа введен Ф. Г. Корниловым, дэгэрэн ырыа ввел в этномузыкознание М. Н. Жирков. Такие жанры как тойук, кутуру, хабар5а ырыата и ырыа имеют в словаре переводы как музыкальные термины, но многие песенные жанры не переводятся как музыкальные. Слова, используемые для обозначения того или иного жанра, широко употребляемые в якутском языке, обозначают стиль, технический исполнительский прием или функцию. Это характерно для песен со специфическими тембровыми способами исполнения тангалай ырыата, хабара ырыата и хонгсуо ырыата. В суол ырыата перевод обозначает функцию, что это песни исполняемые во время пути. многие жанры якутской традиционной песенности представлены в его материалах Вилюйской экспедиции 1943 г. В якутском этномузыкознании еще недостаточно распространен термин лабангха ырыа, который обозначает стиль якутского пения, названный Э. Е. Алексеевым "промежуточным". Переводы имеют и исполнители тех или иных жанров и стилей традиционной якутской песенности - это тойуксут и ырыасыт. В будущем на основе подобных "Якутско-русскому словарю" под редакцией П. А. Слепцова работ необходимо разработать словарь "Якутских музыкальных терминов".

Ларионова, А. С. Термины традиционной песенности народа саха в контексте "Якутско-русского словаря" П. А. Слепцова / А. С. Ларионова // Культура и цивилизация. - 2019. - Т. 9, N 5A. - С. 84-92.
DOI: 10.34670/AR.2019.45.5.010