Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 46
1.

Количество страниц: 7 с.

Подробнее
В статье вниманию читателей предлагаются полузабытые слова из лексики шаманизма народа саха. Эти термины, вводимые нами в научный оборот, важны в том смысле, что могут внести некоторую ясность в вопросы о времени возникновения шаманов и их культовых практик. Известно, что архаичные символы лежат в основе многих современных ритуалов, сакральный смысл которых иногда теряется. Для восстановления забытых религиозных терминов нужно применять всесторонний анализ, объединяющий материалы этнографии, лингвистики, семиотики и фольклора. Этимологические и семантические параллели терминов дают повод утверждать, что шаманизм имеет общие истоки у всех народов алтайской языковой семьи. Здесь мы приводим термины, которые в совокупности объединены архаичным культом богинь-магерей и плодородия, четко прослеживаемым в шаманстве народов Сибири и Центральной Азии.
In this article, the readers are offered half-forgotten words from the vocabulary of shamanism of the Sakha people. These terms, introduced by us into scientific use. arc important in the sense that they can bring some clarity to the questions about the time of shamans and their religious practices. It is known that archaic symbols are the basis of many modem rituals, the sacred meaning of which is sometimes lost. In order to restore the forgotten religious terms, it is necessary to apply a comprehensive analysis that combines the materials of Ethnography, linguistics, semiotics and folklore. Etymological and semantic parallels of terms give reason to assert that shamanism has common origins among all peoples of the Altai language family. Here we give the terms, which together arc united by the archaic cult of goddesses-mothers and fertility, clearly traced in the shamanism of the peoples of Siberia and Central Asia.
Васильев, В. Е. Термины шаманизма, не вошедшие в "Толковый словарь якутского языка" (к проблеме мифо-религиозных и семантико-этимологических параллелей) / В. Е. Васильев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 134-140.
DOI: 10.25693IGI2218-1644.2018.04.015
2.

Количество страниц: 8 с.

Подробнее
В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к изучению литературного и научного творчества П.А. Ойунского как определенной творческой целостности. Отношение к устной традиции, по-разному и в различных контекстах акцентируемое в творчестве П.А. Ойунского, между тем как нельзя лучше выявляет его цельность как личности в этом вопросе. По текстам II.A. Ойунского. как литературным, так и научным, предпринята попытка последовательной реконструкции того, как формировалось творческое преломление им устной культуры народа. Скрытая логика повествовательных возможностей в его текстах позволяет сделать предположение о том. что в этом вопросе П.А. Ойунский пошел дальше своего предшественника - поэта А.Е. Кулаковского. Новизна творческого переосмысления П.А. Ойунским устной традиции народа нашла выражение в прецеденте создания инвариантного текста олонхо о Нюргун Боотуре, в воссоздании в стихотворной (ҺКрасный Шаманһ) и прозаической (ҺВеликий Кудангсаһ) формах мифологической основы этой традиции. Общая тенденция освоения фольклорного материала обусловлена включенностью этого процесса в творческую биографию П.А. Ойунского на всех этапах ее формирования, эволюцией автора в последовательном движении от стилистической организации поэтического языка фольклора к мифу, к воссозданию в литературном тексте его нарративной структуры и мифологической семантики.
The article substantiates the need for an integrated approach to the study of the literary and scientific creativity of P. Oyunsky as a certain creative integrity. The attitude of the oral traditions, in different ways and in different contexts focused in the work of P.A. Oyunsky, meanwhile, could not be better reveals his integrity as individuals in this matter. According to the texts of Oyunsky, both literary and scientific, an attempt was made to consistently reconstruct how the creative refraction of the oral culture of the people was formed. Hidden logic of narrative possibilities in texts Oyunsky allows us to make an assumption that in this matter he went further than his predecessor, the poet A.E. Kulakovsky. Novelty creative interpretation of P.A. Oyunsky oral traditions of the people found expression in the precedent of creating invariato text Olonkho about Nurgun Bootur. recreating in verse (“Red Shaman") and prose (“the Great Kudangsa”) forms the mythological basis of this tradition. The General trend of development of folklore material is due to the inclusion of this process in the creative biography of P. Oyunsky at all stages of its formation, the evolution of the author in a consistent movement from the stylistic organization of the poetic language of folklore to the myth, to the reconstruction in the literary text of its narrative structure and mythological semantics.
Покатилова, Н. В. Возвращение к истокам: фольклорно-мифологическая парадигма в литературном и научном творчестве П. А. Ойунского / Н. В. Покатилова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 127-134.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.012
3.

