Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 496
1.

Количество страниц: 10 с.

Якутское устное народное творчество отражает историю, культуру и философию народа саха. Изучение его словесной структуры способствует познанию многих явлений, присущих языку народа. Так, на современном этапе развития якутского языкознания одной из актуальных задач является исследование языка жанров якутского устного народного творчества, в частности, обрядовой поэзии. Свадебный алгыс (благопожелание) – уникальный архаичный пласт фольклора якутов, добрые пожелания родных, близких молодым супругам. Изучение его лексических и морфологических особенностей определяет характерные черты выразительной устной поэтической речи, которая отражает свадебную культуру народа саха. Целью исследования является изучение особенностей языка свадебных алгысов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть классификацию обрядовой поэзии якутов; выявить особенности свадебного алгыса как разновидности алгыса; исследовать лексические и морфологические особенности якутских свадебных алгысов. В ходе работы применена комплексная лингвистическая методика, включающая описательный, структурный, статистический методы. Материалом исследования являются тексты свадебных алгысов из научного издания "Обрядовая поэзия саха (якутов)" (2003). Выявлены такие лексические и морфологические особенности якутских свадебных алгысов: характерные формульные выражения, парные слова, архаическая лексика, иносказания, синонимы и антонимы в ритмико синтаксических параллелизмах, глаголы в повелительном наклонении, междометия, выражающие эмоционально-волевые реакции. Научная новизна работы состоит в том, что изучение особенностей языка свадебных алгысов ранее не было предметом специального изучения и впервые проанализировано в лексическом и морфологическом аспекте. Основные положения и результаты работы могут быть использованы при дальнейших исследованиях особенностей языка других разновидностей алгыса, а также других жанров якутского устного народного творчества. Практическая часть исследования может быть применена при преподавании лексики и морфологии якутского языка, а также спецкурса по языку фольклора, на занятиях по филологическому анализу художественного текста.
Yakut oral folk art reflects the history, culture and philosophy of the Sakha people. The study of its verbal structure contributes to the knowledge of many phenomena inherent in the language of the people. Thus, at the present stage of development of Yakut linguistics, one of the urgent tasks is to study the language of genres of Yakut oral folk art, in particular, ritual poetry. Wedding algys (benevolence) is a unique archaic layer of Yakut folklore, good wishes from relatives and friends to young spouses. The study of its lexical and morphological features determines the characteristic features of expressive oral poetic speech, which reflects the wedding culture of the Sakha people. The purpose of the study is to study the features of the language of wedding algуs. To achieve this goal, the following tasks are being solved: to consider the classification of Yakut ritual poetry; to identify the features of wedding algys as a variety of algys; to explore the lexical and morphological features of Yakut wedding algys. In the course of the work, a comprehensive linguistic methodology was applied, including descriptive, structural, and statistical methods. The research material is the texts of wedding algys from the scientific publication ҺRitual Poetry of the Sakha (Yakuts)һ (2003). The following lexical and morphological features of Yakut wedding algys have been identified: characteristic formulaic expressions, paired words, archaic vocabulary, allegories, synonyms and antonyms in rhythmic and syntactic parallelisms, verbs in the imperative mood, interjections expressing emotional and volitional reactions. The scientific novelty of the work lies in the fact that the study of the features of the language of wedding аlgуs has not previously been the subject of special study and has been analyzed for the first time in lexical and morphological aspects. The main provisions and results of the work can be used in further studies of the language features of other varieties of аlgys, as well as other genres of Yakut oral folk art. The practical part of the research can be applied in teaching vocabulary and morphology of the Yakut language, as well as a special course on the language of folklore, in classes on the philological analysis of literary text.

Сорова, И. Н.
Особенности языка якутских свадебных алгысов / И. Н. Сорова, С. А. Заровняева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2025, N 2 (17). - С. 5-14. - DOI: 10.25587/2782-6627-2025-2-5-14
DOI: 10.25587/2782-6627-2025-2-5-14

2.
Заглавие: Холод и жизнь

Количество страниц: 10 с.