Количество страниц: 6 с.

Подробнее
В статье обосновывается актуальность отдельных положений марксизма в современных условиях, тогда как реализация его имеет свои национально-этнические особенности; в частности, исторически сложившаяся тяга россиян к холизму и космизму не позволила перенести это учение в чистом виде. Автором анализируется современное капиталистическое общество, отличающееся совершенно иной социально-классовой структурой, а также рядом новых целевых установок, обусловленных глобализацией, цифровой информатизацией и роботизацией. Обосновывается становление "свободы невыбора", когда интересы финансово-олигархических групп, военно-промышленных корпораций выдаются за насущные интересы всего общества и даже человечества в целом, и структуру отношений в обществе становится невозможно адекватно объяснить и описать с позиций классического марксизма и диалектико-материалистической методологии. Тем не менее автор связывает будущее человечества со становлением постнеклассической научной картины мира, нового технологического уклада, куда диалектика входит как составная часть более обшей теории коэволюции природы и общества. Главное при этом - не допустить потерю гуманизма, сохранить духовность, культуру уже в новом (пост)человеческом обществе
The article substantiates the relevance of certain provisions of Marxism in modem conditions, while its implementation has the specific national and ethnic characteristics; in particular, the historically developed thrust of Russians to holism and cosmism did not allow to transfer this doctrine in its pure form. The author analyzes the modem capitalist society, which is characterized by a completely different socio-class structure, as well as a number of new targets due to 1Ъе Globalization, The Digital Informatization and The Robotics. 1Ъе article substantiates the "freedom of non-choicc" formation, when the interests of financial and oligarchic groups, military-industrial corporations arc given for the vital interests of society and even humanity as a whole, and the structure of relations in society becomes impossible to adequately explain and describe from the standpoint of classical Marxism and dialectical-materialistic methodology. Nevertheless, the author connects the future of mankind with the formation of post-non-classical scientific picture of the world, with a new technological way, where the dialectics becomes a part of the more General theory of co-evolution of nature and society. The main thing here is the prevention of the loss of humanism, and support the efforts to preserve the spirituality and culture in the new (post)human society.
Лепов, В. В. Маркс и будущее человечества / В. В. Лепов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 92-97.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.011
4.

Количество страниц: 7 с.

Подробнее
Совокупность научных знаний К. Маркса по вопросам государства и права - это "Юриспруденция" К. Маркса. Разделы её - типология государства, классовая борьба и диктатура пролетариата, методология юриспруденции. Современная российская наука о государстве продолжает обращать внимание на функциональные возможности исторических способов производства. Значимы и положения второго раздела "Юриспруденции" К. Маркса, например, в области описания и объяснения происхождения (организации), развития и последствий "цветных" революций. Многие современные работы по проблемам государства и права связаны с методами диалектического материализма. В статье актуализированы некоторые обобщения К. Маркса. Известно, что развитые государства переживают последствия образования "глубокого государства". Между гем К. Марксом был обоснован тезис о необходимости превращения государства из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело "подчиненный". Современный век обозначился как век высоких технологий. В "Капитале" К. Маркса было использовано понятие "производительный организм" общества. Понятие учитывает технологический уровень общества и способно включать в свой состав и государственное управление. В статье подчеркнуты методологические возможности идеи К. Маркса о "современном государстве".
The totality of Marx’s scientific knowledge on the issues of state and law is “Marx’s Jurisprudence”. Its sections are typology of the state, class struggle and dictatorship of the proletariat, methodology of jurisprudence. Modem Russian science of the state continues to pay attention to the functionality of historical methods of production. Ihe provisic— of the second section of “Marx's Jurisprudence” are also significant, for example, in the field of description and explanation of the origin (organization), development and consequences of “color revolutions”. Many modem works on the problems of state and law arc connected with the methods of dialectical materialism. Some generalizations of K. Marx are actualized in the article. It is known that developed countries are experiencing the consequences of the formation of a “deep state”. Meanwhile, Marx was justified the thesis about the necessity of transformation of the state from an organ standing above society, “the organ of this society is entirely subordinate". The modem age was designated! as the age of high technologies. The concept of “productive organism” of society was used in K. Marx’s “Capital”. The concept takes into account the technological level of society and is able to include in its composition and public administration. The article highlights the methodological possibilities of Marx’s idea of “modem state”.
Миронов, Д. Н. "Юриспруденция" К. Маркса: к вопросу об основных разделах / Д. Н. Миронов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 86-92.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.010
5.