Статья рассказывает о традиционных видах зимней одежды и головных уборов, используемых в России, подчеркивая их функциональность и приспособленность к суровым климатическим условиям. Автор отмечает важность правильного питания для выживания и сохранения здоровья в условиях холодного климата.

Алексеев, В. Р.
Холод и жизнь / В. Р. Алексеев ; Институт мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН // Наука и техника в Якутии. - 2024. - N 2 (47). - C. 90-99. - DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-2-90-99
DOI: 10.24412/1728-516Х-2024-2-90-99

3.

Ответственность: Попова Людмила Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Вся история любого народа и этноса сокрыта в их традиционных ремеслах. В истории культуры народа саха ювелирное искусство занимает особое место. Проявлением национальной идентичности является опирающееся на традиции народное искусство народа. Именно в нем проявляется то, что называется духом народа. В современных условиях необходимо не только сохранить культуру народа саха, но и поднять на новую высоту. В исследовании приводится анализ результат о вопроса, проведенного автором, в котором участвовали две независимые друг от друга группы потребителей разных возрастных категорий, поскольку возраст потребителей влияет не только на их платежеспособность, но и на ценностные установки, восприятие дизайна. Респондентам было предложено выбрать из двух изображений ювелирных изделий одно, которое им больше понравилось и наиболее полно удовлетворяет их требования к изделию. Изделия на изображениях отличались тем, что в одном из них были традиционные якутские украшения, а другое было более "стандартизировано" и нацелено на массовую аудиторию. Также респондентам предлагалось ответить на вопрос об их готовности доплатить за ювелирное изделие с этническими элементами.
The entire history of any people and ethnic group is hidden in their traditional crafts. Jewelry art occupies a special place in the cultural history of the Sakha people. The manifestation of national identity is the folk art of the people, based on traditions. It is in him that what is called the spirit of the people is manifested. In modern conditions, it is necessary not only to preserve the culture of the Sakha people, but also to raise it to new heights. The study provides an analysis of the results of a survey conducted by the author, in which two independent groups of consumers of different age categories participated, since the age of consumers affects not only their ability to pay, but also their values and perception of design. Respondents were asked to choose from two images of jewelry the one that they liked best and that most fully satisfied their requirements for the product. The items in the images were different in that one of them featured traditional Yakut jewelry, while the other was more "standardized" and aimed at a mass audience. Respondents were also asked to answer a question about their willingness to pay extra for jewelry with ethnic elements.

Прокопьева, С. Э.
Идентичность саха: внешние атрибуты в ювелирных традиционных украшениях г. Якутска / С. Э. Прокопьева ; научный руководитель Л. Н. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 82-86.

4.

Количество страниц: 19 с.