Количество страниц: 8 с.

Подробнее
В статье рассматривается проблема политической активности граждан PC (Я), их интерес к политической сфере жизни. С научной точки зрения интерпретируются такие понятия, как аполитизм и абсентеизм. Выделяются уникальные особенности этих явлений, предпосылки их образования и необходимость объективной опенки в функционировании современного общества. Исследование базируется на результатах анкетирования жителей г. Якутска, Кобяйского (пос. Сангар, с. Батамай), Жиганского (нос. Жиганск) и Булунского (нос. Тикси, с. Сиктях) районов Республики Саха (Якутия), проведенного в рамках работы экспедиции ҺПлавучий университет на р. Лена - 2017һ. Особое внимание уделено влиянию пространственного фактора (географическое расположение, условия жизнедеятельности) на предрасположенность к аполитичному настрою общества. Анализируется взаимозависимость уровня интереса к политике и доверия к власти, выводятся закономерности функционирования аналитизма в пространстве Республики (Саха) Якутия. Проводится анализ результатов oirpoca по возрастному и гендерному показателям
The article deals with the issue of political activity of citizens of the RS (Y). their interest in the political sphere of From the scientific point of view, such concepts as apolitism and absenteeism are interpreted. The unique features tese phenomena, the prerequisites for their formation and the need for its objective evaluation in the functioning of society arc singled out. The course of preparation for questioning the population is described. The results of the data collection in Yakutsk. Kobyaisky (Sangar village, Batamay village), Zhigansky (Zhigansk village) and :y (Tiksi, Siktyakh) ulus areas are presented in the w ork of the “Floating University on the Lena River 2017’. aasic hypothesis is proposed at the level of comparison in Yakutia, it is checked whether it corresponds to actual The question of the influence of the spatial factor (geographic location, living conditions) on the predisposition re apolitical mood of society is investigated. The interdependence of the level of interest in politics and trust in is analyzed, and regularities in the functioning of apolitism in the territory of the Republic (Sakha) of Yakutia are ed. A comprehensive analysis of the reasons underlying the specific attitude of the republic's citizens to politics as is being conducted. The Appendix contains a sample of the questionnaire and indicative histograms with the of the survey.
Новоприезжий, А. О. Отношение к политической власти жителей приленских районов (по материалам экспедиции РГО "Плавучий университет-2017") / А. О. Новоприезжий // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – C. 66-73.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.008
6.

Количество страниц: 7 с.

Подробнее
Актуальность исследования сельской семьи обусловлена как общероссийскими тенденциями, характерными для всей страны, так и спецификой регионального развития, где состояние аграрного сектора и самочувствие сельского населения, представленного в основном общинами коренных народов, всегда имели и имеют приоритетное значение. Цель статьи - выявить локальные особенности и сохранность традиционных семейных ценностей сельских жителей Республики Саха (Якутия). Представлены результаты полевых исследований автора, проведенных в Центральной Якутии. Дана характеристика среды обитания и систем расселения, краткая история заселения региона; рассмотрена эволюция традиционной якутской семьи в исторической ретроспектива проанализированы демографические процессы в исследованных сельских поселениях; особое внимание о современным трансформациям в брачно-семейной сфере. Подчеркивается, что жизненные и семейные I, их иерархия и значимость отличаются по гендерным группам населения. Сделан вывод о наличии социально-экономических проблем в аграрной сфере, усложняющих процесс адаптации сельского населения к изменяющимся общим условиям внешней среды (природно-климатическим, социально-экономическим и общественно-политическим), о необходимости разработки дифференцированных программ социально-экономического развития, не только ориентированных на имеющиеся ресурсы, но и способных регулировать финансовые инвестиции в сельские поселения.
The topicality of the study of the rural family is due to both the all-Russian trends characteristic of the whole country 2nd the specifics of regional development, in which the state of the agricultural sector and the health of the rural population, represented mainly by indigenous communities, have always been of priority importance. The purpose of the article is to identify local features and preservation of traditional family values of rural residents of the Republic of Sakha (Yakutia). The results of the author’s field studies conducted in Central Yakutia arc presented. The article describes r,e habitat and systems of settlement, a brief history of the settlement of the region, considered the evolution of the traditional Yakut family in historical retrospect, analyzed the demographic processes in the studied rural settlements, special attention is paid to modem transformations in the marriage and family sphere. It is emphasized that life and family values, their hierarchy and significance differ by gender groups of the population. It is concluded that there are socio-economic problems in the agricultural sector, complicating the process of adaptation of the rural population to .hanging general environmental conditions (natural, climatic, socio-economic and socio-political), the need to develop differentiated programs of socio-economic development, focused not only on the available resources, but also able to regulate financial investments in rural settlements.
Константинова, Т. Н. Сельские семьи Центральной Якутии в современных условиях / Т. Н. Константинова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 59-65.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.007
7.

Количество страниц: 7 с.

Подробнее
В статье на основании полевых исследований авторов проанализированы основные параметры уровня и качества жизни, социального самочувствия традиционных северных сообществ на примере жителей с. Тас-Юрях Мирнинского района, с середины 1970-х гг. находящегося в эпицентре активного индустриального освоения месторождений алмазов, нефти и газа Западной Якутии. Оценивая современную социально-экономическую ситуацию в селе, авторы выявили как позитивные, так и негативные стороны влияния развития горнодобывающих отраслей на коренное население Российского Севера. Социологические данные исследования домохозяйств позволили определить особенности формирования и распределения доходов сельчан, их сопряженность с уровнем образования, составом семьи и занятостью. Подчеркивая в целом достаточно высокие степень технической оснащенности хозяйств и процент занятости, в т.ч. на производственных объектах добывающих компаний, коренных жителей с. Тас-Юрях, связанные с этим возможности их высокой мобильности, авторы тем не менее отмечают встречающиеся сложности и неоднозначной характер оценки их реальных доходов.
In the article, based on the field researches of the authors, the main parameters of the level and quality of life, social well-being of traditional Northern communities are analyzed on the example of the residents of village Tas-Yuiyakh, Yuryakh, Mimy area, since the mid-1970s, it was located at the epicenter of the active industrial development of diamonds, oil and gas in Western Yakutia. Assessing the current socio-economic situation in the village, the authors identified both positive and negative aspects of the impact of the development of mining industries on the indigenous population of the Russian North. Sociological data of household research allowed to define the features of the formation and distribution of income of villagers, their relationship with the level of education, family composition and employment. In general, a sufficiently high degree of technical equipment of farms and the percentage of employment, including at the production facilities of mining companies, indigenous residents of Tas-Yuiyakh, the associated opportunities for their high mobility, the authors, however, note the difficulties encountered and the ambiguous nature of the assessment of their real incomes.
Томаска, А. Г. Уровень и качество жизни коренного населения промышленных районов РС (Я): к вопросу исследования ресурсов мобильности / А. Г. Томаска, С. И. Боякова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 44-50.
DOI: 10.25693./IGI2218-1644.2018.04.017
8.

Количество страниц: 6 с.