В статье проводится семиотический анализ шаманских атрибутов и одежды эвенов, зафиксированных в ходе экспедиции 2024 года в Среднеколымском районе Республики Саха (Якутия). Основное внимание уделено детскому шаманскому комплекту (хамасак тэти куҥаҥи) и ритуальному головному убору (хамасак авун) из коллекции Березовских эвенов. Автор исследует символический язык и знаковые функции этих предметов, демонстрируя их роль как сакральных текстов культуры. Исследование выявляет, что вещный мир шаманского культа представляет собой сложную систему знаков и символов, отражающих архаичную картину мира. Особое внимание уделяется анализу терминологии, связанной с шаманскими практиками, которая аккумулирует глубинные сакральные смыслы. Символическое значение этих терминов соотносится с ключевыми концептами: "дух", "душа", "нить", "мысль", "предок", "покровитель", "тотем", "знак", "вместилище", "идол", "изображение" и др. Важным аспектом исследования является анализ материальной культуры шаманских атрибутов. Детский шаманский комплект, включающий кафтан, головной убор, бубен и колотушку, рассматривается как точная миниатюрная копия взрослого ритуального облачения. Головной убор с изображениями гагар (өкэҥэ) и антропоморфными элементами (бэйкэн) анализируется как сложный семиотический объект, воплощающий космологические представления эвенов. Особое значение в работе придается исследованию технологических особенностей изготовления шаманских атрибутов, включая использование сакральных материалов (олений волос, ровдуга) и особых техник орнаментации. Автор подчеркивает, что эти предметы выполняли различные функции: служили инструментами коммуникации с духами, воплощали модель Вселенной, выступали в качестве защитных оберегов и носителей традиционных знаний. Проведенный анализ вносит значительный вклад в изучение традиционной культуры эвенов, раскрывая глубинные пласты их мировоззрения и демонстрируя сложную систему символических кодов, заложенных в шаманских атрибутах.
The article presents a semiotic analysis of shamanic attributes and clothing of the Evens, documented during a 2024 expedition to the Srednekolymsky District of the Republic of Sakha (Yakutia). The study focuses on a children’s shamanic set (khamasak teti kungangi) and a ritual headdress (khamasak avun) from the collection of the Berezovsky Evens. The author examines the symbolic language and sign functions of these objects, demonstrating their role as sacred cultural texts. The research reveals that the material world of shamanic cults constitutes a complex system of signs and symbols reflecting an archaic worldview. Particular attention is paid to the analysis of terminology associated with shamanic practices, which accumulates profound sacred meanings. The symbolic significance of these terms correlates with key concepts: “spirit”, “soul”, “thread”, “thought”, “ancestor”, “patron”, “totem”, “sign”, “receptacle”, “idol”, “image”, and others. An important aspect of the study is the analysis of the material culture of shamanic attributes. The children’s shamanic set, comprising a caftan, headdress, drum, and beater, is examined as an exact miniature replica of adult ritual attire. The headdress adorned with loon (ökänge) images and anthropomorphic elements (beyken) is analyzed as a complex semiotic object embodying the cosmological views of the Evens. Special emphasis is placed on investigating the technological features of shamanic attribute production, including the use of sacred materials (reindeer hair, rovduga) and specialized ornamentation techniques. The author highlights that these objects served multiple functions: as tools for communication with spirits, models of the universe, protective amulets, and vessels of traditional knowledge. The conducted analysis makes a significant contribution to the study of Even traditional culture, uncovering deep layers of their worldview and demonstrating the intricate system of symbolic codes embedded in shamanic attributes.

Варавина, Г. Н. "Вещь" и "символ": атрибутика шаманского культа эвенов как сакральный текст культуры (по материалам научной экспедиции) / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Арктика. XXI век. - 2025. - N 2 (40). - С. 32-47. - DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-48-66
DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-48-66

5.

Количество страниц: 26 с.