Подробнее
В статье рассматриваются проблемы и трудности развития социальной сферы Республики Саха (Якутия) в 1990-е гг. - в период перехода на рыночные отношения. Сложность стартового этапа рыночных реформ потребовала новых подходов, отличных от других регионов Российской Федерации. Вхождение в рыночную систему координат привело к коренным изменениям в государственном управлении социальной сферы. На смену уравнительно-распределительной системе пришла адресная система социальной зашиты населения. Формировался новый рынок труда, осуществлялась активная политика занятости. Своевременно был принят целый ряд социальных программ: жилищное строительство; пенсионное обеспечение; социальная поддержка инвалидов и безработных; охрана материнства и детства. Социальную стабильность в Республике Саха (Якутия) удалось сохранить благодаря государственному регулированию социально-трудовой сферы. Был взят стратегический курс на социально ориентированную экономику). Вместе с тем недостаток финансовых средств не позволил увеличить размеры социальных выплат, которые производились без учета совокупного дохода семьи. Остро стояла проблема повышения трудовой мотивации в условиях рыночной экономики. Перестала действовать система северных льгот, которая была достаточна эффективна в советский период. Была свернута социальная поддержка работающих на уровне предприятий (санатории, детские сады, летний отдых детей). Темпы структурной перестройки экономики, создание новых отраслей промышленности не совпадали по времени с осуществлением социальных реформ в обществе.
The article deals with the problems and difficulties of development of the social sphere of the Republic of Sakha (Yakutia) in the 90s - the period of transition to market relations. The complexity of the initial stage of market reforms required new approaches that differ from other regions of the Russian Federation. Entering the market system of coordinates led to fundamental changes in the state administration of the social sphere. The system of social protection of the population has replaced the equalizing and distributing system. new labor market was formed an active employment policy was implemented. A number of social programs adopted in a timely manner: housing construction, pensions, social support for the disabled and the unemployed, protection of motherhood and childhood. Social stability in the Republic of Sakha (Yakutia) maintained thanks to state regulation of the social and labor sphere. A strategic course was taken for a social-oriented economy. At the same time, the lack of financial resources did not allow increasing the amount of social payments that were made without taking into account the aggregate income of the family. There was an acute problem of increasing labor motivation in a market economy. The system of northern benefits ceased to operate, which was effective enough in the Soviet period. The social support of those working at the enterprise level (sanatoriums, kindergartens, summer rest for children) was minimized. The pace of economic restructuring, the creation of new industries did not coincide with the implementation of social reforms in society.
Толстых, Г. В. Проблемы развития социальной сферы Республики Саха (Якутия) на этапе перехода к рыночным отношениям / Г. В. Толстых // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – C. 38-43.
DOI: 10.25693/IGI-1644.2018.04.005
9.

Количество страниц: 9 с.

Подробнее
В статье анализируются опубликованные материалы о похоронной обрядности тундровых юкагиров (ваду-лов) на протяжении столетия (начало - конец XX вв.) и полевые данные автора, полученные в начале XXI в. Исследуемое время разделено на четыре хронологических периода в соответствии со временем сбора полевого материала: 1902, 1959, 1995, 2014 гг. Все материалы сгруппированы в таблицу с выборками по шести темам: Ритуалһ, ҺОберег, очищениеһ. ҺОдеждаһ. ҺИнвентарьһ, ҺЕздовой олень и жертвоприношениеһ. ҺНадмогильное сооружениеһ. Сопоставления полученных данных показали пролонгирование отдельных элементов похоронной обрядности тундровых юкагиров в течение исследуемого периода. В то же время на протяжении XX в. □од влиянием различных факторов (атеистическая пропаганда, иноэтнические заимствования, технический прогресс) обнаруживаются изменения отдельных элементов в зависимости от степени сохранности и слеlования самобытным культурным традициям. Выделяются следующие блоки: дохристианские языческие традиции, иноэтнические (тунгусские) заимствования, влияние христианизации. С середины XX в. усилилась тенденция к уменьшению доли традиционных средств передвижения, одежды, орудий труда, утвари в качестве сопроводительных вещей погребального комплекса и замене их макетами. Данные таблиц проливают свет на отдельные вопросы этнографии и традиционной культуры юкагирского народа.
The article analyzes the published material is about the burial rites of the tundra Yukagirs of vadulov for over a century (in early XX - in late XX centuries) and the field data of the author collected at the beginning of XXI century , he study time is div ided into four chronological periods in accordance with the time of collection of field data: 1902, ^59.1995 and 2014. All materials grouped into three tables with samples on six topics: “Ritual", “Amulet, absolution". “Clothes”, "Inventory", “Riding deer and sacrifice", “Gravestone". Comparisons of the data obtained showed the prolongation of individual elements of the burial rites of tundra Yukagirs during the study period. At the same time, r roughout the XX century the influence of various factors (atheistic propaganda, foreign ethnic borrowing, technological .-.anges) detected by the variability of the individual elements. The changes also depended on the degree of preservation and adherence to their own distinctive cultural traditions. There are the following blocks: the pre-Christian pagan raditions, foreign ethnic (Tungus) borrowings and the influence of Christianization. Since the middle of XX century the tendency of reducing the share of traditional vehicles, clothes, tools, utensils in an accompanying burial complex things and replace them with models. These tables shed light on certain issues of Ethnography and traditional culture of the Yukagir people.
Жукова, Л. Н. Погребальный обряд тундровых юкагиров: традиции и современность / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – C. 19-27.
DOI: 10/25693/IGI2218-1644.2018.04.006
10.