В статье рассматриваются культурологические и социокультурные аспекты гастродипломатии, а также ее истоки и современное состояние. Анализируются исторические корни гастродипломатии, уделяется особое внимание ключевым событиям и фигурам, способствовавшим популяризации гастрономии на мировой арене. Приводятся различные формы гастрономической дипломатии рассматриваемых территорий. Цель исследования заключается в изучении актуальных социокультурных и культурологических аспектов гастродипломатии, включая ее культурное значение в контексте участия стран в международных, государственных и региональных кулинарных фестивалях. Рассматриваются и выделяются особенности национальных кухонь Якутии и Африки, приводятся примеры успешных гастродипломатических кампаний, а также анализируются вызовы, с которыми сталкиваются государства в условиях глобализации и конкуренции со стороны других стран. Результаты исследования включают анализ продвижения алиментарного наследия различных стран, выделение общих и локальных культурологических и социокультурных особенностей гастродипломатии, которая выступает важным инструментом внешней политики и культурной дипломатии. Практическая значимость работы заключается в выявлении гастрономической дипломатии как средства укрепления культурных связей, содействия экономическому развитию и формирования положительного имиджа стран на международной арене. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением различных аспектов алиментарной культуры, включая лингвокультурные особенности национальных кухонь рассматриваемых стран, что обусловлено их важной ролью не только в развитии дипломатической деятельности, но и в усилении взаимопонимания и межкультурной связи на глобальном уровне. В заключении представлены рекомендации по дальнейшему развитию гастродипломатических стратегий с акцентом на необходимость интеграции традиций и инноваций в кулинарной сфере.
This article explores the cultural and sociocultural aspects of gastrodiplomacy, as well as its origins and current state. It analyzes the historical roots of gastrodiplomacy, with particular attention to key events and figures that contributed to the global popularization of gastronomy. Various forms of gastronomic diplomacy of the regions under consideration are presented. The aim of the study is to examine contemporary sociocultural and cultural studies perspectives on gastrodiplomacy, including its cultural significance in the context of countries’ participation in international, national, and regional culinary festivals. The article highlights the distinctive features of the national cuisines of Yakutia and Africa, provides examples of successful gastrodiplomatic campaigns, and analyzes the challenges faced by states amid globalization and international competition. The findings include an analysis of how culinary heritage is promoted across different nations, identifying both common and local cultural and sociocultural characteristics of gastrodiplomacy, which serves as an important tool for foreign policy and cultural diplomacy. The practical significance of this research lies in recognizing gastrodiplomacy as a means to strengthen cultural ties, promote economic development, and shape a positive international image for countries. The prospects for research are related to further exploration of various aspects of alimentary culture, including the linguocultural features of the national cuisines of the countries under consideration. This is due to their important role not only in the development of diplomatic activities but also in strengthening mutual understanding and intercultural communication on a global level. In conclusion, recommendations are offered for further development of gastrodiplomatic strategies, emphasizing the importance of integrating traditions with innovations in the culinary sphere.

Ангуа, А. Н.
Культурологические и социокультурные аспекты гастродипломатии в Якутии и Африке / А. Н. Ангуа, И. З. Борисова ; Университет Дуалы, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Арктика. XXI век. - 2025. - N 2 (40). - С. 6-31. - DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-6-31
DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-6-31

6.

Ответственность: Яковлева Капитолина Максимовна (Научный руководитель)

Количество страниц: 3 с.

Статья посвящена истории происхождения платья халадай у якутов, а также его дальнейшей трансформации с течением времени. В данной работе рассматриваются вопросы того, как она появилась у якутов, и как она стала традиционной одеждой современных якутов. А также ее использование и значение на сегодняшний день.
The article is devoted to the history of the origin of the dress of the haladay from the Yakuts, as well as its further transformation with the passage of time. This paper examines the issues of how it appeared in the Yakuts, and how it became the traditional clothing of the modern Yakuts. And also its use and significance for today.

Михайлова, С. М.
История платья халадай у якутов / Михайлова С. М. ; научный руководитель Яковлева К. М. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Исторический факультет // Аргуновские чтения - 2018 : материалы международной научно-практической конференции (workshop), приуроченной к 100-летию дополнительного образования детей в Якутии, 5апреля 2018 г. / [под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова, А. В. Михайлова и др.]. - Якутск : ИЦ АГИКИ, 2018. - (Культура Арктики ; вып.6). - С. 120-122.

7.

Количество страниц: 5 с.

Культ оленя имеет огромное значение в мифоритуальном пространстве коренных малочисленных народов Севера. Весь вещный мир и обрядово-ритуальная символика северных народов связана с оленьей тематикой. В связи с этим в статье рассматривается культ оленя у эвенов и эвенков (тунгусов), а именно его почитание и сакрализация. Для северных народов олень являлся и является священным животным. Культ оленя является важнейшим культурным кодом у эвенов и эвенков, с помощью которого в прошлом человек устанавливал коммуникативную связь с верховными божествами и духами покровителями и осваивал особый мифологический мир.
The cult of deer is of great importance in the municipal space of the indigenous minorities of the North. The entire real world and ritual and ritual symbolism of the northern peoples is associated with deer themes. In this regard, the article considers the cult of deer among Evens and Evenks (Tungus), namely its veneration and sacralization. For the northern peoples, deer was and is a sacred animal. The cult of deer is the most important cultural code among Evens and Evenks, with the help of which in the past a person established a communicative connection with the supreme deities and spirits patrons and mastered a special mythological world.

Варавина, Г. Н.
Культ оленя в религиозном ландшафте коренных народов Севера / Г. Н. Варавина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Аргуновские чтения - 2022 : материалы VIII Международной научно-творческой конференции (workshop), посвященной 100-летию государственного деятеля, ученого Ивана Александровича Аргунова и 100-летию образования ЯАССР / под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: А. Д. Алексеева, Т. И. Аргунова-Лоу, У. А. Винокурова [и др.]. - Якутск : НБ РС (Я), 2022. - (Культура Арктики ; вып. 13). - С. 47-51.

8.

Количество страниц: 2 с.

Сыромятникова, С. И.
Дьааҥы поэта В. П. Стручков - Дуулаҕа Дьуһаал олоҥхолорун уратылара / С. И. Сыромятникова ; И. И. Котельников аатынан Дулҕалаах орто оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 26-27.

9.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье автор раскрывает образовательную среду ученика Айылгы эйгэтэ (Ийэ кут), Уйулҕа эйгэтэ (Салгын кут), Дьулуур эйгэтэ (Буор кут).
In this article the author reveals educational environment of the student Aiylgy Eygete (Iye kut), Uyulga eigete (Salgyn kut), Dyuluur eigete (Buor kut).

Кузьмина, А. Н.
Оҕо үс сомоҕо эйгэтэ / А. Н. Кузьмина ; Д. П. Коркин аатынан Чурапчытааҕы республиканскай спортивнай орто үөрэхтээһин олимпийскай резервэ интернат-оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 23-25.

10.

Количество страниц: 10 с.

Статья посвящена одной из версий происхождения народа саха. Сама проблема на сегодня уже имеет свою немалую историографию и продолжает оставаться дискуссионной. В якутском научном сообществе в целом превалирует мнение о представителях курумчинской культуры-курыканах, древнем тюркском племени, обитавшем в V-X вв. в Прибайкалье. Однако оно оспаривается учеными-исследователями Иркутска и Бурятии. К полемике отечественных исследователей древней и средневековой истории кочевых народов Евразии автор привлек работы зарубежных ученых (Турции, Казахстана). Вывод - один: происхождение и этногенез саха в своей ранней стадии все еще требует дополнительной доказательной базы и критического переосмысления многих известных фактов. Существующая полемика и наличие значительного количества "белых пятен" в представляемой проблеме дает право автору высказать и свое мнение без какого-либо его навязывания кому бы то ни было.
The article is devoted to one of the versions of the origin of the Sakha people. The problem itself today already has its own considerable historiography and continues to remain controversial. In the Yakut scientific community as a whole, the prevailing opinion is about the representatives of the Kurumchiculture - the Kurykans, an ancient Turkic tribe that lived in the 5th-10th centuries. in the Baikal region. However, it is disputed by research scientists from Irkutsk and Buryatia. The author attracted the work of foreign scientists (Turkey, Kazakhstan) to the polemics of domestic researchers of the ancient and medieval history of the nomadic peoples of Eurasia. There is only one conclusion: the origin and ethnogenesis of the Sakha in its early stages still requires additional evidence and a critical rethinking of many known facts. The existing controversy and the presence of a significant number of “blank spots” in the problem being presented gives the author the right to express his opinion without imposing it on anyone.

Желобцов, Ф. Ф.
Курыканы – предки народа саха: поиск истины / Ф. Ф. Желобцов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "История. Политология. Право". - 2024. - N 3 (35). - С. 102-111. - DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-102-111
DOI: 10.25587/2587-5612-2024-3-102-111