Количество страниц: 10 с.

Подробнее
В данной статье анализируется происхождение этнонима Хангалас. С хангаласцами связан образ родоначальника Эллэя и предводителя всех якутских родов Тыгына. От хангаласцев произошло население не только современного Хангаласского и Мегино-Кангаласского, но и Горного, Олекминского, Сунтарского и Нюрбинского улусов. Хангаласцы также весьма активно участвовали в происхождении якутского населения Абыйского, Момского и Колымских улусов. Хангаласцы традиционно связываются с тюркским племенем канглы и считаются носителями кипчакского компонента в составе народа саха. Канглы считаются потомками ираноязычного Канпой, государства в Средней Азии. По другой версии, канглы сопоставляются с кочевым объединением Гаопой через слово, обозначающее "телегу". Это гипотеза позволила Г.В. Ксенофонтову связать хангаласцев с древними уйгурами, бежавшими в IX в. к племенам да-шивей. В данное время наиболее популярной является версия А.И. Гоголева, связывающая кангаласцев с кыпчакским компонентом в этногенезе саха. Согласно гипотезе А.И. Гоголева и И.В. Константинова, кангаласцы являются последней волной пришельцев с юга, принесших погребения с конем, и связываются с культурой "кыргыс-ётёхов" XVI-XVII вв. Исследователь Ю.А. Зуев обнаруживает канглы среди туматов-дубо и буир-нурских татар. В статье подробно обсуждаются эти версии, а также эвенкийская версия происхождения хангаласцев. Гипотеза тунгусо-веда В.А. Туголукова основана на наличии Кангаласских родов среди приамурских эвенков и отождествлении их с более ранними нанагирами. Данная версия выводит этноним хангалас от одноименного слова в значении Һгусьһ и связывает хангаласцев с качин нами и гипотезой JI.P. Кызласова о происхождении термина "хакас" от слова "хаас".
This article explores the origin of the ethnonym Khangalas. The image of the ancestor of Elleya and the leader of all the Yakut tribes of Tygyn is connected with the Khangalassy people. From Khangalassy people are not only the modem Khangalassky and Mcgino-Khangalassky ulus, but also Gomy (formerly East Kangalassky), Olekminsky, Suntar and Nyurbinsky uluses. Khangalassy people also very actively participated in the origin of the Yakut population of the Abyysky. Momsky and Kolyma uluses. Khangalassy people traditionally connect with the Turkic tribe kangla and are considered to be the carriers of the Kypchak component in the Sakha people. Kanglas arc considered descendants of Iranian-speaking Kangyu. a state in Central Asia. According to another version, the kanglas are compared with the nomadic association of Gaogyui through the word for “cart". This hypothesis allowed G.V. Ksenofontov to connect the Khangalassy people w ith the ancient L'ighurs who fled in the IX century to the tribes of Da-shivey. At this time, the most popular version is A.I. Gogolev, connecting the Kangalassy people w ith the Kypchak component in the ethnogencsis of the Sakha. According to the hypothesis of A.I. Gogolev and I.V. Konstantinov, the Kangalas arc the last wave of strangers from the south, which brought burials with the horse and are associated with the culture of “Kyrgyz-etehev" of the XVI XVII centuries. Researcher Yu.A. Zuev discovers kangly among the Tamat-dubo and Buir-Nur Tatars. ITiis article is discussed these versions in detail. Also, the Evenk version of the origin of the Khangalassy people is discussed. The hypothesis of the Tungusologist V.A. Tugolukov is based on the presence of Kangalassian genera among the Amur Evenks and their identification with earlier nanagirs. This version explains the ethnonym Khangalas from the same name with the meaning “goose". This version of the origin of the Khangalassy people connects them with the Kachin people and the hypothesis of L.R. Kyzlasov about the origin of the term “Khakas" from the word “Haas".
Ушницкий, В. В. Формирование исторического ландшафта Якутии: происхождение хангалассцев / В. В. Ушницкий // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2018. – N 4 (25). – С. 10-19.
DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.04.002